logo
Otvety_na_TGP

Сущность и социальное назначение права

Сущность права, т.е совокупность признаков; это главная, внутренняя, устойчивая

качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе; заключается в гос.-волевом характере права, потому что здесь выражается воля государства.

Государство первично, право вторично; «государство есть источник права» – Габриэль Феликсович Шершеневич

Лев Иосифович Петражицкий – «право формируется у человека в сознании».

Рудольф Иеринг – «право первично», люди устанавливали правила поведения, позже стали появляться социальные институты.

Имри Сабо – пришел к примирительной позиции, считает, что государство и право появились одновременно.

Марксистско-ленинский подход: сущность права проявляется в том, воле какого государства оно служит. Если право выражает волю государства, то оно также имеет классовый характер.

Государство и право имеют общенародную сущность, т.е. интересы общей воли.

Шершеневич: общество состоит из классов и слоев с несовпадающими интересами, в таком случае государство очень неустойчиво.

Современный подход: государство и общество развивается от меньшей свободы к большей. Некоторые считают, что общенародной воли не может быть, выражается соотношение воль (интересы некоторых).

В процессе исторического развития меняется не только сущность государства, но и сущность права.

В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.

1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным

классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные

интересы - над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально - классовый регулятор общественных отношений.

2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство

согласия, взаимных уступок, а в целом - механизм управления делами общества. Это не

означает, что право не связано с принуждением. Оно необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются непринуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.