logo search
Пособия по ВСР / pravo2004

Контрольные вопросы

1. Раскройте особенности уголовной ответственности военнослужащих.

2. Что такое преступление против военной службы?

3. Какие виды преступлений против военной службы вы знаете?

4. Какими правовыми актами регламентируется применение уголовных наказаний к военнослужащим, совершившим преступления?

5. Чем отличаются уголовные наказания от других видов государственного принуждения, могущих применяться к военнослужащим?

6. Какие уголовные наказания не могут применяться к военнослужащим?

7. Назовите отложенные виды уголовных наказаний.

8. Какие уголовные наказания могут быть назначены военнослужащим условно; где и как они реализуются?

9. Назовите наказания, которые могут назначаться только в качестве основных.

10. Какие наказания могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных?

11. Входят ли дисциплинарные воинские части в уголовно-исполнительную систему страны?

12. Кем и где исполняется наказание в виде ограничения по военной службе?

Раздел III. Правоприменительная и правоохранительная деятельность в военной организации государства

Глава 13. Правовая работа командиров (начальников) по предупреждению правонарушений военнослужащих

§ 1. Законность, правопорядок и воинская дисциплина*(209)

1. Понятие законности и правопорядка.Практически с самого момента возникновения как государства, так и его неотъемлемого атрибута - права возникает потребность в создании условий и проведении мероприятий, направленных на обеспечение реализации установленного этим государством и сформулированного в правовых нормах порядка поведения граждан.

По своей сути законность является основополагающим принципом государственного устройства и управления, заключающимся в безусловном и точном выполнении законов и иных правовых актов уполномоченных органов и должностных лиц.

Требование строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, беспрекословно выполнять приказы командиров есть не что иное, как проявление законности, являющейся важнейшим принципом государственной и общественной жизни, в том числе военной службы как государственной службы особого вида. Суть этого требования заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими.

Несмотря на то, что принцип законности соблюдается в различных областях государственного управления, наиболее полно он проявляется именно в области обороны страны, обеспечения боеготовности ее Вооруженных Сил. Объясняется это важностью, ответственностью и сложностью стоящих перед Вооруженными Силами задач по обеспечению обороны государства, детальной регламентацией военно-правовых отношений, полнотой военного законодательства, необходимостью строгого и беспрекословного исполнения требований закона, приказов командиров (начальников), поддержания на высоком уровне воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Характерными чертами законности являются единство, всеобщность и обязательность ее требований, которые обеспечиваются тем, что принимаемые законы и иные правовые акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законность следует рассматривать также как одно из важнейших средств формулирования (постановки) перед обществом и государством конкретных целей и задач, а также объединения, согласованности и координации деятельности (усилий) по их достижению.

В практическом значении законность является методом деятельности субъектов права. Особенно важное значение законность приобретает в деле военного строительства, обеспечения вооруженной защиты Отечества, требующем зачастую максимального напряжения сил и воли для выполнения поставленных задач.

Законность принято называть необходимым условием существования правового государства, развития любого цивилизованного общества, поскольку ее неукоснительное соблюдение приводит к упорядоченности общественных отношений. Поэтому борьба за законность есть борьба за укрепление государства и его вооруженных сил, за охрану прав и законных интересов граждан.

Законность можно представить также как режим общественной жизни, при котором происходит реализация правовых предписаний субъектами права. В этом значении понятие законности приближается к понятию правопорядка.

Если под законностью следует понимать принцип, средство, метод, условие, режим реализации норм права, то правопорядок представляет собой последствия, результат соблюдения законности. Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на царящих в обществе праве и законности. Другими словами, правопорядок - это правовая норма, воплощенная посредством законности в жизнь и деятельность людей.

Правопорядок, проявляющийся в сфере военно-административных отношений, военного строительства, обеспечения вооруженной защиты государства, укрепления боеготовности и боеспособности войск принято называть воинским правопорядком.

Воинский правопорядок является предметом постоянного внимания командиров всех степеней, поскольку он отражает уровень боеготовности войск, способность их выполнить боевую задачу, другими словами, свидетельствует о выполнении или невыполнении подразделением стоящих перед ним целей и задач по обеспечению защиты Отечества от внешнего агрессора.

Следует отметить особую роль законности и правопорядка в обществе в целом и в Вооруженных Силах в частности, поскольку они являются ядром государственной организации, устройства и управления, основой военного строительства, необходимым условием существования и эффективной деятельности как государства, так и его Вооруженных Сил. Укрепление законности и правопорядка является одним из главных средств и способов формирования правового государства, а сами они - основополагающими его элементами.

При обеспечении законности в Вооруженных Силах не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям и в отношении военнослужащих. В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п. 2 ст. 3). На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан Российской Федерации. В то же время права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых гражданских прав и свобод устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами.

Принято выделять следующие основные принципы законности: верховенство закона, единство, целесообразность (закон как высшая целесообразность, не допускается противопоставление законности и целесообразности) и реальность.

Наибольшую ценность для общества и в то же время трудность на практике вызывает не столько понимание сущности законности, сколько реализация этого социального явления в повседневной жизни и деятельности людей, коллективов, государства в целом. Для обеспечения такой реализации государство посредством законодательных и иных нормативных правовых актов устанавливает организационно-правовые формы и способы обеспечения законности или, как их еще называют, - правовые средства, которые, по сути, устанавливают правовые механизмы, обеспечивающие воплощение правовой нормы в практические действия.

Основой механизма реализации законодательства являются гарантии, в круг которых включают материальные, экономические, политические, общественные, идеологические, юридические и другие условия реализации законодательства.

Юридические гарантии- это правовые (т.е. установленные нормами права) средства и способы, с помощью которых обеспечивается беспрепятственная реализация, охрана и восстановление прав и льгот, предоставляемых гражданам действующим законодательством.

Вопросы обеспечения законности в Вооруженных Силах являются чрезвычайно важными и требуют подробного рассмотрения, поскольку деятельность войск (проведение стрельб, учений, боевых действий и т.п.) связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, в управлении личного состава находятся вооружение и техника, способные уничтожать большие людские массы, наносить значительный вред окружающей природной среде.

В настоящее время человечеством накоплен и закреплен в различных нормативных правовых актах богатый опыт по укреплению законности, повышению правопорядка в войсках. Остановимся на наиболее значимых, эффективных правовых средствах, способах, факторах и обстоятельствах, которые должны учитываться органами военного управления при организации и осуществлении своей повседневной служебной деятельности по обеспечению должного уровня законности и правопорядка в подчиненных подразделениях и частях, других военных организациях.

2. Роль и место командиров (начальников) в обеспечении законности и правопорядка в войсках.В Вооруженных Силах законность обеспечивается рядом органов и специальных подразделений, но основная, главная роль в обеспечении законности и ее проведении в жизнь войск принадлежит командирам-единоначальникам, которые целиком отвечают за все стороны работы вверенных им частей, подразделений, учреждений и организаций перед вышестоящим командиром (начальником) и государством в лице его компетентных органов.

Важнейшим условием обеспечения законности и правопорядка в войсках является единоначалие, пронизывающее всю систему органов военного управления.

Под единоначалием понимается такая организационная форма централизованного управления войсками, при которой происходит сосредоточение в одном лице командира (начальника) всех строевых, политических, хозяйственных, административных функций и установлена целиком его единоличная ответственность за все стороны жизни части, соединения, учреждения, организации*(210).

Командир-единоначальник может успешно выполнять свои задачи по обеспечению законности и правопорядка во вверенной ему военной организации лишь в том случае, если он будет обладать всей полнотой власти, предоставляемой ему законодательством. Командир свободен в выборе решения, он принимает его самостоятельно и несет полную ответственность за принятое решение и проведение его в жизнь. Для реализации своих решений, претворения в действие политики государства в деле военного строительства и укрепления Вооруженных Сил командиры наделяются правом издания приказов и других правовых актов, обязательных для исполнения подчиненными войсками. Данная правовая форма управления является важным правовым средством обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах, поскольку позволяет оказывать эффективное воздействие на все стороны и сферы деятельности войск, поведение личного состава, соблюдение им норм действующего военного законодательства.

Другим основанным на единоначалии важным организационно-правовым способом обеспечения законности в войсках является дисциплинарная власть командиров, суть которой заключается в предоставлении командирам права и наделении их обязанностью внимательно наблюдать за действиями подчиненных, всемерно поощряя отличившихся и строго взыскивая с провинившихся нарушителей. При этом командирам следует неуклонно проводить в жизнь принцип неотвратимости наказания. Ни одно нарушение закона, требований воинских уставов и других правовых норм не должно оставаться без внимания и должного реагирования со стороны командования.

Командир-единоначальник ни с кем не должен делить своей власти и своей ответственности. В этой связи важным является вопрос документального закрепления конкретного перечня обязанностей и прав (командиров и начальников, других должностных лиц в соответствии с занимаемой ими должностью), за ненадлежащее исполнение которых они будут нести ответственность, поскольку общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты не содержат полного перечня полномочий по всем должностям, имеющимся в штатах Вооруженных Сил (например, не содержат общевоинские уставы должностные обязанности командира дивизии, командира корпуса, командующего армией, их заместителей и др.). В тех же случаях, когда в этих актах содержатся такие обязанности и права по какой-либо должности, то перечень этих полномочий часто оказывается неполным либо они не учитывают специфики конкретной должности.

По этой причине при установлении ответственности и привлечении к ней виновных должностных лиц возникают трудности, обусловленные тем, что полномочия на виновного, как часто выясняется, официально не возлагались и документально не оформлялись, установить размер и степень вины за то, что не возлагалось нельзя, а следовательно, невозможно и наложить взыскание, привлечь к ответственности, в том числе и уголовной.

Во избежание подобных негативных явлений, порождающих безответственность и халатное отношение к исполнению своих служебных обязанностей, необходимо каждому командиру полно и конкретно определить в должностных инструкциях (положениях о подразделениях) круг обязанностей свих непосредственных подчиненных и после утверждения этих инструкций довести их до каждого из них под роспись. Четкое правовое закрепление обязанностей подчиненных является залогом высокой исполнительности.

3. Понятие воинской дисциплины.Дисциплина как общественное явление необходима там, где требуется согласовать усилия, действия людей для достижения единой цели, для успешной деятельности общественного организма. Безусловной ценностью ее является то, что она обеспечивает единство действий всего коллектива, придает массе лиц свойства единого организма, гарантирует соответствующую систему отношений, охраняет авторитет руководителя, удерживает людей от противоправных действий. Все эти свойства чрезвычайно важны для военного дела, требующего крайнего напряжения и максимального объединения и согласования усилий по обеспечению вооруженной защиты Отечества от агрессора.

В широком понимании дисциплина представляет собой определенный сложившийся в обществе порядок поведения людей, в основе которого лежат нормы морали и нормы права. Воинская дисциплина по своей сущности является разновидностью государственной дисциплины, основывающейся на правилах и нормах, установленных государством. Она охватывает отношения людей при прохождении ими военной службы и имеет свои особенности, обусловленные целями и задачами, стоящими перед военными организациями.

Важность и ответственность стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации задач по вооруженной защите Отечества со всей очевидностью требуют высокой организованности, уставного порядка во всех без исключения воинских частях и подразделениях, крепкой воинской дисциплины.

Основополагающим нормативным правовым документом, определяющим понятие воинской дисциплины, а также средства и способы ее достижения, в настоящее время является ДУ ВС РФ, который устанавливает, что воинская дисциплина выражается в строгом и точном соблюдении всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Таким образом, воинская дисциплина представляет собой частное проявление законности.

В военном деле большое значение имеет нравственное, морально-психическое состояние войск, поэтому в военном законодательстве содержится большое (по сравнению с другими отраслями права) количество норм, направленных на всемерное повышение именно этих качеств в армии и на флоте.

Содержится в военном законодательстве и множество других правовых норм, закрепляющих, по сути, требования к духовному состоянию и нравственному облику военнослужащих, к их внутренним личностным качествам (например, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы, быть честным, храбрым, дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков, соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, с достоинством нести высокое звание защитника Российской Федерации, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части и честью своего воинского звания, проявлять патриотизм, способствовать укреплению братства между нациями и народностями и т.д.). Именно эти нормы являются основополагающими в понимании сути воинской дисциплины, ее предназначения в военном деле. Те духовные ценности, которые они провозглашают, являются основой военной организации.

Деятельность по укреплению воинской дисциплины включает в себя весь комплекс осуществляемых командирами (начальниками) мер, направленных на повышение боевой и мобилизационной готовности воинских частей и соединений, как при выполнении многочисленных административных функций (издание приказов, директив и других нормативных актов; осуществление дисциплинарной власти; производство дознания; проведение административного (служебного) расследования; организация службы войск и т.д.), так и в других случаях (например, при организации работы по правовому обучению, систематизации законодательства, ведении справочной работы по приказам и директивам, договорной работы и т.п.).

Работа по обеспечению воинской дисциплины в армии и на флоте основывается на сочетании методов убеждения и принуждения. Первостепенную роль призвано играть убеждение, которое включает меры, направленные на проведение командирами разъяснений (бесед), обсуждений, внушений и т.п. Метод убеждения основывается на духовных и нравственных ценностях личности, понятии чести и совести, на моральных обязательствах, правосознании и правовой культуре, которые каждый командир должен всячески воспитывать, развивать и поощрять в подчиненных. Высокая сознательность и убежденность воинов обеспечивают безусловное выполнение требований действующего законодательства, приказов командиров (начальников).

Однако убеждение не исключает применение мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.

Практика войск показывает, что одних лишь мер воспитательного воздействия, основанных на убеждении, для выработки дисциплинированности и поддержания правопорядка в частях и подразделениях явно недостаточно. Именно поэтому командиры и начальники наделены властью применять к нарушителям порядка принуждение.

В таких условиях особое значение для обеспечения высокой дисциплины приобретает метод принуждения, основывающийся на дисциплинарной власти командиров и выражающийся в дисциплинарной практике, которые являются мощным правовым средством предупреждения и пресечения противоправных деяний.

4. Особенности воинской дисциплины.Воинская дисциплина как уникальное общественное явление, несмотря на то, что имеет много общего с законностью (на которой основывается) и государственной дисциплиной (обособленной разновидностью которой она является), отличается рядом специфических особенностей.

Первая особенность - отношение как общества, государства в целом, так и его граждан, военнослужащих в частности к защите своего Отечества и военной службе, которое формировалось на протяжении столетий.

Следующая особенность воинской дисциплины - ее нравственный аспект, который проявляется в основном в общих обязанностях военнослужащих, содержащих, по сути, нормы, отличающиеся высоким этическим содержанием, например: требования быть честным, храбрым, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя), соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым и др. Кроме того, дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением не только воинской дисциплины, но также и норм морали и воинской чести.

Другой характерной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность воинского повиновения, основывающаяся на принципе единоначалия. Приказы командира должны выполняться беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.

Воинская дисциплина отличается детальной регламентацией требований, предъявляемых к военнослужащим. Объясняется это явление большой важностью и высокой ответственностью задач, стоящих перед Вооруженными Силами в целом и каждым военнослужащим в частности.

Особенностью воинской дисциплины является распространение ее правил на внеслужебное время. УВС ВС РФ, в частности, устанавливает, что военнослужащие должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и стихийных бедствиях. Появление военнослужащего в нетрезвом виде в общественных местах является грубым дисциплинарным проступком, позорящим его честь и достоинство. Кроме того, правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия обязательны также для граждан, пребывающих в запасе или находящихся в отставке, при ношении ими военной формы одежды.

Отличительной чертой воинской дисциплины является также и высокая требовательность к исполнителям, которая обусловлена необходимостью безусловного повиновения командирам (начальникам) и способствует высокой исполнительности в суровых условиях военной службы, сопряженных с перенесением тягот и лишений, с риском для жизни.

Характерной особенностью воинской дисциплины является высшая степень повиновения начальникам, без которой невозможно эффективно выполнять боевые задачи в условиях ведения боевых действий, когда требуется предельное напряжение сил и воли, максимальная согласованность действий всех бойцов.

Еще одна особенность воинской дисциплины - большой объем дисциплинарных прав у командиров (начальников) для ее обеспечения (меры пресечения и восстановления порядка, в том числе применение в отдельных случаях оружия). Специфическим для войск способом воздействия на подчиненных является применение командиром оружия. Применяется оружие как самим командиром, так и по его приказу подчиненными в целях восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения, когда действия неповинующегося направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи. Оружие может применяться как в условиях боевой обстановки, так и в мирное время в исключительных случаях.

Правовые средства укрепления воинской дисциплины во многом схожи со средствами обеспечения законности и правопорядка в войсках, однако имеют особенности, обусловленные спецификой военной службы.

Для достижения и поддержания высокого уровня воинской дисциплины командиры и начальники наделяются дисциплинарной властью, под которой понимается совокупность их прав и обязанностей по применению мер поощрения добросовестного выполнения воинских обязанностей, а также основанных на сочетании методов убеждения и принуждения мер, направленных на предупреждение и пресечение нарушений воинской дисциплины и предусматривающих дисциплинарное воздействие на лиц, их совершивших.

Дисциплинарная власть означает, что командиры и начальники в пределах своих служебных полномочий вправе и обязаны без обращения в какие-либо органы принимать предусмотренные законом меры, направленные на укрепление воинской дисциплины. Эта власть должна применяться в интересах службы и в строго уставном порядке.

Под дисциплинарной практикой в Вооруженных Силах Российской Федерации понимается совокупность применяемых поощрений и взысканий, характер и размеры которых определены ДУ ВС РФ. Кроме того, необходимо учитывать совокупность средств морально-психологического воздействия на сознание и чувства военнослужащих в целях воспитания у них высокой ответственности и сознательного отношения к выполнению требований воинских уставов, приказов командиров и начальников.

Законодатель предоставляет командирам (начальникам) для укрепления воинской дисциплины различные правовые средства:

- меры поощрения;

- дисциплинарные взыскания;

- меры пресечения нарушений воинской дисциплины;

- дополнительные меры дисциплинарного воздействия;

- меры общественного воздействия.

Меры поощрения. В литературе поощрение определяется как форма признания заслуг и отличий военнослужащих, проявивших усердие в несении службы и отличившихся при выполнении воинского долга, и как составная часть дисциплинарной практики. Поощрениями не только отмечаются успехи и достижения военнослужащих, но и стимулируются их дальнейшая активность, усердие и инициатива в выполнении служебных обязанностей.

Меры поощрения, применяемые командирами и начальниками, установлены ДУ ВС РФ. Они учитывают специфику военно-служебной деятельности и особенности прохождения службы отдельными составами военнослужащих. Так, система поощрений дифференцирована применительно к следующим группам военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины, проходящие военную службу по призыву; матросы и старшины, проходящие военную службу по контракту; военнослужащие-женщины; прапорщики и мичманы; офицеры. Соответственно в Уставе определена и дисциплинарная власть начальников по применению поощрений (аналогичный порядок установлен и при наложении дисциплинарных взысканий) к конкретным категориям военнослужащих.

Для применения поощрений предусмотрены специальные основания: совершение подвига, проявление разумной инициативы, усердия или иного отличия по службе.

Следует также учитывать, что за одно и то же отличие военнослужащему может быть объявлено только одно поощрение (исключение составляет награждение грамотами, ценными подарками, деньгами, которое может применяться с одновременным объявлением благодарности), а военнослужащий, имеющий дисциплинарные взыскания, поощряется снятием ранее наложенного взыскания. При этом с военнослужащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

Нередко у командиров (начальников) возникает вопрос: если военнослужащий имеет несколько взысканий, то какое из них может быть снято - самое строгое или самое давнее? Решение этого вопроса законодатель оставляет на усмотрение командира (начальника).

Важным является вопрос снятия ранее наложенного взыскания лишь при условии наличия конкретных фактов исправления военнослужащего. Следует учитывать, что командир (начальник) вправе снять дисциплинарное взыскание только после того, как оно сыграло свою воспитательную роль и военнослужащий исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга. В то же время военнослужащий считается не имеющим дисциплинарных взысканий после их снятия соответствующим командиром (начальником) либо по истечении одного года с момента наложения на него последнего взыскания, если за этот период им не совершено другого проступка (кроме случаев наложения таких взысканий, как снижение в воинском звании, предупреждение о неполном служебном соответствии). Подобные меры способствуют усилению правовой защищенности военнослужащих при решении вопросов снятия дисциплинарных взысканий.

Следует иметь в виду, что поощрение сыграет свою стимулирующую роль при условии, если оно целесообразно, соответствует характеру проделанной работы, становится известным всему подразделению и вызывает у подчиненных положительные эмоции.

Четко определяя виды поощрений и полномочия начальников по их применению в зависимости от занимаемой должности, ДУ ВС РФ предоставляет право выбора вида поощрения начальнику отличившегося военнослужащего в пределах его компетенции. Вид и характер поощрения избирается начальником в зависимости от заслуг подчиненного.

Меры поощрения должны применяться строго индивидуально с непременным учетом всего относящегося как к положительному поступку, так и к личности подчиненного. При этом каждое поощрение должно быть обоснованным и справедливым.

Дисциплинарные взыскания. Согласно действующему в Вооруженных Силах Российской Федерации законодательству все взыскания представляют собой систему, включающую различные по своему характеру и тяжести меры дисциплинарного воздействия. Эта система аналогично системе поощрений дифференцирована применительно к военнослужащим различных составов.

Командиры (начальники) дисциплинарные взыскания налагают на военнослужащего не произвольно, а только при наличии соответствующих оснований. В литературе принято различать нормативно-правовое и фактическое основания ответственности.

Под нормативно-правовым основанием понимаются нормы законов, общевоинских уставов и иных военно-правовых актов, определяющих противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих.

Под фактическим основанием следует понимать воинский дисциплинарный проступок, т.е. такое правонарушение, которое может быть совершено в виде нарушения воинской дисциплины или общественного порядка.

Совершение правонарушения - необходимое, но не достаточное условие для реализации дисциплинарной ответственности. Для того чтобы это произошло, требуется специальная деятельность командиров и начальников, в процессе которой будут исследованы факт правонарушения, его последствия, виновность лица, его совершившего, и другие обстоятельства. В силу этого наложение дисциплинарного взыскания только тогда будет обоснованно, когда будет установлена совокупность юридических фактов не только материально-правового, но и процессуального характера.

ДУ ВС РФ подробно регламентирует порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного взыскания. При этом командирам (начальникам), привлекающим подчиненного военнослужащего к дисциплинарной ответственности, следует учитывать, что принятию решения о наложении дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство.

В Вооруженных Силах расследование проступков военнослужащих, а также событий и фактов, не имеющих признаков преступления, получило официальное название административного (служебного) расследования. В ДУ ВС РФ применяется понятие "разбирательство".

В деятельности командиров (начальников) можно выделить следующие стадии разбирательства дисциплинарных проступков: назначение разбирательства; установление фактических обстоятельств проступка; рассмотрение собранных доказательств и принятие решения; исполнение решения; обжалование и пересмотр решения. Последняя стадия является факультативной и реализуется в случае жалобы привлеченного к ответственности либо соответствующего решения вышестоящих органов военного управления или уполномоченных органов об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного при отсутствии к тому оснований.

Получив сообщение о дисциплинарном проступке, соответствующий командир (начальник) вправе лично провести разбирательство либо поручить сделать это кому-либо из подчиненных.

ДУ ВС РФ не определяет сроков проведения разбирательства. Вместе с тем он устанавливает, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Следовательно, командир (начальник) должен помнить, что максимальный срок разбирательства не должен превышать 10 суток, включая вынесение решения. При этом ДУ ВС РФ не предусматривает продления либо приостановления указанного срока.

Дисциплинарный устав устанавливает в общих чертах круг вопросов, подлежащих выяснению в ходе разбирательства, однако при этом не определяет прав и обязанностей участников разбирательства, а также не регламентирует, в каких случаях и в какой форме (устно или письменно) должно проводиться разбирательство, предоставив решение данного вопроса на усмотрение командира (начальника).

Рассмотрение результатов разбирательства и принятие решения - одна из главных стадий. По результатам разбирательства командир (начальник) принимает, при наличии оснований, решение о наложении взыскания с соблюдением ряда правил. Важнейшие из них состоят в том, что:

а) на военнослужащего могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в ДУ ВС РФ, соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника);

б) при определении вины и меры дисциплинарного взыскания учитываются характер проступка; обстоятельства, при которых он совершен; его последствия;

в) запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно дисциплинарное взыскание с другим.

Исполнение дисциплинарных взысканий заключается в реализации решения правомочного начальника о применении к военнослужащему избранной меры дисциплинарного воздействия.

Все дисциплинарные взыскания командир (начальник) должен приводить в исполнение, как правило, немедленно. В некоторых случаях допускается реализация взысканий и в более длительные сроки, но не позднее месяца со дня их наложения. Подача жалобы не приостанавливает исполнения наложенного взыскания, пока не последует приказ старшего командира (начальника) о его отмене. По истечении месячного срока взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется.

Взыскания могут объявляться как устно, так и в приказе. При этом решение данного вопроса относится на усмотрение командира, за исключением таких взысканий, как лишение нагрудного знака отличника и снижение в воинском звании (должности), которые объявляются приказом. Однако в любом случае при объявлении взыскания военнослужащему указывается, какая причина повлекла наказание и в чем состоит нарушение воинской дисциплины или общественного порядка. Эти обстоятельства командир (начальник) должен максимально конкретизировать и при занесении взыскания в служебную карточку.

Меры пресечения нарушений воинской дисциплины. Среди мер, направленных на укрепление воинской дисциплины, этим мерам отводится важное место. К их числу относятся: напоминание военнослужащему об обязанностях и воинском долге (ст. 48 ДУ ВС РФ, ст. 26 УГ и КС ВС РФ); отстранение от должности (ст. 30 ДУ ВС РФ); замена военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство) (ст. 89 ДУ ВС РФ); задержание (ст.ст. 26, 75 УГ и КС ВС РФ); помещение нарушителя, находящегося в нетрезвом состоянии, на гауптвахту или в камеру временно задержанных (ст. 26 УГ и КС ВС РФ); прекращение отпуска, командировки (ст.ст. 26, 79 УГ и КС ВС РФ); задержание машин и водителей (ст. 91 УГ и КС ВС РФ); отстранение от управления транспортными средствами воинских частей водителей и других лиц при наличии оснований полагать, что они находятся в состоянии опьянения (ст. 91 УГ и КС ВС РФ); применение в исключительных случаях оружия (ст. 9 ДУ ВС РФ) и др.

Указанные меры носят различный характер, но объединены единой целью - пресечь нарушение и восстановить порядок. Этим они отличаются от дисциплинарных взысканий, которые применяются в качестве наказания за уже совершенный проступок.

Дополнительные меры дисциплинарного воздействия. Среди мер дисциплинарного принуждения следует различать такие, которые не предусмотрены ДУ ВС РФ, однако установлены законодательством и достаточно часто применяются в дисциплинарной практике командиров и начальников. К их числу следует отнести: лишение (уменьшение) единовременного денежного вознаграждения; сокращение основного отпуска для военнослужащих, проходящих службу по призыву; исключение из резерва на выдвижение; прекращение обучения в военно-образовательном учреждении профессионального образования; проведение с военнослужащими, задержанными за нарушение военной формы одежды и невыполнение правил воинского приветствия, занятий в военной комендатуре по строевой подготовке и изучению уставов и др.

Меры общественного воздействия. Такие меры могут быть применены к военнослужащим наряду с дисциплинарными взысканиями и иными мерами дисциплинарного воздействия за совершение дисциплинарных проступков.

Следует иметь в виду, что данные меры лишь постольку могут рассматриваться в качестве правовых средств, поскольку они предусмотрены в правовых актах.

Согласно ст. 49 ДУ ВС РФ в целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка проступки военнослужащих по решению соответствующего командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться на собраниях личного состава различных категорий военнослужащих. Особенностью данных мер является то, что они могут применяться как в случае совершения военнослужащим дисциплинарных проступков, так и за аморальные проступки.

Отдельно следует остановиться на таком некогда эффективном, но в настоящее время изъятом у командиров правовом средстве, как дисциплинарное наказание в виде ареста военнослужащего с содержанием на гауптвахте.

С 1 июля 2002 г. Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. N 671, принятым в соответствии с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями ст. 22 Конституции Российской Федерации, в ДУ ВС РФ и УГ и КС ВС РФ были внесены существенные изменения, фактически лишившие командиров права подвергать военнослужащих за нарушения воинской дисциплины аресту с содержанием их на гауптвахте, а Правительству Российской Федерации было поручено представить Президенту Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, обеспечивающих выполнение Конституции Российской Федерации и международных обязательств Российской Федерации в сфере защиты прав человека и основных свобод в части, касающейся применения к военнослужащим указанной меры дисциплинарного взыскания.

С 1 июля 2002 г. военнослужащий может быть арестован в дисциплинарном порядке только по судебному решению. Основания и порядок такого ареста должны быть определены федеральным законом.

Необходимо отметить, что хотя положения УГ и КС ВС РФ, определяющие порядок исполнения дисциплинарного ареста и содержания на гауптвахтах арестованных в дисциплинарном порядке, фактически утрачивают силу и не применяются, сами гауптвахты продолжают функционировать, и на них продолжают содержаться следующие категории военнослужащих: задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу; являющиеся подсудимыми - до окончания рассмотрения уголовного дела в суде; осужденные военным судом с направлением в дисциплинарный батальон - до вступления приговора в законную силу; осужденные военным судом к лишению свободы - до получения копии приговора; осужденные военным судом к аресту с содержанием на гауптвахте; задержанные за нарушение воинской дисциплины в состоянии опьянения - не более 1 суток.

Большое значение в деле укрепления воинской дисциплины и правопорядка имеет такое качество военнослужащих, как исполнительность, которая зависит как от самого военнослужащего, его установки, совести, так и от ряда некоторых "внешних" условий, например: характера регламентирования воинского труда, полноты информации о решаемых служебно-боевых задачах, оптимальности организационно-штатной структуры, технического обеспечения, уровня профессиональной и военной подготовки кадров, продуманности морального и материального стимулирования военной службы, морально-психологического микроклимата в воинских коллективах.

Особое значение при осуществлении мероприятий по укреплению воинской дисциплины приобретает высокая требовательность командира-единоначальника как к самому себе, так и к подчиненным. Совершенствуя свою управленческую деятельность на основе правовых норм, проявляя требовательность, командир вырабатывает у подчиненных уважение к приказам, убеждает в необходимости их полного и точного выполнения, мобилизует военнослужащих на активные действия. Высоким авторитетом и уважением у подчиненных пользуется командир, справедливо и строго спрашивающий за упущения по службе, последовательный в своей требовательности. Требовательность командиров должна быть направлена не на саму личность военнослужащего, а на действия подчиненных, их поступки с тем, чтобы избежать унижения их личного достоинства, национальных чувств.

Ведя борьбу с нарушителями воинской дисциплины в условиях мирного времени, командиры и начальники должны придавать широкой огласке и осуждению любые проступки, проводить с подчиненными соответствующие совещания, передавать проступки нарушителей на рассмотрение собраний личного состава.