64. Порядок принятия федеральных законов Государственной Думой.
В ч. 1 статьи 105 К. РФ установлено: «ФЗ принимаются Г. Думой». Именно в ГД проводится основная работа по подготовке и принятию ФЗ, а это предполагает наличие определенных стадий законодательного процесса в ГД. Такими стадиями являются:
1. законодательная инициатива;
2.рассмотрение законопроекта в комитетах Г.Думы;
3. принятие ФЗ.
Законодательная инициатива - это официальное внесение в ГД уполномоченными на то субъектами законопроекта или законопредложения. Наличие у субъекта права законодательной инициативы означает, что ГД обязана принять к своему рассмотрению предложение по изданию закона.
В статье 104 К. РФ установлено, что право законодательной инициативы в ГД принадлежит: Президенту РФ; Совету Федерации; членам СФ; депутатам ГД; Правительству РФ; законодательным органам гос. власти субъектов РФ; Конституц. Суду; Верховному Суду; Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам своей компетенции.
Обсуждение законопроектов. Соответствующая процедура нашла свое отражение в главе 13 Регламента ГД. Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется в 3х чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом ГД. При рассмотрении ГД законопроекта в 1м чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта в 1м чтении ГД может: -принять законопроект и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний;
-принять закон; за исключением законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;
-отклонить законопроект.
В ходе 1го чтения могут вноситься поправки, V затем изучает и обобщает ответственный комитет.
В ходе 2го чтения ГД рассматривает все поправки, рекомендуемые ответственным комитетом к отклонению, а затем и поправки, по V комитет решения не принял. Принятый во 2м чтении законопроект направляется в ответственный комитет ГД для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки. При завершении этой работы законопроект в течение 7 дней представляется в Совет ГД, V назначает день проведения 3го чтения.
При 3ем чтении не допускаются внесение в законопроект поправок и возвращение его в целом или по отдельным частям для нового обсуждения. Законопроект ставится на голосование для принятия его в качестве закона. Для принятие закона необходимо, чтобы закон был принят большинством от общего числа депутатов ГД, если иное не предусмотрено К. РФ. Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Кроме 3х основных стадий законодательного процесса, ГД может возвратиться к повторному обсуждению уже принятого ФЗ в 2х случаях: во-1х, при повторном рассмотрении ФЗ, отклоненных Советом Федерации и, во-2х, для рассмотрения ФЗ, отклоненных Президентом. Если при повторном рассмотрении ФЗ, отклоненного СФ, ГД не приняла предложенный вариант согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением СФ об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции и будет считаться принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД. За принятие поправок, сделанных Президентом, должно высказаться большинство от общего числа депутатов ГД; за одобрение ФЗ в прежней редакции - высказаться также не менее 2/3 от общего числа депутатов ГД.
- 1. Понятие, предмет и система конституционного права России. (кпр)
- 2. Конституционно-правовые отношения и их субъекты. (кпо)
- 3. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. (к/п норма)
- 4. Источники конституционного права России и их классификация.
- 5. Юридические свойства Конституции и ее основные функции.
- 6. Правовая охрана Конституции рф и конституционно-правовая ответственность.
- 7. Соотношение Конституции рф и конституций республик.
- 8. Понятие конституционного строя и его закрепление в Конституции рф.
- 9. Характеристика Российской Федерации как демократического государства. (дг)
- 10. Характеристика Российской Федерации как правового государства.
- 12. Разделение властей - принцип конституционного строительства рф. (рв)
- 13. Конституционно-правовое понятие государственного суверенитета, его признаки.
- 14. Экономическая основа конституционного строя рф. (эо)
- 16. Юридическая природа конституционных прав и свобод, их классификация.
- 17. Личные права, свободы и гарантии их защиты.
- 18. Политические права и свободы человека и гражданина рф. Федеральные законы «Об общественных объединениях» 1995 г. (в ред. От 01.07.2011) и «о политических партиях» 2001 г. (в ред. От 02.04.2012)
- 19. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- 20. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 21. Понятие гражданства и его принципы.
- 22. Основания приобретения гражданства рф.
- 23. Основания и порядок прекращения гражданства.
- 24 Порядок изменения гражданства детей.
- 25. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
- 26. Исторические этапы российского федерализма. Общая характеристика современного российского федерализма.
- 27. Конституционно-правовой статус рф.
- 28. Символика российского государства.
- 29. Порядок разрешения споров о компетенции между Федерацией и ее субъектами.
- 30. Конституционно-правовой статус республик в составе рф.
- 31. Конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения.
- 32. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа.
- 33.Понятие органа государств. Власти, принципы его организации и деятельности.
- 34. Классификация государственных органов.
- 35. Характеристика федеральных органов гос. Власти с особым статусом.
- 36. Понятие избирательной системы и избирательного права.
- 37. Основные принципы избирательного права.
- 38. Избирательный процесс: понятие и основные этапы.
- 39. Порядок и требования к образованию избирательных округов и участков.
- 40. Образование избирательных комиссий, процедура выдвижения и регистрации кандидатов.
- 41. Правовое регулирование предвыборной агитации и финансирование выборов.
- 42. Порядок голосования, процедура подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.
- 43. Организация и порядок проведения референдумов в рф. (р)
- 44. Конституционно-правовой статус Президента рф, его полномочия.
- 45. Порядок выборов и вступление в должность Президента рф.
- 46. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф, процедура отрешения его от должности
- 47. Роль Президента в законодательном процессе. Условия преодоления вето Президента рф на принятый закон
- 48. Характеристика Актов Президента рф
- 49. Администрация Президента рф
- 50. Порядок образования и полномочия Государственного совета Российской Федерации
- 51. Федеральные округа и полномочные представители Президента: роль и значение в системе исполнительной власти
- 52. Правовой статус полномочного представителя Президента рф в федерал. Округе.
- 54. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти рф, его структура и состав палат.
- 55. Внутренняя организация палат Федерального Собрания рф.
- 56. Порядок работы палат Федерального Собрания рф. Парламентские слушания.
- 57. Совет Федерации, порядок формирования и его полномочия.
- 58. Порядок выборов депутатов и роспуск Государственной Думы.
- 59. Специальная компетенция Совета Федерации.
- 60. Специальная компетенция Государственной Думы
- 61. Контрольные функции Федерального Собрания
- 62 Характеристика нормативных актов палат Федерального Собрания.
- 63. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.
- 64. Порядок принятия федеральных законов Государственной Думой.
- 65. Процедура рассмотрения и одобрения Советом Федерации федеральных законов.
- 66. Порядок обнародования и вступления в силу федеральных законов.
- 67. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов.
- 68. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
- 69. Гарантии депутатской деятельности.
- 70. Место Правительства рф в системе органов государственной власти, формы взаимодействия с другими государственными органами
- 71. Компетенция Правительства рф.
- 72. Порядок формирования и условия отставки Правительства рф.
- 73. Порядок деятельности Правительства рф.
- 74. Место судебной власти в системе органов государственной власти рф.
- 75. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
- 76. Понятие и функции конституционной юстиции.
- 77. Конституционный Суд рф: порядок формирования, состав, компетенция, организация деятельности.
- 78. Верховный Суд рф: структура, порядок формирования и полномочия.
- 79Правовой статус мировых судей
- 80. Система, функции и задачи прокуратуры рф.
- 81. Принципы организации и деятельности прокуратуры рф.
- 82. Административно-территориальное устройство субъектов рф.
- 83. Законодательный процесс в субъектах рф.
- 84. Органы законодательной власти субъектов рф, порядок формирования и полномочия.
- 86. Органы судебной власти в субъектах рф.
- 87. Конституционно-правовые основы местного самоуправления.
- 88. Органы и должностные лица местного самоуправления.
- 89. Порядок принятия конституционных поправок к главам 1,2,9 Конституции рф.
- 90. Порядок принятия конституционных поправок к главам 3-8 Конституции рф.