4.Конституционные нормы, их особенность.
Конституционно-правовые нормы - установленные государством общеобязательные правила поведения, закрепляемые в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах, регулирующие конституционные отношения. Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:
своим содержанием - зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
источниками, в которых они выражены - основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ;
своеобразием видов - много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);
учредительным характером содержащихся в них предписаний - конституционно-правовые нормыпервичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок;
специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены - народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;
их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством;
особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.
Классификация конституционно-правовых норм:
по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту):
нормы, регулирующие основы конституционного строя;
норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина;
нормы, регулирующие федеративное устройство;
нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления.
по юридической силе:
нормы, закрепленные в Конституции РФ;
нормы, закрепленные в ФКЗ;
нормы, закрепленные в федеральном законе;
нормы, закрепленные в остальных нормативных правовых актах, не противоречащих Конституции РФ.
по территории действия:
нормы, действующие на всей территории РФ;
нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).
по характеру предписания:
Управомочивающие нормы - закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.
Обязывающие нормы - закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.
Запрещающие нормы - содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»).
по степени определенности предписаний:
Императивные нормы - в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, часть 4, статьи 111 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой. 3. Госдума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. 4. После 3хкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы.
Диспозитивные нормы - предусматриваютвозможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Например, ч. 3, статьи 117 Конституции РФ: 1. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. 2. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. 3. Госдума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. После выражения Госдумой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Госдума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Госдуму. 4. Председатель Правительства РФ может поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Госдума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Госдумы и назначении новых выборов. 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
по назначению в механизме правового регулирования:
Материальные нормы - предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений;
Процессуальные (процедурные) нормы - определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных правовых актов и так далее. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Госдумы. Много процедурных норм в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.
Конституционно-правовые институты - совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.
Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права:
основы конституционного строя;
основы правового статуса человека и гражданина;
федеративное устройство государства;
система государственной власти;
система местного самоуправления.
По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).
- 1.Понятие конституционного права как отрасли права.
- 2. Конституционно-правовые отношения: объекты, субъекты, содержание.
- 3. Субъекты конституционных отношений
- 4.Конституционные нормы, их особенность.
- 5. Источники кпрф.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- 7.Юридические свойства конституций и уставов субъектов рф.
- 9 И 16. Разработка и принятие Конституции 1993 года.
- 10.Понятие и сущность Конституции.
- 2 Раздел называется "Заключение и переходные положения", 1 раздел - без названия.
- 9.Юридические свойства Конституции.
- 10.Порядок пересмотра Конституции рф и принятия конституционных поправок.
- 11.Заключительные и переходные положения
- 12.Толкование Конституции.
- 13.Способы охраны Конституции.
- 14. Понятие конституционного строя
- 15.Конституционные характеристика российского государства.
- 17.Рф - социальное государство.
- 19.Референдум в рф.
- 23.Правовой статус личности и его элементы
- 24.Конституционные принципы гражданства рф. Фз «о гражданстве рф»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации
- Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации
- Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации
- Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц
- Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
- Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации
- Глава IX. Заключительные положения
- 25.Приобретение российского гражданства.
- 26.Прекращение российского гражданства
- 27. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства рф.
- 28.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф.
- 29.Понятие и классификация основных прав и свобод человека и гражданина.
- 30.Личные права и свободы.
- 30.Право на жизнь.
- 31. Право на свободу и личную неприкосновенность.
- 32. Свобода передвижений и места жительства.
- 33.Свобода совести и вероисповедания. Фз «о свободе совести и религиозных объединениях»
- 35.Политические права и свободы.
- 34. Право на объединение. Фз «Об общественных объединениях»
- 35.Право на мирные собрания и публичные манифестации
- 38. Право участвовать в управлении делами государства.
- 39.Социально-экономические и культурные права и свободы.
- 37.Свобода массовой информации. Правовое регулирование.
- 39.Право частной собственности
- 40. Свобода труда
- 41. Право на социальное обеспечение.
- 42.Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- 43.Право на образование.
- 45.Конституционные ограничения прав и свобод граждан.
- 47.Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 48. Государственное устройство России. Особенности российского федерализма
- Глава 3 Конституции рф «Федеративное устройство»:
- 51.Виды федераций
- 2 Способа образования федераций:
- 50.Кп статус рф
- 51.Предметы ведения рф.
- 52.Правовые основы разграничения предметов ведения рф и ее субъектов
- 1. В совместном ведении рф и субъектов рф находятся:
- Глава IV фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов рф» от 06.10.1999 (в редакции фз от 29.12.2004):
- 54. Кп статус субъектов рф.
- 56.Понятие избирательного права
- 57.Понятие избирательной системы. Ее виды.
- 58.Принципы участия граждан в выборах
- 59.Гарантии избирательных прав граждан по российскому законодательству
- 60.Стадии избирательного процесса
- 61.Виды избирательных комиссий в рф
- 62.Финансирование выборов.
- 62.Порядок голосования и определение его результатов по законодательству.
- 64.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан