20.4. Исполнение иностранных арбитражных решений
Одним из преимуществ международного коммерческого арбитража является наличие довольно разработанной системы признания и принудительного исполнения арбитражных решений, вынесенных на территории иностранного государства, называемых обычно иностранными арбитражными решениями. Уверенность участников международной торговли в возможности принудительного исполнения решений становится важным фактором повышения эффективности международного коммерческого арбитража.
Основу этой системы составляет Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. Но и в других арбитражных конвенциях есть нормы, предусматривающие признание и исполнение арбитражных решений. Такие нормы есть, например, в Европейской конвенции 1961 г., в Московской конвенции 1962 г., в Вашингтонской конвенции 1965 г., в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г., в Соглашении о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств-участников Содружества 1998 г. Нормы об исполнении арбитражных решений могут встречаться в межгосударственных торговых договорах, в договорах об оказании правовой помощи и некоторых других.
В более чем ста государствах исполнение иностранных арбитражных решений обеспечивает Нью-Йоркская конвенция. Согласно Конвенции под «иностранным арбитражным решением» понимается решение, вынесенное на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение его в исполнение (ст. 1). Как видим, Конвенция для определения «иностранное™» арбитражного решения использует только один критерий: место его вынесения. Решение будет иностранным, если оно вынесено на территории иностранного государства. Причем, это положение в равной степени относится к решениям институционных арбитражей и арбитражей ad hoc.
Однако в связи с тем, что во внутреннем праве государств встречаются иные подходы к определению «иностранности» арбитражных решений (например, в ФРГ к иностранным решениям относятся и решения, вынесенные на территории ФРГ тогда, когда они были вынесены с соблюдением иностранных процессуальных норм), то в рассматриваемой ст. 1 содержится дополнительное правило: под иностранное подпадает и решение, которое не считается внутренним в том государстве, где оно исполняется.
Особенностью Нью-Йоркской конвенции является то, что она предусматривает исполнение иностранных арбитражных решений независимо оттого, входит ли государство, на территории которого оно вынесено, в круг ее участников. Благодаря этому территориальная сфера действия Конвенции значительно шире формального количества государств-участников. Фактически, Конвенция создает возможность исполнения арбитражного решения, вынесенного на территории любого из существующих государств.
Правда, государство при присоединении может сделать оговорку, ограничивающую возможность применения правового режима Конвенции к решениям, которые вынесены на территории государства, не являющегося ее участником. Такую оговорку сделал СССР. Так как Россия не сделала никакого заявления по этому поводу, то оговорка сохраняет свою силу. В соответствии с ней РФ применяет «положения настоящей Конвенции в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государств, не являющихся участниками Конвенции, лишь на условиях взаимности». При признании и исполнении арбитражных решений, вынесенных на территории Договаривающихся государств, установление взаимности не обязательно: она презюмируется Конвенцией. Взаимность может быть:
- договорной, при которой обязанность исполнения решений вытекает из какого-либо другого договора России с соответствующим государством (например, из торгового договора);
- фактической, при которой Россия обеспечивает исполнение решений, вынесенных на территории государства, не участвующего в Нью-Йоркской конвенции, если оно в свою очередь обеспечивает исполнение решений, вынесенных на российской территории.
Содержание Нью-Йоркской конвенции заключается в том, что она обязывает договаривающиеся государства признавать иностранные решения как обязательные, приводить их в исполнение и создает для этого правовые основы. Они сводятся к следующему:
1 - государство признает и исполняет иностранные арбитражные решения в соответствии со своим процессуальным правом; национальное право государства, где испрашивается исполнение определяет судебный орган, который компетентен исполнить решение, и правила такого исполнения;
2 - заинтересованная сторона обращается в компетентный орган государства, где испрашивается исполнение, с просьбой, совместно с которой подаются: а) должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную его копию; б) подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенную его копию; в) перевод этих документов на официальный язык той страны, где испрашивается исполнение;
3 - в признании и исполнении арбитражного решения может быть отказано только по тем основаниям, которые изложены в ст. 5 Конвенции. Основания разделены на две группы: во-первых, основания, которые могут быть применены только по просьбе стороны, против которой вынесено решение, и если она докажет их наличие, и во-вторых, основания которые могут быть применены по инициативе компетентного органа, рассматривающего просьбу об исполнении.
Первая группа оснований связана, главным образом, с арбитражным соглашением. В признании и исполнении арбитражного решения может быть отказано, если: а) арбитражное соглашение недействительно, или б) решение арбитража вышло за пределы арбитражного соглашения, или в) состав арбитража и арбитражный процесс не соответствовали арбитражному соглашению, Кроме того, в этой группе есть еще два основания, по которым можно отказать в исполнении решения: г) если сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения (иначе говоря, нарушены процессуальные права этой стороны, в частности ее право на равное участие в арбитражном разбирательстве); д) если решение не стало окончательным (например, оно было приостановлено или отменено компетентной властью страны, где решение было вынесено).
Во второй группе только два основания. Компетентная власть страны, в которой испрашивается исполнение, может отказать в этом, если найдет, что объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны, и, если признание и приведение в исполнение решения противоречит публичному порядку этой страны.
Европейская конвенция 1961 г. не содержит специальных правил о признании и приведении в исполнение арбитражных решений. Но в ней есть ст. 9, предусматривающая возможность 618 объявления арбитражного решения недействительным либо в том государстве, где решение было вынесено, либо в том государстве, по законам которого это решение было вынесено. Причем отмена решения будет являться причиной отказа в его признании или исполнении в других государствах (п. 1 ст. 9). Основания для отмены, предусмотренные в рассматриваемой статье Европейской конвенции, совпадают с основаниями отказа в признании и исполнении решения, которые должны быть доказаны стороной, против которой решение было вынесено, согласно ст. 5 Нью-Йоркской конвенции.
Соглашение СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, и дополнительное Соглашение 1998 г. несколько иначе решают вопрос о признании и исполнении арбитражных решений. Различия предопределены особенностями подхода к рассмотрению хозяйственных споров, о чем говорилось выше: во-первых, предусмотренный Соглашением порядок рассмотрения хозяйственных споров распространяется не только на коммерческие арбитражи, но и на государственные арбитражные суды и суды общей юрисдикции; во-вторых, Соглашение предусматривает обязательную юрисдикцию независимо от согласия сторон.
Соглашение различает признание решения от исполнения. Государства-участники СНГ взаимно признают вступившие в законную силу решения компетентных судов (ч. 1 ст. 7). Никакой дополнительной процедуры для признания Соглашение не предусматривает. Из этого можно предположить, что права и обязанности сторон, вытекающие из вступившего в законную силу решения, которое вынесено на территории одного государства, будут признаваться всеми заинтересованными лицами, а также органами власти и управления на территории любого другого Государства-участника без какого-либо решения или распоряжения со стороны компетентных органов.
Для исполнения решения предусматривается дополнительная процедура в виде подачи заинтересованной стороной ходатайства об этом. К ходатайству должны быть приложены следующие документы: должным образом заверенная копия решения, официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, доказательства извещения другой стороны о процессе и исполнительный документ.
По просьбе стороны, против которой вынесено решение, компетентный суд по месту, где испрашивается исполнение, может отказать в исполнении по основаниям, предусмотренным в ст. 9 Соглашения. В отличие от Нью-Йоркской конвенции среди возможных причин для отказа отсутствуют причины, связанные с арбитражным соглашением. Суд может отказать в исполнении, если: 1 - существует вступившее в законную силу решение по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тому же основанию, вынесенное компетентным судом одного из государств-участников Соглашения; 2 - в соответствии с правилами Соглашения спор разрешен некомпетентным судом; 3-другая сторона не была извещена о процессе; 4—истек трехгодичный срок давности для предъявления решения к принудительному исполнению1.
Так же, как и Нью-Йоркская конвенция. Соглашение возлагает бремя доказывания существования обстоятельств, препятствующих исполнению решения, на сторону, против которой решение было вынесено.
Исполнение иностранного арбитражного решения осуществляется в соответствии с процессуальным правом государства, на территории которого оно исполняется. В России порядок исполнения иностранных арбитражных решений регламентируют три нормативных акта: Закон о международном коммерческом арбитраже 1993 г., Гражданский процессуальный кодекс. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июня 1997 г. и Указ Президиума Верховного Совета СССР «О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей» от 21 июня 1988 г. Между ними есть некоторые противоречия.
Согласно ст. 437 ГПК РФ порядок исполнения решений иностранных судов и арбитражей определяется международными договорами с участием РФ, однако решение может быть предъявлено к исполнению в течение трех лет с момента вступления его в силу. Следовательно, в этой статье предусмотрено два условия исполнения решений: во-первых, наличие договорной взаимности, то есть существование межгосударственного договора о взаимном исполнении решений, который и устанавливает конкретные условия такого исполнения, и, во-вторых, не истечение 3-летнего срока давности. Данные условия распространяются в равной степени и на судебные, и на арбитражные решения.
В Указе 1988 г., действие которого сохраняется и по настоящее время, содержатся правила, относящиеся непосредственно к арбитражным решениям. По существу Указ воспроизводит условия, предусмотренные в ГПК РФ: 1 - признание и исполнение возможно в отношении тех арбитражных решений, признание и исполнение которых предусмотрены соответствующим международным договором (абз. 1 ст. 11); 2 - решение нельзя признать и исполнить, если истек 3-летний срок давности (п. 5 ст. 5). Понятно, что основным договором, предусматривающим признание и исполнение арбитражных решений, является рассмотренная выше Нью-Йоркская конвенция.
Иначе решен этот вопрос в Законе 1993 г. о международном коммерческом арбитраже. Закон содержит раздел 8 «Признание и приведение в исполнение арбитражных решений». Особенностью раздела является то, что его положения применяются в равной степени как к арбитражным решениям по международным коммерческим спорам, вынесенным на территории России (независимо от того, является ли арбитраж институционным или арбитражем ad hoc), так и к иностранным арбитражным решениям, предъявляемым к исполнению в России.
Согласно ст. 35 Закона арбитражные решения, в том числе и иностранные, признаются на территории России обязательными. Признание решения, то есть признание прав и обязанностей сторон, вытекающих из него, не требует никакой специальной дополнительной процедуры. Сама статья приравнивает иностранное арбитражное решение к российскому. Для принудительного исполнения решения предусматривается дополнительная процедура: заинтересованная сторона должна обратиться с письменным ходатайством в компетентный суд. К ходатайству необходимо приложить следующие документы: 1-должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию; 2 - подлинное арбитражное соглашение или подлинным образом заверенную его копию; 3 - должным образом заверенный перевод этих документов на русский язык.
Ст. 36 Закона устанавливает строго ограниченный круг оснований, по которым компетентный суд может отказать в признании или в приведении в исполнение арбитражного решения. Практически эти основания повторяют основания для отказа в признании и приведении в исполнение, предусмотренные Нью-Йоркской конвенцией 1958 г., участницей которой является Россия. К первой группе относятся основания, которые могут быть применены судом лишь по просьбе стороны, против которой решение вынесено, и если она представит суду соответствующие доказательства. В этой группе пять оснований:
1—если арбитражное соглашение недействительно (либо одна из сторон была недееспособна, либо оно недействительно по другим причинам в соответствии с законом страны, которому стороны это соглашение подчинили, или в соответствии с законом страны, где решение было вынесено);
2 — если нарушены процессуальные права стороны, против которой решение вынесено (например, она не была должным образом уведомлена о начале разбирательства, о необходимости назначения арбитра и пр.);
3—если решение не соответствует арбитражному соглашению (например, оно вынесено по спору, не предусмотренному в соглашении и пр.);
4—если состав арбитража или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или при отсутствии такого соглашения - закону страны, где состоялся арбитраж; 621
5 - если арбитражное решение не стало обязательным (одна из сторон обратилась с ходатайством об отмене решения в суд страны, где оно было вынесено, либо оно было отменено или его исполнение было приостановлено таким судом). Правда, если одна из сторон обратилось в суд страны, где решение было вынесено, с ходатайством об отмене, российский суд не обязательно должен отказать в исполнении: он вправе приостановить процесс по приведению в исполнение и отложить вынесение своего решения до тех пор, пока не будет окончательно рассмотрен в суде соответствующего государства вопрос о возможной отмене этого решения (п. 2 ст. 36 Закона).
Ко второй группе относятся основания, при наличии которых суд может отказать в признании или исполнении, по собственной инициативе. Их два: объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону РФ; признание или исполнение арбитражного решения противоречит публичному порядку РФ.
Как видим. Закон о международном коммерческом арбитраже среди условий признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений не предусматривает обязательного наличия международного договора между Россией и иностранным государством о признании и исполнении подобных решений. Нет в законе и условия, ограничивающего возможность предъявления к исполнению решения 3-мя годами с момента его вступления в силу. Налицо явное противоречие между Законом, с одной стороны, и ГПК РФ и Указом 1988 г., с другой.
На наш взгляд, в таком случае следует применять нормы Закона о международном коммерческом арбитраже. По отношению к Указу нормы Закона обладают приоритетом, так как закон имеет большую юридическую силу, нежели указ (не говоря уже о том, что Закон 1993 г. принят позднее Указа 1988 г.). Что касается связки ГПК РФ и Закона 1993 г., юридическая сила которых одинакова, то здесь следует отметить следующее: во-первых. Закон принят позднее Гражданского процессуального кодекса, а более поздние нормы обладают приоритетом; во-вторых, ГПК РФ является общим процессуальным законом, а Закон 1993 г., регламентирующий международный арбитражный процесс, носит специальный характер, а специальные нормы приоритетны по сравнению с общими. Таким образом, при определении порядка и условий признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений в настоящее время следует руководствоваться Законом о международном коммерческом арбитраже.
Другое дело, если международным договором, в котором участвует Россия, установлены условия признания и исполнения, отличающиеся от условий, предусмотренных в этом Законе, тогда будут применены правила такого договора, что прямо вытекает из п. 4 ст. 15 Конституции РФ (например, рассмотренные выше условия признания и исполнения решений по Соглашению о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г.).
Закон о международном коммерческом арбитраже, предписывая обращаться для принудительного исполнения арбитражного решения с ходатайством в компетентный суд, не конкретизирует, какой суд РФ компетентен рассматривать такое ходатайство. Этот вопрос решен в Указе 1988 г.: ходатайство взыскателя о разрешении принудительного исполнения арбитражного решения рассматривается Верховным Судом республики в составе РФ, краевым, областным, городским судом, судом автономной области и судом автономного округа по месту жительства должника (если должник юридическое лицо - то по месту нахождения); в том случае, когда должник не имеет в России места жительства (нахождения), ходатайство рассматривается указанным судом по месту нахождения его имущества.
Одновременно Указ предусматривает ряд положений о конкретном порядке рассмотрения ходатайства и исполнения арбитражного решения. Он сводится к следующему:
- в ходатайстве должно быть указано: наименование взыскателя с указанием своего места жительства (нахождения), наименование должника с указанием его места жительства (нахождения), а также просьбу о разрешении принудительного исполнения;
- рассмотрение ходатайства происходит в открытом судебном заседании с извещением должника, неявка должника без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения ходатайства;
- разрешение о принудительном исполнении или отказ в этом оформляется определением суда, копии которого в 3-х дневный срок направляются взыскателю и должнику;
- определение может быть обжаловано в вышестоящий суд в соответствии с процессуальным российским правом;
- на основании определения о разрешении принудительного исполнения взыскателю выдается исполнительный лист.
Кроме того, в ст. 11 Указа говорится о том, что перечень документов, которые прилагаются к ходатайству об исполнении, а также основания для отказа в разрешении принудительного исполнения определяются конкретным международным договором; если же конкретный договор не содержит таких правил, то эти вопросы будут решаться в соответствии со ст. 4 и 5 Нью-Йоркской конвенции. Эти положения могут быть применимы только в той мере, в какой они не противоречат Закону о международном коммерческом арбитраже.
Как уже рассматривалось выше, если в конкретном международном договоре, который в целом предусматривает исполнение арбитражных решений, но не содержит специальных правил по указанным вопросам, или если договора вообще нет, то
для решения этих вопросов следует обращаться к Закону о международном коммерческом арбитраже, а не к Нью-Йоркской конвенции, как того требует Указ 1988 г., так как Закон имеет преимущественную силу по отношению к последнему.
Правда, справедливости ради следует отметить, что установление приоритетности имеет больше формально-юридическое значение, нежели практическое, так как Закон 1993 г. и по вопросу о перечне документов, прилагаемых к ходатайству, и по вопросу об основаниях отказа в признании и исполнении арбитражных решений соответствует аналогичным правилам Нью-Йоркской конвенции.
Исполнительный лист, выдаваемый судом, вынесшим определение о разрешении принудительного исполнения арбитражного решения, передается службе судебных приставов по месту жительства (нахождения) ответчика либо по месту нахождения его имущества. В дальнейшем принудительное исполнение будет осуществляться по правилам исполнительного производства, установленным в Законе об исполнительном производстве. Исполнительный лист, выданный на основе иностранного арбитражного решения, может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу (п. 2 ст. 80 Закона).
- Глава 1. Понятие международного частого права
- Глава 3. Источники международного частного права
- Глава 4. Коллизионные нормы
- Глава 5. Проблемы, связанные с применением иностранного права
- Глава 6. Унификация и гармонизация в международном частном праве
- Глава 7. Правовое положение физических лиц в международном частном праве
- Глава 12. Внешнеэкономические сделки
- Глава 3.
- 3.1. Понятие и виды источников международного частного права
- 3.2. Российское законодательство по международному частному праву
- 3.3. Законодательство зарубежных стран
- 3.4. Роль международных договоров в развитии международного частного права
- Глава 4. Коллизионные нормы
- 4.1. Понятие коллизионных норм
- 4.2. Основные формулы прикрепления
- 4.3. Проблемы, связанные с применением коллизионных норм
- 4.3.1. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства
- Глава 5. Проблемы, связанные с применением иностранного права
- 5.1. Общий подход к пониманию иностранного права
- 5.3.1. Интерлокальные (интерперсональные) и интертемпоральные коллизии
- 5.3.2. Взаимность
- 5.3.3. Применение права непризнанного государства
- 5.4.1. Оговорка о публичном порядке
- Глава 6. Унификация и гармонизация в международном частном праве
- Глава 7. Правовое положение физических лиц в международном частном праве
- 7.1. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства
- 7.2. Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев
- 7.4. Безвестное отсутствие и объявление лица умершим
- Глава 8 правовое положение юридических лиц в международном частном праве 8.1. Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и личный статут
- 8.2. Основные доктрины определения личного статута
- 8.3. Проблема «международных юридических лиц»
- 8.4. Международные организации в международном частном праве
- 8.5. Осуществление иностранными юридическими лицами хозяйственной деятельности
- Глава 9. Государство - субъект международного частного права
- 9.1. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права
- 9.2. Понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государства
- 9.3. Виды иммунитета государства и их правовое регулирование
- Глава 10. Собственность в международном частном праве
- 10.1. Особенности правового регулирования отношений собственности в международном частном праве
- 10.2. Коллизионные вопросы права собственности
- 10.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 10.4. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
- 10.5. Правовое положение российской собственности за рубежом
- Глава 11. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- Раздел 1. Авторское право в международном частном праве
- 11.1.2. Международно-правовая охрана смежных прав
- Глава 11. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- Раздел 2. Право промышленной собственности в международном частном праве
- 11.2.1. Понятие и особенности прав на промышленную собственность
- 11.2.2. Международно-правовая охрана промышленной собственности
- 11.2.3. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации
- 11.2.4. Правовая охрана российских объектов промышленной собственности за рубежом
- 11.2.5. Товарные знаки в международном частном праве
- Глава 12. Внешнеэкономические сделки 12.1. Понятие внешнеэкономической сделки
- 12.3. Коллизионные вопросы внешнеэкономических Сделок
- 12.4. Форма внешнеэкономических сделок
- 12.5. Договор международной купли-продажи.
- 12.6. Внешнеэкономические сделки с коммерческим финансированием
- 12.7. Договор международного подряда
- 12.8. Обычаи международной торговли. Lex mercatoria
- Глава 13.
- 13.1. Организация международных перевозок
- 13.4. Международные воздушные перевозки
- 13.5. Международные автомобильные перевозки
- 13.6. Международные речные перевозки
- 13.7. Международные «смешанные» перевозки грузов
- Глава 14.
- 14,1. Коллизионное регулирование внедоговорных обязательств
- 14.2. Международно-правовое регулирование внедоговорных отношений
- 14.3. Международные внедоговорные обязательства в российском праве
- Глава 15. Денежные обязательства в международном частном праве
- 15.1. Международные платежно-расчетные отношения и валютные операции
- 15.2.2. Документарное инкассо
- 15.2.3. Авансовый платеж и платежи по открытому счету
- 15.3. Банковские гарантии в международных денежных обязательствах
- 15.4. Вексель в международных расчетах
- 15.5. Чек в международных расчетах
- Глава 16. Наследственные отношения в международном частном праве
- 16.1. Специфика наследственных правоотношений международного характера
- 16.3. Международные договоры как средство регулирования наследственных отношений
- 16.4. Вопросы налогообложения в наследственных отношениях международного характера
- Глава 17. Трудовые отношения в международном частном праве
- 17.1. Коллизионные принципы в сфере международных трудовых отношений
- 17.2. Международно-правовое регулирование условий труда иностранцев
- 17.5. Правовое регулирование труда персонала межправительственных организаций
- Глава 18. Брачно-семейные отношения в международном частном праве
- 18.1. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера
- 18.2. Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака
- 18.3. Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами и другими членами семьи
- 18.4. Защита прав и интересов детей в международном частном праве
- Глава 19. Международный гражданский процесс
- 19.1. Понятие международного гражданского процесса
- 19.2. Международная подсудность
- 19.3. Процессуальное положение иностранцев
- 19.4. Исполнение судебных решений и поручений иностранных судов
- Раздел II Конвенции определяет порядок получения доказательств дипломатическими и консульскими агентами и уполномоченными.
- 19.5. Оказание правовой помощи
- Глава 20. Международный коммерческий арбитраж 20.1. Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража
- 20.2. Международно-правовые основы международного коммерческого арбитража
- 20.3. Арбитражное соглашение
- 20.4. Исполнение иностранных арбитражных решений
- 20.5. Международный коммерческий арбитраж в России
- 20.6. Международный коммерческий арбитраж за рубежом