logo
otvety_na_vse_voprosy_po_konstit_pravu_ekz_posled_variant

6. Правовая охрана Конституции рф и конституционно-правовая ответственность.

Правовая   охрана   К.   РФ  установлена законодательством в целях обеспечения неизменности  и  постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства  К.  как Основного Закона гос-ва, сущности  и гарантий прав  и  свобод чел.  и  гражданина, политич, религиозного  и  идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства  и  других демократических принципов. Смысл охраны К, РФ заключается в обеспечении ее верховенства на практике и выражена в следующих формах: самоохрана; охрана институтами гражданского общества, народом и отдельными гражданами, охрана государством, его органами и органами МСУ. Особенность самоохраны К. РФ состоит в отсутствии волевого субъекта, осуществляющего данную функцию, т.е. К, РФ способна самообеспечиваться в силу своей социальной востребованности. Но в то же время полноценная реализация К возможна лишь при поддержке гражданского общества. Основной формой охраны К является гос-во в лице высших органах власти, среди V главное место занимает КС РФ, составляющий систему органов «верховного конституционного контроля» в которую, помимо КС, входят Президент РФ и Генеральная прокуратура. Значительными полномочиями в охране К. наделены также – Правительство, Верховный суд и Высший арбитражный суд. Статья 80 Конституции РФ закрепляет, что Президент РФ является гарантом К. Роль Президента РФ в охране К. заключается в его праве и обязанности защищать основы конституционного строя – суверенитет, независимость и гос. целостность

К/п ответственность–это самостоятельный вид юр. ответственности, осуществление мерV(в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов) не только устанавливается к/п нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту к/п отношений. Конституционное и законодательное признание к/п ответственности и установление как одного из видов юр. ответственности повышает эффективность к/п норм, усиливает их влияние на общественно-политич. практику. Субъектами к/п ответственности выступают как физ. лица, так и коллективные образования. Физ. лица как субъекты к/п ответственности представлены гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства, должностными лицами и др. В качестве коллективных образований выступают гос. органы, негосударственные органы и объединения и др.

Основанием к/п ответственности может являться не соответствующее нормам конституционного права поведение и наступление иных обстоятельств, прямо предусмотренных к/п нормами. К/п санкции применяются широким кругом уполномоченных субъектов (инстанциями ответственности) - органами законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и др. - в отношении неподчиненных и неподотчетных им субъектов, тем самым, отличаясь от дисциплинарных взысканий.