logo
МЧП - экзамен - ЮИ ИГУ - 2012

40. Коллизионное регулирование сделок в мчп. Роль принципа автономии воли сторон и принципа наиболее тесной связи.

Автономия воли – возможность участников правоотношения избирать право, которое будет регулировать их права и обязанности. Критерий автономии воли есть генеральная привязка.

Законодательство большинства государств позволяет странам договора самим избрать право, подлежащее применению к их договорным обязательствам. Автономия воли стран состоит в том, что страны в договоре могут устанавливать по своему усмотрению не только условия и содержание договора, но и определять право которое будет применяться к заключившим ими договору. Данный принцип получил широкое распространение в м/н практике, так как ни в одном договоре не возможно предусмотреть все ситуации которые могут возникнуть, именно поэтому стороны должны иметь возможность осуществить выбор права. Выбор права сторонами должен быть прямо выражен в условиях договора или в обстоятельствах дела, или определенно следовать из них. В законодательстве ряда стран если воля сторон о сделке не была выражена, то применяется принцип закона места совершения контракта, если договор был заключен по телеграфу, то место последнего действия.

Способы выбора права:

1) включение в текст оговора

2) имеется отсылка к похожим договорам о применении права.

Воля должна быть выражена достаточно определенно. Действие принципа “кто выбирает суд, тот выбирает и право” в России ограничено. Одновременно могут применяться несколько прав различных государств.

ГК: Пределы автономии воли:

  1. Пространственные пределы (п.5 ст. 1210 ГК РФ)

  2. Временные пределы. (п.3 ст. 1210 ГК РФ).

  3. Пределы связанные с содержанием обязательств (п.1 ст.1210 и п.4 ст. 1210 ГК РФ). Существуют общие ограничения автономии воли – сверхимперативные нормы, оговорка о публичном порядке.

Принцип наиболее тесной связи нашел отражение в Римской конвенции стран ЕС «О праве применимом к договорном обязательствам» от 19.06.1980 г.

Критерий наиболее тесной связи будет применяться, если нет автономии воли. Ст. 1211 ГК РФ.

В п. 2 установлена общая презумпция, согласно которой правом страны, с которым договор наиболее тесно связан считается право страны где находится место жительство или основное место деятельности исполнителя договора.

п. 3 определяет «исполнителя» в различных договорах. Это рекомендации, а не закрытый перечень. (Предусмотрены ряд специальных презумпций для отдельных договоров). Применяются, если иное не вытекает из закона, условий и существа договора, либо совокупности обстоятельств дела.

41. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности: взаимодействие публично-правовых и частно-правовых средств. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (Общая характеристика ФЗ «Об основах государственного регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»).

Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Основная задача государства в области внешней торговли - это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.

На сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках - в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров.

Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказывают меры государства по регулированию внешней торговли.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД»: Статья 12. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.