45.Конституционные ограничения прав и свобод граждан.
Проблема установления конституционных ограничений – это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого человека простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода других), обязан содействовать или не препятствовать нормальному функционированию коллективов, общественных и государственных институтов.
Конституционные ограничения – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы.
Подобные границы "возводятся" в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.
Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует взаимоотношения между государством и человеком, представляет собой водораздел между законностью и произволом.
Права и свободы человека и гражданина признаются в Конституции РФ наивысшей ценностью (ст. 17. п. 2). Допуская возможность их ограничения (ст. 55 п. 3), Основной закон страны в ст. 56 п. 3 четко фиксирует: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации».
Конституционные ограничения отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. правонарушениями (конституционные же ограничения – законные, правомерные средства).
Классификация конституционных ограничений:
Конституционные ограничения прав и свобод можно классифицировать по следующим основаниям:
1. В зависимости от прав и свобод – на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю).
2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа. (Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются. Не так давно считались, например, постоянными такие ограничения, как лишение гражданства, обязанности свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Изменилось время, и они отошли в историю, знаменуя тем самым все большее расширение свободы личности, укрепление нравственных основ конституционного регулирования.);
3. В зависимости от сферы действия – на общие (распространяются на все права и свободы) и индивидуальные (распространяются только на отдельные права и свободы, например, в ст. 25 Конституции РФ закреплено конституционное ограничение в отношении лишь одного права – неприкосновенности жилища);
4. С учетом пределов использования – на государственные (федеральные, субъектов Федерации) и муниципальные;
5. По содержанию – на финансово-экономические (запрет определенной экономической деятельности), личные (арест, заключение под стражу) и организационно-политические (отставка и т. п.);
6. По способам осуществления – запреты, обязанности, приостановления, меры ответственности и др.
Помимо конституционных основ (конституционных принципов) ограничения прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ закрепляет также конституционные основания ограничений прав и свобод граждан, в том числе - конституционные основания ограничения свободы массовой информации, а также -конкретные ограничения некоторых прав и свобод, в том числе, - свободы массовой информации.
Рассмотрим конституционные основания ограничения прав и свобод граждан, включающих свободу распространения информации (закрепленные в нормах Конституции):
1) необходимость предотвращения нарушений прав и свобод человека и гражданина одних лиц при реализации другими лицами прав и свобод человека и гражданина (ч.3. ст. 17);
2) необходимость защиты права на неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, и права на защиту чести и достоинства личности, доброго имени (статьи 21, 23 и 24);
3) необходимость предотвращения пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29);
4) необходимость защиты государственной тайны (ч.4 ст.29);
5) необходимость обеспечения права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст.42);
6) необходимость обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в условиях чрезвычайного положения (ч.1 ст. 56);
7) необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст. 55).
Легко увидеть, что установленный в части 3 статьи 55 перечень оснований-целей ограничения прав и свобод граждан, является обобщающим и охватывает все, закрепленные в других нормах Конституции, основания-цели возможных ограничений прав и свобод.
См. 29 вопрос - Ограничение конституционных прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и военного положения - в конце
46. Гарантии конституционных прав и свобод. Конституционного закрепления прав и свобод человека и гражданина недостаточно для их успешной реализации гражданами в повседневной жизни. Для этого создается механизм реализации прав и свобод, который именуется гарантиями прав и свобод. Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. По сути дела гарантии, это и есть обязанности. а применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства обеспечить гражданам реализацию их прав. Гарантии бывают различные: юридические, материальные, политические. идеологические и т.д. В данном случае идет речь о конституционных гарантиях, которые относятся к юридическим гарантиям. Рассматривая конституционные гарантии, необходимо отметить, что сам факт закрепления в Конституции РФ прав и свобод, уже является гарантией. Так, например, "каждый имеет право на жилище", или "право частной собственности охраняется законом". Однако в Конституции и непосредственно упоминается о гарантиях, как, например, "гарантируется свобода массовой информации". Разумеется, когда в конституции непосредственно используется термин "гарантия", это предполагает наличие в государстве организационных, правовых и других институтов способных обеспечить реализацию прав всеми гражданами. Так, например, Конституцией РФ "гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования". Образование обеспечивается уже существующей системой начальных и средних государственных учебных заведений. Конституционные формулировки, в которых говорится " охраняется государством" или "находятся под защитой закона" означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста. Конституция содержит специальные статьи (ст. 45 - 54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно распределены на двс группы: общие гарантии и гарантии правосудия. К общим гарантиям прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь, следует отнести сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемости гражданских /личных/ прав человека и гражданина и на общепризнанных принципах и нормах международного права. Конституция прямо указывает, что защита прав и свобод является обязанностью государства и гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это предполагает обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять регулирование в процессе их реализации. Полномочия законодательных органов по этим вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита). Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти. Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми законными способами. К пим способам самозащиты относятся: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права и с помощью оружия. ФЗ «Об оружии» предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости. Однако осуществление этого права ограничивается законом. Так, например, оружие не может быть применено в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения. Закон предписывает о всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дсл. Закон также устанавливает особый порядок реализации права на приобретение оружия. Судебная защита прав и свобод, гарантированная Российской Конституцией, наиболее эффективна и доступна каждому человеку. В суд могут быть обжалованы действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента, постановления Правительства и т.д. Следовательно, суд осуществляет надзор за законностью в стране, обеспечивает защиту прав и свобод от посягательств со стороны кого бы то ни было. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г. К внутренним средствам защиты прав человека относится также обращение граждан к Уполномоченному по правам человекам. Уполномоченный по правам человека, это должностное лицо назначаемое на должность и освобождаемое от должности Государственной Думой Федерального Собрания РФ, которое призвано осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Институт Уполномоченного по правам человека был учрежден Конституцией РФ 1993 года. Он предназначен для рассмотрения жалоб граждан на нарушение их прав и свобод. В случаях грубого или массового нарушения прав человека, он может проводить расследование этих случаев и по собственной инициативе. Так, например, в ст. 1 Федерального конституционного закона 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" говорится. что должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. В законе также говорится, что Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека;~. правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Помимо внутренних гарантий обеспечивающих защиту прав и свобод имеет место и международная защита. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Реализация этого права возможна только при наличии соответствующих международных договоров Российской Федерации и может быть осуществлена, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты в самом государстве. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации. Она подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Присоединение России к Факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в этот орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и нс представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты. Другим международным органом предназначенным для защиты прав человека является Европейский Суд по правам человека который был учрежден в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод в 1959 году и состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы. Обращение в Суд могут подавать как государства, так и физическое лицо. Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые имели место. Следовательно, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека. Ст.19 ч.2 Конституции: Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств |
Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ).
Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии - экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение.
Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека.
В этой связи, в целях гарантии прав и свобод граждан, государство создает институты, способствующие реализации рассматриваемых прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека (Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"[4]).
Защита прав и свобод человека - ключевая обязанность государства. Как мы уже подчеркивали, на практике, зачастую, нет автоматической реализации прав и свобод человека. Соответственно необходима борьба за права и свободы, когда возникают препятствия к их осуществлению и прямые их нарушения со стороны, как других лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, а виновные в таких нарушениях - наказаны. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.
Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы"; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему"; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.
Следующий механизм, гарантирующий конституционные права – институт гражданства (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.)).
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека осуществляются государством через определение правового положения и статуса личности, прежде всего в качестве отечественного гражданина. Однако права и свободы любого человека, не являющегося отечественным гражданином, признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина либо лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать права и свободы любого человека.
Таким образом, гарантия конституционных прав и свобод – это, прежде всего, обязанность государства. В целях гарантии прав и свобод государство создает институты, способствующие реализации таких прав. Во-первых, это законодательные акты (иначе – законодательная база), принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, и направленные на развитие ее положений. Во-вторых, это создание системы судебных и правоохранительных органов. В-третьих, создание специальных институтов, например, уполномоченного по правам человека. В-четвертых, - институт гражданства.
В качестве первых можно назвать запреты, содержащиеся: в ч. 1 ст. 50 («Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1); «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона» (ч.2.); в ч. 2 ст. 54 «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением»; в ч. 2 ст. 55 «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»). Правда, термин «умаляющие» полностью находится в рамках понятия «ограничивающие» (ибо всякое умаление с юридической точки зрения есть не что иное, как ограничение), которое в принципе может и одно справиться с возложенными на него в данной ситуации задачами.
Отличительная черта демократического государства - права и свободы не только провозглашаются, но и гарантируются.
Социально-экономические гарантии - социальная стабильность, развивающаяся экономика, соответствующие производственные мощности, широкая инфраструктура - система учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества:
гарантии социальной защиты;
гарантированный МРОТ;
работающему по трудовому договору гарантируются установленные ФЗ продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск;
права и свободы человека и их равенство;
свобода совести и вероисповедания;
свобода мысли, слова, массовой информации;
право наследования, социальное обеспечение;
общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего проф. образования в гос. и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
гражданам РФ гарантируется защита и покровительство за пределами РФ
гарантируется свобода творчества и преподавания;
гарантируется единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг, финансовых средств;
президент РФ - гарант Конституции РФ и права и свобод человека и гражданина
Политические гарантии - государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключающего дестабилизацию в обществе; должный уровень политической культуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата, взяточничеством:
признание и гарантия МСУ;
свобода деятельности общественных объединений;
РФ гарантирует всем народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучение и развития;
РФ гарантирует права коренных малочисленных народов;
Юридические гарантии - закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве - правовая основа деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации (ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997):
государственная защита прав и свобод человека и гражданина;
судебная защита прав и свобод;
право на получение квалифицированной юридической помощи;
- 1.Понятие конституционного права как отрасли права.
- 2. Конституционно-правовые отношения: объекты, субъекты, содержание.
- 3. Субъекты конституционных отношений
- 4.Конституционные нормы, их особенность.
- 5. Источники кпрф.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- 7.Юридические свойства конституций и уставов субъектов рф.
- 9 И 16. Разработка и принятие Конституции 1993 года.
- 10.Понятие и сущность Конституции.
- 2 Раздел называется "Заключение и переходные положения", 1 раздел - без названия.
- 9.Юридические свойства Конституции.
- 10.Порядок пересмотра Конституции рф и принятия конституционных поправок.
- 11.Заключительные и переходные положения
- 12.Толкование Конституции.
- 13.Способы охраны Конституции.
- 14. Понятие конституционного строя
- 15.Конституционные характеристика российского государства.
- 17.Рф - социальное государство.
- 19.Референдум в рф.
- 23.Правовой статус личности и его элементы
- 24.Конституционные принципы гражданства рф. Фз «о гражданстве рф»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации
- Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации
- Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации
- Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц
- Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
- Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации
- Глава IX. Заключительные положения
- 25.Приобретение российского гражданства.
- 26.Прекращение российского гражданства
- 27. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства рф.
- 28.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф.
- 29.Понятие и классификация основных прав и свобод человека и гражданина.
- 30.Личные права и свободы.
- 30.Право на жизнь.
- 31. Право на свободу и личную неприкосновенность.
- 32. Свобода передвижений и места жительства.
- 33.Свобода совести и вероисповедания. Фз «о свободе совести и религиозных объединениях»
- 35.Политические права и свободы.
- 34. Право на объединение. Фз «Об общественных объединениях»
- 35.Право на мирные собрания и публичные манифестации
- 38. Право участвовать в управлении делами государства.
- 39.Социально-экономические и культурные права и свободы.
- 37.Свобода массовой информации. Правовое регулирование.
- 39.Право частной собственности
- 40. Свобода труда
- 41. Право на социальное обеспечение.
- 42.Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- 43.Право на образование.
- 45.Конституционные ограничения прав и свобод граждан.
- 47.Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 48. Государственное устройство России. Особенности российского федерализма
- Глава 3 Конституции рф «Федеративное устройство»:
- 51.Виды федераций
- 2 Способа образования федераций:
- 50.Кп статус рф
- 51.Предметы ведения рф.
- 52.Правовые основы разграничения предметов ведения рф и ее субъектов
- 1. В совместном ведении рф и субъектов рф находятся:
- Глава IV фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов рф» от 06.10.1999 (в редакции фз от 29.12.2004):
- 54. Кп статус субъектов рф.
- 56.Понятие избирательного права
- 57.Понятие избирательной системы. Ее виды.
- 58.Принципы участия граждан в выборах
- 59.Гарантии избирательных прав граждан по российскому законодательству
- 60.Стадии избирательного процесса
- 61.Виды избирательных комиссий в рф
- 62.Финансирование выборов.
- 62.Порядок голосования и определение его результатов по законодательству.
- 64.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан