logo
МЧП - экзамен - ЮИ ИГУ - 2012

53. Международные морские перевозки. Общая характеристика гл. 26 ктм рф.

Действующее в области торгового мореплавания нормы МЧП образуют одну из его наиболее развитых подсистем. В юридической литературе эта подсистема нередко обозначается как международное частное морское право. Отношения, регулируемые договорами перевозки пассажиров, багажа и грузов образуют одну из сфер охватываемых понятием торговое мореплавание. Другие сферы включают отношения по осуществлению прав на морские суда (право собственности, аренды) и отношения, связанные с риском мореплавания (морское страхование, общая и частная авария, столкновения судов, спасание на море и др.).

Предметом унификации в области международного частного морского права являются например, правила о перевозке пассажиров, груза и багажа, об ограничении ответственности судовладельца, об ответственности за загрязнение нефтью, о последствиях столкновения судов, о гражданской ответственности в области морской перевозки, ядерных материалов и другие правила.

К международным договорам такого рода могут быть отнесены: Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, Международная конвенция о спасении, Международная конвенция о морских залогах и ипотеках.

РФ в 1997 г. была ратифицирована конвенция ООН по морскому праву. В ней регламентированы вопросы иммунитета государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, национальности судов и другое.

К наиболее представительным международным договорам регламентирующим перевозку грузов в торговом мореплавании относятся международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила) и конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила).

РФ выступает стороной в афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и багажа. Афинская конвенция именует международной любую перевозку, при которой в соответствии с  договором перевозки места отправления и места назначения расположены в двух различных государствах либо в одном государстве, если согласно договору перевозки или предусмотренным рейсу промежуточный порт захода находится в другом государстве.

Основные м/н НПА:

1) Брюссельская конвенция 1924. Об унификации некоторых правил о коносаменте. Протоколы к ней.

2) Брюссельская 1910 об унификации некоторых правил относительно столкновения судов.

3) Брюссельская 1952 г. об унификации правил, касающихся ареста морских судов.

4) Афинская конвенция ИМО 1974 г. о перевозке морем пассажиров и багажа.

5) Конвенция ИМО 1976 об ограничении ответственности по морским требованиям.

6) Конвенция ИМО 1993 г. О морских залогах и ипотеках.

7) Конвенция ИМО 1996 г. Об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем вредных и опасных веществ.

Основные формы организации морских перевозок: линейные (регулярные) и трамповые.