logo
otvety_na_vse_voprosy_po_konstit_pravu_ekz_posled_variant

68. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.

В характеристике статуса парламентария выделяют следующие составляющие:

1. правовая природа депутатского мандата; 

2. принцип несовместимости; 

3. депутатский иммунитет; 

4.депутатский индемнитет; 

5. основные формы деятельности и права парламентария.

Отправные положения статуса парламентария содержит Конституция РФ, а детально этот статус регламентируется ФЗ от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена СФ и депутата Г.Думы Федерального Собрания РФ».

Члены обеих палат ФС обладают одинаковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена СФ и депутата ГД различна.

Депутаты ГД обладают свободным мандатом, т. е. все они рассматриваются как представители всей нации, при осуществлении своей деятельности юридически не связаны наказами избирателей и не могут быть отозваны избирателями досрочно. А члены СФ обладают императивным мандатом, поскольку они являются представителями конкретных органов гос. власти субъектов РФ и в любое время могут быть досрочно этими органами отозваны.

Принцип несовместимости означает запрет совмещения депутатской деятельности с некоторыми иными видами деятельности. В частности парламентарии не вправе: быть депутатом иного представительного органа или выборным должностным лицом, находиться на гос. или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и др. оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности), состоять членом органа управления коммерческой организации.

Депутатский иммунитет (неприкосновенность) не является абсолютным – согласие соответствующей палаты необходимо лишь при привлечении парламентария к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также при совершении ряда процессуальных действий: задержания, ареста или обыска (кроме случаев задержания на месте преступления), допроса, личного досмотра (за исключением случаев, когда досмотр предусмотрен федеральным законом для обеспечения безопасности других людей). В случае совершения процессуальных действий (включая возбуждение уголовного дела) вне связи с осуществлением депутатских полномочий согласие палаты не требуется, однако оно необходимо для передачи дела в суд. Неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемые им служебные и жилые помещения, транспорт, средства связи, багаж, документы и корреспонденцию (переписку). Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутатский индемнитет включает 2 составляющие: 1) неответственность парламентария за высказываемые мнения и позиции при голосовании в палате; 2) материальное обеспечение депутатской деятельности

Основными формами деятельности члена СФ и депутата ГД являются:

-участие в заседаниях палаты и в совместных заседаниях палат;

-участие в работе комитетов и комиссий палаты, а также согласительных комиссий;

-участие в выполнении поручений палат и их органов;

-участие в парламентских слушаниях;

-внесение законопроектов в ГД;

-внесение парламентского запроса (от имени палаты) и депутатского запроса (индивидуально, от своего имени);

-обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты;

-обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;

-работа с избирателями,

-участие в работе депутатских объединений

Для реализации своих полномочий в соответствующей форме парламентарий обладает рядом прав: на непосредственное обращение в гос. органы, органы местного самоуправления, обществен. объединения, получение справочных материалов, консультирование, преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в СМИ, на прием в первоочередном порядке должностными лицами и др.