logo search
otvety_na_vse_voprosy_po_konstit_pravu_ekz_posled_variant

77. Конституционный Суд рф: порядок формирования, состав, компетенция, организация деятельности.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

КС РФ состоит из 19 судей, один из которых является председательствующим и один – его заместителем.

Эти судьи избираются на пленарном заседании КС сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет.

Судьи КС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судьей КС может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юр. образование и стаж работы по юр. профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судьи КС РФ независимы и обладают неприкосновенностью.

Структура КС РФ включает в себя 2 палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей КС. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет свои обязанности по руководству в рамках этого заседания.

Принципы деятельности КС:

  1. независимость судей КС РФ;

  2. коллегиальность рассмотрения дел;

  3. гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний);

  4. состязательность и равноправие сторон (этот принцип для конституционного судопроизводства условный, тк решения выносятся на основании документов и собственно сторон нет).

КС РФ вправе: 1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ ФЗ, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров м/у органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, договоров м/у органами гос. власти субъектов РФ; не вступивших в законную силу международных договоров РФ; 2) разрешать споры о компетенции: м/у федеральными органами гос. власти; м/у органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ; м/у высшими гос. органами субъектов РФ; 3) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) давать толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Г. Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации); 6) проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов; 7) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ.