logo search
МЧП - экзамен - ЮИ ИГУ - 2012

64. Процессуальный статус иностранных лиц.

1. Иностранные граждане имеют национальный процессуальный режим в арбитражных судах РФ, т.е. пользуются

теми же правами, что и граждане РФ.

Однако общее положение о правовой защите иностранных граждан и юридических лиц в России и российских —

за рубежом зачастую оказывается осложнено вопросами судебных расходов.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ не предусматривает возможности предварительного обеспечения судебных расходов иностранными участниками арбитражного процесса.       

В такой ситуации особое значение приобретает совершенствование механизмов взыскания госпошлины с иностранных юридических лиц, обращающихся в арбитражные суды Российской Федерации. Возможны три варианта решения этой проблемы.       

Первый — оплата госпошлины может производиться со счетов иностранных юридических лиц в банках, расположенных на территории Российской Федерации.       

Второй — в отсутствие таких счетов в банках на территории Российской Федерации оплата госпошлины за иностранного участника арбитражного процесса может производиться третьими лицами, связанными с иностранными фирмами договорными отношениями и представляющими иностранную сторону в арбитражном процессе.       

Третий — при отсутствии счетов и представителей иностранных фирм на территории Российской Федерации арбитражный суд может вынести решение о взыскании госпошлины со счетов участника процесса за рубежом. В этом случае арбитражное решение направляется на исполнение в компетентный суд иностранного государства. При этом решение о взыскании госпошлины со счетов иностранной фирмы за рубежом в пользу бюджета Российской Федерации передается взыскателю — налоговой службе Российской Федерации для направления в иностранный суд. Оформляется такое решение с соблюдением условий, предусмотренных разделом IX Постановления №8 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999г.       

Представляется, что данный порядок не исключает в некоторых случаях передачи решений о взыскании госпошлины за рубежом и в порядке судебных поручений арбитражного суда Российской Федерации иностранным судебным органам.       

Иностранный участник арбитражного процесса может обратиться с ходатайством к арбитражному суду об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины.       

При рассмотрении таких ходатайств арбитражному суду следует учитывать, что изменение режима уплаты госпошлины относится к институту процессуальных льгот. Процессуальные льготы иностранным лицам предоставляются, как правило, на условиях взаимности. Взаимность — международно-правовой принцип, закрепленный в международно-правовых договорах и обычаях. Применительно к процессуальным льготам в области платежей принцип взаимности закрепляется в соглашениях о правовой помощи.       

Исходя из таких посылок в ст.254 Кодекса разъясняется, что изменение режима оплаты судебных расходов для иностранных юридических лиц возможно, если это предусмотрено международными договорами о правовой помощи с участием Российской Федерации.       

2. Иностранные лица обращаются в компетентный арбитражный суд с соблюдением правил подведомственности и подсудности, установленные настоящим Кодексом.       

3. Один из первых вопросов, который предстоит выяснить судье при рассмотрении дела с участием иностранного лица, — вопрос об установлении юридического статуса иностранной стороны в деле. Его разрешение позволит установить следующие обстоятельства: является ли сторона юридическим лицом или гражданином-предпринимателем, каков объем ее правоспособности, какие требования предъявляются к созданию, реорганизации, прекращению деятельности данного субъекта.       

Иностранное лицо, участвующее в разбирательстве спора в арбитражном суде Российской Федерации, обязано представить судье доказательства своего юридического статуса.       

Зачастую при разрешении спора в Российской Федерации и юридический статус иностранного участника пытаются устанавливать в соответствии с российским законодательством. Применительно к иностранным участникам отношений такой подход ошибочен.       

Действительно, правовой статус субъекта определяется на основе какого-либо положительного правопорядка. Однако это не означает, что юридический статус стороны будет устанавливаться по праву места разрешения спора.       

В соответствии с общими нормами международного частного права правовой статус иностранного участника отношений устанавливается на основании личного закона, который в свою очередь определяется в соответствии с государственной принадлежностью (национальностью). Употребление термина "национальность" с точки зрения международного частного права правомерно и для юридических лиц.       

Традиционно национальность юридических лиц принято определять на основании одного из следующих критериев.       

Во-первых, по месту учреждения (инкорпорации) юридического лица. Это правило закреплено, в частности, в законодательстве Российской Федерации, США, Великобритании.       

Во-вторых, по месту нахождения юридического лица. Под местом нахождения в данном случае понимается место нахождения правления (штаб-квартиры) юридического лица. В соответствии с этим критерием определяется национальность юридических лиц правом Франции, ФРГ и ряда других стран.       

В-третьих, по месту осуществления основной деятельности. Этот принцип характерен, например, для законодательства Италии.       

Таким образом, государственная принадлежность юридического лица и соответственно его юридический статус будут определяться в зависимости от того, какой критерий признан законодательством того или иного государства.       

В доктрине и практике международного частного права встречаются и иные критерии определения национальности юридических лиц. Так, в частности, предлагается определять государственную принадлежность юридического лица в зависимости от национальности субъекта, контролирующего капитал юридического лица.       

Современный период развития международного частного права обозначил необходимость дифференциации правового статуса юридических лиц в зависимости от характера правоотношений. Так, к отношениям по коммерческим контрактам, разбирательству споров возможно применение критерия места учреждения, а к отношениям по налогообложению — места осуществления деятельности.       

4. Иностранному лицу могут быть представлены не только льготы, но и применены реторсии (ограничения, обременения в процессуальных правах). Подобные меры устанавливаются Правительством Российской Федерации в ответ на поражения в процессуальных правах российских граждан в иностранных судах. Как правило, такие меры устанавливаются в нормативных актах различного уровня.