13.4. Международные воздушные перевозки
В отличие от других видов транспорта, в перевозках НА воздушном транспорте первое место занимают пассажиры. Воздушный транспорт широко используется для перевозки срочных, скоропортящихся, ценных и других грузов, багажа и
почты.
Перед другими видами транспорта авиационный имеет определенные преимущества. К наиболее важным из них относятся: высокая скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути, что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров и грузов; быстрота организации воздушного сообщения; высокая маневренность и приспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезонным колебаниям1.
Международные воздушные перевозки регламентируются, в основном, Конвенцией о Международной гражданской авиации 1944 г.. Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция), двусторонними договорами Российской Федерации и национальным законодательством государств.
Согласно ст. 6 Конвенции 1944 г. никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию государств-участников, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.
Конвенция 1944 г. выделяет следующие виды воздушных сообщений: регулярные, нерегулярные, каботажные. Для регулярных сообщений установлен разрешительный порядок. Нерегулярные полеты с коммерческими целями также носят разрешительный характер. Каботажные перевозки осуществляются в пределах территории государства.
Конвенция 1944 г. не препятствует двум или более государствам учреждать авиатранспортные организации совместной эксплуатации или международные эксплуатационные агентства и объединять в пул их воздушные сообщения на любых маршрутах и в любых районах (ст. 77).
Правовые условия международных перевозок грузов и пассажиров определяются Варшавской конвенцией 1929 г. (дополнена Гаагским протоколом 1955 г.).
В ст. 1 Варшавской конвенции 1929 г. дано следующее определение воздушных перевозок: 1) место отправления и место назначения независимо от того, имеется или нет перерыв в перевозке или перегрузках, расположены на территории двух участвующих в Конвенции государств; 2) место отправления и место назначения находятся на территории одного и того же участвующего в Конвенции государства, однако остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если оно и не участвует в Конвенции. Воздушная перевозка, выполняемая несколькими последовательными перевозками, считается единой.
В соответствии со статьями 3,4 и 8 Конвенции договор перевозки оформляется для пассажиров - составлением проездного билета, багажа - багажной квитанции, груза - авиагрузовой накладной. Каждая накладная должна быть исполнена в трех оригинальных экземплярах и вручается вместе с грузом. Первый экземпляр предназначен для перевозчика и подписывается грузоотправителем, второй предназначен для грузополучателя, подписывается грузоотправителем и сопровождает груз, а третий — подписывается перевозчиком и вручается грузоотправителю после приемки груза для перевозки.
В авиагрузовой накладной должны быть включены следующие данные: место и дата составления авиадокумента; место отправки н доставки; согласованные места остановок; фамилия и адрес Грузоотправителя; фамилия и адрес первого перевозчика; фамилия и адрес грузополучателя; характер груза;
количество мест, метод упаковки, особенности маркировки или номеров на местах; вес, количество, объем и размеры товара; заявление о том, что перевозка осуществляется по правилам, относящимся к ответственности, установленной Конвенцией 1929 г.
Если иное не установлено в авиагрузовой накладной, грузоотправитель и грузополучатель имеют следующие права:
грузоотправитель - может распорядиться грузом до его доставки грузополучателю, если предъявит свою копию авианакладной перевозчику и уплатит все соответствующие расходы;
может обеспечить от своего имени права, даже если он действует в интересах другого лица, при условии выполнения всех обязательств по договору перевозки;
грузополучатель - вправе требовать, чтобы перевозчик передал товары и авиагрузовую накладную по прибытии их к месту назначения и выплате соответствующих сборов, а также выполнении других условий, указанных в накладной; принудительно осуществить права от своего имени, даже действуя в интересах другого лица, при условии выполнения всех обязательств грузоотправителем по договору перевозки-
В соответствии со ст. 20 Конвенции 1929 г. перевозчик освобождается от ответственности, если им будет доказано, что он и его агенты приняли все необходимые меры для того, чтобы избежать причинения вреда, или для них было невозможно принять такие меры. Таким образом ответственность в Конвенции 1929 г. основана на вине. Причем бремя доказывания отсутствия вины лежит на перевозчике.
Ответственность перевозчика согласно ст. 12 Конвенции ограничена суммой, размер которой 125 тыс. франков в отношении пассажира, 250 франков за килограмм груза и багажа и 5 тыс. франков в отношении ручной клади пассажира. Гаагским протоколом 1955 г. первый из этих лимитов увеличен в два раза и составляет 250 тыс. франков. Кроме того национальный суд может присудить истцу возмещение всех или части понесенных им судебных расходов. При объявлении стоимости багажа и груза перевозчик в случае их несохранности обязан уплатить сумму в пределах объявленной, если он не докажет, что она превышает действительную заинтересованность пассажира (грузовладельца).
Согласно ст. 28 Конвенции иск может быть заявлен по выбору истца в судах одного из следующих государств: по местожительству перевозчика, по месту нахождения его главного управления или конторы, которой был заключен договор, или по месту исполнения перевозки.
В мае 1999 г. принята Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Конвенция вступает в силу тогда, когда 30 государств ратифицирует ее. В ней уточнены: понятие воздушных перевозок, обязанности сторон, пределы ответственности в СПЗ, юрисдикция по разрешению споров и т. д.
Вопросам международных воздушных перевозок посвящена глава XV Воздушного кодекса Российской Федерации 1997 г. (ВК РФ). Согласно 6т. 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. Международной воздушной перевозкой считается воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: а) соответственно на территориях двух государств; б) на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку.
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной.
В ст. 107 ВК РФ подробно перечисляются основания прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира и договора воздушной перегрузки груза. В частности, эти договоры могут быть прекращены в случае нарушения пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита. Основанием для прекращения договорной воздушной перевозки пассажира является наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.
В свою очередь пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна.
В гл. XVII ВК РФ содержатся нормы об ответственности перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя.
Перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации- Международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, груза или почты-
Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В случае нарушения договора воздушной перевозки по требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Последним удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.
В случае повреждения (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа и не позднее чем через 14 дней со дня получения груза.
В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение.
При утрате багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.
За вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу пассажира воздушного судна при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В случае причинения вреда жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством РОССИЙСКОЙ Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Вопросы регламентации международных воздушных перевозок также отражены в двусторонних договорах Российской Федерации. Например, в Соглашении между правительствами Российской Федерации и Киргизской Республики о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта 1996 г. указывается, что коммерческие вопросы, касающиеся полетов воздушных судов и перевозок пассажиров, груза и почты на договорных линиях будут решаться по договоренности йежду назначенными авиапредприятиями и представляться на утверждение авиационных властей Договаривающихся сторон. Тарифы на любой договорной линии должны устанавливаться на разумном уровне с учетом всех соответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, разумную прибыль и тарифы других авиапредприятий для любой части установленного маршрута.
- Глава 1. Понятие международного частого права
- Глава 3. Источники международного частного права
- Глава 4. Коллизионные нормы
- Глава 5. Проблемы, связанные с применением иностранного права
- Глава 6. Унификация и гармонизация в международном частном праве
- Глава 7. Правовое положение физических лиц в международном частном праве
- Глава 12. Внешнеэкономические сделки
- Глава 3.
- 3.1. Понятие и виды источников международного частного права
- 3.2. Российское законодательство по международному частному праву
- 3.3. Законодательство зарубежных стран
- 3.4. Роль международных договоров в развитии международного частного права
- Глава 4. Коллизионные нормы
- 4.1. Понятие коллизионных норм
- 4.2. Основные формулы прикрепления
- 4.3. Проблемы, связанные с применением коллизионных норм
- 4.3.1. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства
- Глава 5. Проблемы, связанные с применением иностранного права
- 5.1. Общий подход к пониманию иностранного права
- 5.3.1. Интерлокальные (интерперсональные) и интертемпоральные коллизии
- 5.3.2. Взаимность
- 5.3.3. Применение права непризнанного государства
- 5.4.1. Оговорка о публичном порядке
- Глава 6. Унификация и гармонизация в международном частном праве
- Глава 7. Правовое положение физических лиц в международном частном праве
- 7.1. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства
- 7.2. Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев
- 7.4. Безвестное отсутствие и объявление лица умершим
- Глава 8 правовое положение юридических лиц в международном частном праве 8.1. Основы правового положения юридических лиц: «национальность» и личный статут
- 8.2. Основные доктрины определения личного статута
- 8.3. Проблема «международных юридических лиц»
- 8.4. Международные организации в международном частном праве
- 8.5. Осуществление иностранными юридическими лицами хозяйственной деятельности
- Глава 9. Государство - субъект международного частного права
- 9.1. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права
- 9.2. Понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государства
- 9.3. Виды иммунитета государства и их правовое регулирование
- Глава 10. Собственность в международном частном праве
- 10.1. Особенности правового регулирования отношений собственности в международном частном праве
- 10.2. Коллизионные вопросы права собственности
- 10.3. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- 10.4. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах
- 10.5. Правовое положение российской собственности за рубежом
- Глава 11. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- Раздел 1. Авторское право в международном частном праве
- 11.1.2. Международно-правовая охрана смежных прав
- Глава 11. Интеллектуальная собственность в международном частном праве
- Раздел 2. Право промышленной собственности в международном частном праве
- 11.2.1. Понятие и особенности прав на промышленную собственность
- 11.2.2. Международно-правовая охрана промышленной собственности
- 11.2.3. Права иностранцев на промышленную собственность в Российской Федерации
- 11.2.4. Правовая охрана российских объектов промышленной собственности за рубежом
- 11.2.5. Товарные знаки в международном частном праве
- Глава 12. Внешнеэкономические сделки 12.1. Понятие внешнеэкономической сделки
- 12.3. Коллизионные вопросы внешнеэкономических Сделок
- 12.4. Форма внешнеэкономических сделок
- 12.5. Договор международной купли-продажи.
- 12.6. Внешнеэкономические сделки с коммерческим финансированием
- 12.7. Договор международного подряда
- 12.8. Обычаи международной торговли. Lex mercatoria
- Глава 13.
- 13.1. Организация международных перевозок
- 13.4. Международные воздушные перевозки
- 13.5. Международные автомобильные перевозки
- 13.6. Международные речные перевозки
- 13.7. Международные «смешанные» перевозки грузов
- Глава 14.
- 14,1. Коллизионное регулирование внедоговорных обязательств
- 14.2. Международно-правовое регулирование внедоговорных отношений
- 14.3. Международные внедоговорные обязательства в российском праве
- Глава 15. Денежные обязательства в международном частном праве
- 15.1. Международные платежно-расчетные отношения и валютные операции
- 15.2.2. Документарное инкассо
- 15.2.3. Авансовый платеж и платежи по открытому счету
- 15.3. Банковские гарантии в международных денежных обязательствах
- 15.4. Вексель в международных расчетах
- 15.5. Чек в международных расчетах
- Глава 16. Наследственные отношения в международном частном праве
- 16.1. Специфика наследственных правоотношений международного характера
- 16.3. Международные договоры как средство регулирования наследственных отношений
- 16.4. Вопросы налогообложения в наследственных отношениях международного характера
- Глава 17. Трудовые отношения в международном частном праве
- 17.1. Коллизионные принципы в сфере международных трудовых отношений
- 17.2. Международно-правовое регулирование условий труда иностранцев
- 17.5. Правовое регулирование труда персонала межправительственных организаций
- Глава 18. Брачно-семейные отношения в международном частном праве
- 18.1. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений международного характера
- 18.2. Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака
- 18.3. Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами и другими членами семьи
- 18.4. Защита прав и интересов детей в международном частном праве
- Глава 19. Международный гражданский процесс
- 19.1. Понятие международного гражданского процесса
- 19.2. Международная подсудность
- 19.3. Процессуальное положение иностранцев
- 19.4. Исполнение судебных решений и поручений иностранных судов
- Раздел II Конвенции определяет порядок получения доказательств дипломатическими и консульскими агентами и уполномоченными.
- 19.5. Оказание правовой помощи
- Глава 20. Международный коммерческий арбитраж 20.1. Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража
- 20.2. Международно-правовые основы международного коммерческого арбитража
- 20.3. Арбитражное соглашение
- 20.4. Исполнение иностранных арбитражных решений
- 20.5. Международный коммерческий арбитраж в России
- 20.6. Международный коммерческий арбитраж за рубежом