logo search
МЧП - экзамен - ЮИ ИГУ - 2012

49. Теория lех mercatoria.

Lex mercatoria (транснациональное торговое право, право международного сообщества деловых людей)

Lex mercatoria – это способ негосударственного регулирования международного коммерческого оборота. Широко распространена в обороте и в судебной практике.

Основной смысл в том, что существует автономная, обособленная регламентация международного оборота, отличная от государственного регулирования. Отсутствует единое мнение относительно содержания данного термина и его правовой природы.

Подходы:

1) это автономный правовой порядок в виде права международных коммерческих (экономических) отношений, право международной торговли, спонтанно создаваемой сторонами, вовлеченными в международные экономические отношения и существующий независимо о национальных правопорядков. (Позиция Гольдман).

Из этой позиции следует: существования вне национального, транснационального права, сверхнациональной юридической системы в виде международного торгового права в правовом поле которого оказались стороны ВТС, вне зависимости от того избрали они применимое или нет, если трудно доказать его наличие или содержание.

2) составляет системы достаточных для разрешения спора правил, которые функционируют как альтернатива применимому праву.

3)представляет собой отражающее международной торговли дополнение к применимому праву и является консолидацией обычая и отражением основных принципов национального права и основных принципов международных торговых конвенций. (Ловенфельд). Согласно этой позиции LM не представляет системы, охватывающей все аспекты международного коммерческого права, и не только не исключает применение национального права, но и может быть его составной частью.

Вместо согласования сторонами международного коммерческого контракта, применимого права, стороны могут подчинить его обычаям, могут подчинить правилам права общим для всех или большинства или государств, а также правилам права государства, связанного со спором. И если такие общие правила не могут быть определены, арбитр применяет правила или избирает решение, которое представляется ему справедливым и наиболее подходящим. Данный процесс вынесения решения представляет применение юридических норм и творческий процесс.

4) Квазиюридическое признание правил здравого смысла, а также справедливости и разумности, которые используются и в отсутствии ссылки на LM. Это лишь принципы, которые служат арбитром, но не формируют применимого права. Они лишь ориентир поведения в ходе исполнения контракта, но не регулятор.

5) Скептики вообще не признают LM. Международные торговые обычаи могут применяться, поскольку явно или в подразумеваемой форме они включены в контракт или следуют из соответствующего национального права.

Нет единого мнения относительно норм и правил в системе LM.

Подходы:

Причины появления LM:

    1. Расширение международных экономических отношений. Переход от товарного к технологическому разделению труда.

    2. Глобализация международных коммерческих отношений. Это привело к созданию международных норм в этой области и выработке соответствующего контрактам правового регулирования.

    3. Западные участники международных коммерческих контрактов, международные арбитры и доктрина полагают, что право не является фактором обеспечения надежности и безопасности, а многообразие правовых систем порождает неуверенность и обуславливает поиск новых средств регулирования, в том числе внеправовых.

    4. Невозможность универсальной унификации как материально-правовых, так и коллизионных норм в сфере права международных контрактов.

    5. Возрастания роди и авторитета международного коммерческого арбитража, как самого современного способа разрешения споров из международных коммерческих контрактов.

Содержание LM. Отражает его комплексный характер и включает широкий набор предписаний, сотоящих из общепризнанных принципов международного права, принципов гражданского обязательственного права (как правило совпадающих в различных правых системах), типовых контрактов и иных рекомендаций межправительственных и неправительственных организаций.