logo
МЧП - экзамен - ЮИ ИГУ - 2012

51. Международные железнодорожные перевозки.

В 1890 г. была заключена Бернская конвенция о железнодорожных перевозках грузов, а в 1923 г. Бернская конвенция о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа. Обе конвенции ни раз подвергались изменениям.

Конференция по пересмотру венских конвенций приняла объединившее эти конвенции Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Соглашение КОТИФ учредило организацию международного железнодорожного транспорта с местонахождением в Берне, определило ее задачи, полномочия органов и порядок деятельности. Были определены пределы ответственности железных дорог при международных перевозках, внесены некоторые уточнения в правила относящиеся к основаниям освобождения перевозчика от ответственности за недостачу груза, а также к ответственности перевозчика при просрочке доставки груза.

Железнодорожные перевозки между странами социалистического содружества осуществлялись начиная с 1950 г. на основе многосторонних международных договоров, а именно Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС).

В СМГС предусмотрены унифицированные коллизионные правила, предписывающие применение закона дороги отправления груза, закона дороги следования груза и закона дороги назначения груза.

При разрешении вопросов, не получивших закрепления в СМГС нужно руководствоваться правилами, содержащимися в законодательстве той страны, на железных дорогах которой были выявлены обстоятельства обусловившие возникновение разрешаемого спроса.

С 1 июля 1998 г. вступило в силу Соглашение между международными администрациями государств-участников СНГ об особенностях применения отдельных норм соглашения о международном железнодорожном, грузовом сообщении.

РФ участвует в двухсторонних соглашениях о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении с пограничными сторонами (в том числе в соглашениях заключенных в СССР).