logo search
1549

11.2.5. Товарные знаки в международном частном праве

Международное научно-техническое сотрудничество немыслимо без осуществления прав на товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Они являются средствами индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, работ и услуг (в дальнейшем «знаки»).

Следует напомнить, что знаки представляют собой условное обозначение, оригинальное художественное изображение, помещенное на товаре, упаковке, в сфере услуг для индивидуализации товара, его производителя, продавца и т. п. Они могут быть словесными - в виде сочетания букв, цифр или фамилий; изобразительными - в форме символов, рисунков и сочетаний цветов; объемными или комбинированными. С их помощью производится определение «национальности» товара, его принадлежности определенному государству, существенное отличие товаров и услуг одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Они имеют большое значение во внешнеэкономической деятельности, сфере обслуживания с иностранным элементом, свидетельствуют нередко о высоком качестве изделий и услуг и способствуют их успешной реализации на рынке других государств.

Порядок приобретения прав на знаки, их регистрация и правовая охрана в данной стране регулируется ее национальным законодательством. В нашей стране отношения в этой сфере регулируются законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 1992 г., в соответствии с которым иностранные юридические и физические лица пользуются в России правовой защитой в рассматриваемой сфере наравне с российскими юридическими и физическими лицами в силу международных договоров или на основе взаимности. Право на регистрацию наименования места происхождения товара предоставляется лицам только тех стран, которые предоставляют аналогичное право российским лицам.

Основанием для правовой охраны иностранных знаков в России является свидетельство, выданное в установленном порядке в результате государственной регистрации. Оно подтверждает приоритет знака и исключительное право владельца пользоваться и распоряжаться им (ст. 4). Функции регистрации возложены также на Роспатент. При этом заявки на регистрацию подаются иностранными лицами через патентных поверенных. Иностранные лица, постоянно проживающие за пределами России либо их патентные поверенные ведут дела, связанные с регистрацией знаков, также через наших патентных поверенных. Их полномочия удостоверяются доверенностью, выданной заявителем (ст. 8).

Приоритет знака устанавливается по дате поступления заявки в Роспатент либо по дате подачи первой заявки в государстве-участнике Парижского Союза. Российские юридические и физические лица вправе зарегистрировать свои знаки в других государствах либо осуществить международную регистрацию. Но и в этом случае соответствующая заявка подается через Роспатент (ст. 19). Свидетельство о регистрации товарного знака действует 10 лет с даты поступления заявки и может быть продлено в установленном порядке.

Действие регистрации знака может быть досрочно прекращено на основании решения Высшей патентной палаты в связи с неиспользованием знака непрерывно в течение 5 лет с даты регистрации или 5 лет, предшествующих заявлению о прекращении действия регистрации. Если иностранный владелец товарного знака опубликовал его в газетах, журналах, рекламных изданиях, публично демонстрировал изделия, обозначенные таким знаком, на проводимых в нашей стране выставках или ярмарках, то это считается действиями по использованию товарного знака.

В ст. 31 Закона регулируются вопросы, связанные с регистрацией, правовой охраной и использованием наименования места происхождения товара (название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемого для обозначения товара, свойства которого связаны с этим географическим объектом). Основанием для правовой охраны является регистрация места происхождения товара в Роспатенте, которая действует бессрочно. Однако свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара действует только 10 лет с правом его продления на такой же срок. В отличие от товарного знака владелец такого свидетельства не вправе предоставлять лицензию на использование наименования места происхождения товара другим лицам (ст. 40).

Нарушениями прав иностранных владельцев знаков признаются несанкционированное изготовление, предложение к продаже, продажа, ввоз иное введение знаков в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарных знаков или товара, обозначенного такими знаками, или обозначения, сходного с ними до степени смешения, в отношении однородных товаров. Владелец знака вправе запретить другому юридическому или физическому лицу ввозить товар в Россию и может потребовать прекращения нарушения своих прав, удаления с товара или его упаковки незаконно используемого знака, уничтожения изображений знака, взыскать через суд причиненные нарушением убытки и принять иные меры.

Российские предприятия и предприниматели, экспортирующие свои товары в другие страны, получают там правовую охрану в случае регистрации своих товарных и других знаков в специальных государственных ведомствах этих стран. Отсутствие такой охраны знаков существенно затрудняет реализацию товаров и способствует процветанию «интеллектуального пиратства». Этим же целям служит международная регистрация знаков. Исключение составляют так называемые общеизвестные знаки, охрана которых обеспечивается во всех странах независимо от их регистрации.

Основным международным договором, предусматривающим преодоление территориального характера охраны знаков, является Мадридская конвенция о международной регистрации фабричных и товарных знаков 1891 г. с изменениями и дополнениями 1967 и 1979 гг. Россия участвует в ней на правах правопреемства с 1976 г. Конвенция предусматривает охрану знаков во всех странах-участниках без их регистрации в каждой из этих стран. Для этого в Женеве создано специальное Международное бюро интеллектуальной собственности, которое осуществляет международную регистрацию знаков, действующих во всех странах-участниках Конвенции. Заявки на такую регистрацию подаются в национальные патентные ведомства, после чего они поступают в названное Международное бюро, где регистрируются с информированием соответствующих ведомств и публикуются в издаваемом периодическом журнале на основе Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Патентное ведомство любой страны-участника может заявить об отказе в предоставлении охраны тому или иному знаку.

Международная регистрация действует в течение 20 лет, независимо от того, какие сроки охраны установлены национальным законодательством. Сроки регистрации могут продлеваться на такой же период, считая с момента истечения предшествующего срока.

Владелец международной регистрации знаков может в любое время отказаться от охраны в одной или нескольких странах-участницах Конвенции. Для этого он подает заявление в патентное ведомство своей страны для сообщения в Международное бюро, которое и уведомляет соответствующие государства о подаче таких заявлений. В 1989 г. в Мадриде принят Протокол к Мадридской конвенции 1891 г.

В целях совершенствования международных отношений в области охраны знаков в 1973 г. был подписан Венский договор о регистрации товарных знаков, участником которого является и Россия. В числе других международных договоров по охране знаков следует указать Лиссабонское соглашение о защите указаний места происхождения изделий и их международной регистрации 1958 г.. Женевский договор о законах по товарным знакам и Инструкцию к этому договору 1994 г., ратифицированные Правительством России в 1997 г., а также Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) 1973 г. Его участником является и Российская Федерация. Как и для других членов Мадридского соглашения использование международной классификации товаров и услуг (МКТУ) в России является обязательным.

Установлен международный символ охраны товарных знаков ®. Он ставится на изделия данных товаропроизводителей и означает, что знак зарегистрирован в установленном порядке, а для его использования другими лицами следует обратиться на предприятие, выпустившее это изделие.

В российском законодательстве предусмотрена уступка за определенную плату и передача путем лицензирования использования товарных знаков другими лицами. Правовой основой являются утвержденные Роспатентом Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака 1995 г.