logo
KPRF_ekzamen_KONSTITUTs_PRAVO

43.Право на образование.

Важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия - образование. Развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно, чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели реальную возможность его получить.

СТ.43 Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом. В ч.2 ст.43 гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст.5 Закона РФ об образовании от 10 июля 1992 г. Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР о языках народов РСФСР (1991 г.). Граждане России имеют право на получение основного образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона об образовании. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Под системой образования понимается совокупность: " сети реализующих и образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; " системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; " системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются в ст.9 Закона об образовании. В соответствии с ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона об образовании). Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения. Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих. Вместе с тем ст.19 Закона об образовании устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст.19 Закона может быть увеличен. Часть 5 ст.43 предусматривает, что РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона об образовании. Государственные образовательные стандарты являются основой оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона об образовании освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Право   на   образование  следует рассматривать как совокупность прав: 1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы; 2) на получение  образования  в соответствии с установленными стандартами; 3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка; 4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; 5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе; 6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего  образования , а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального  образования  в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек; 8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы; 9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; 10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе  образования ; 11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня; 12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального  образования ; 13) на получение  образования  (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей; 14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего  образования , по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления  образованием ; 15) на продолжение  образования  в образовательном учреждении, получающий  образование  в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения; 16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации; 17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом; 18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся; 19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

Какие нормативные акты определяют обязанности обучающихся? Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.        Обучение — процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду        Воспитание — создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты       В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека       Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, иными законодательными актами, а также прокомментированными выше нормами международного права.     Особо следует отметить важность и перспективность вступившего в действие с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед.         Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым, т.е. делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, — это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики, чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием — вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.     Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.      Основными направлениями национального проекта «Образование» являются:      — стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы;       - информатизация образования;      — поддержка инициативной и талантливой молодежи;      — организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту;      — формирование сети национальных университетов и бизнес-школ;      — дополнительное вознаграждение за классное руководство;      — поощрение лучших учителей;         — поставка школьных автобусов в сельские территории;      — оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием.      Образовательные программы подразделяются на два вида:      — общеобразовательные (основные и дополнительные), к которым относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;      — профессиональные (основные и дополнительные), к которым относятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования.      Образовательные программы реализуются образовательными учреждениями, которые по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных объединений).      К образовательным относятся учреждения: *дошкольные общеобразовательные; *профессионального образования;    *дополнительного образования взрослых; *специального образования;  *для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; *дополнительного образования детей и др. 

     Согласно п. 1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству и рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.      Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. и Федеральной программе развития образования на 2000—2005 гг.      Система российского образования представляет собой совокупность:      — образовательных программ и государственных образовательных стандартов;      — реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;      — органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.      В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):      а) основное общее образование;      б) среднее (полное) общее образование;      в) начальное профессиональное образование;      г) среднее профессиональное образование;      д) высшее профессиональное образование;      е) послевузовское профессиональное образование.            Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании». К таким принципам относятся:            — гуманистический характер образования;            — приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;            — воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;            — единство федерального культурного и образовательного пространства;            — защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;            — общедоступность образования;            — адаптивность системы образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников;            — светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;            — свобода и плюрализм в образовании;            — демократический, государственно-общественный характер управления образованием;            — автономность образовательных учреждений.            Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, профессиональную подготовку, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование, на дополнительное образование.            Закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования, т.е. право на:            — уважение человеческого достоинства;            — свободу совести и информации;            — свободное выражение собственных мнений и убеждений;            — свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;            — получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;            — охрану здоровья.        Некоторые права учащихся, отражающие конституционное право на объединение, свободу труда в Законе «Об образовании» раскрываются через введение запретительных норм. Не допускается принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях. Запрещается привлекать обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без их согласия и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой.            Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляются меры и гарантии защиты прав ребенка в области образования и воспитания:            — учащиеся старше восьми лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями), и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;            — учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;            — учащиеся, не согласные с решением администрации образовательного учреждения, вправе через своих выборных представителей обратиться в уполномоченные государственные органы за содействием и помощью;            — учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения, и администрация не может препятствовать их проведению, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;            — учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов; в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей) должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.            Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, Правительство России примет меры к реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:            — бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством России;            — равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней независимо от места жительства и уровня доходов семьи;            — получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.            Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:            1) обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;            2) обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;            3) социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);            4) бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.      Сам факт закрепления в Конституции России бесплатного образования, несомненно, содействует его общедоступности. Конституция России обязывает обеспечить получение каждым человеком (гражданином или иностранным подданным, лицом без гражданства или др.) основного общего образования. При этом родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить своим детям получение образования высокого уровня. Признаваемое и гарантируемое российской Конституцией право на образование детализируется в Законе РФ «Об образовании», в котором содержатся основные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.           Образование в России является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Закон РФ «Об образовании» в рамках федеральной компетенции является законом прямого действия, который должен одинаково применяться на всей территории страны. В части компетенции субъектов Федерации Законом РФ «Об образовании» определены установочные нормы, на основе которых субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.            Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.      В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий.      Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы ежеквартального финансирования образовательных учреждений подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции[17].            Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) предназначены для детей от двух месяцев до семи лет. В соответствии с направленностью дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды:            — детский сад;            — детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);            — детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;            — детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;            — детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить развивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);            — центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.            Основные задачи дошкольного образовательного учреждения:            1) обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;            2) охрана жизни и укрепление здоровья детей;            3) необходимая коррекция отклонений в развитии ребенка;            4) приобщение детей к общечеловеческим ценностям;            5) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.                  В марте 2002 г. был создан Совет по дошкольному образованию — коллегиальный совещательный орган Минобразования России, что поможет определить приоритетные направления государственной политики в области дошкольного образования, разработать меры обеспечения условий, способствующих доступности дошкольного образования, обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования. В настоящее время продолжается совершенствование содержания дошкольного образования. Сегодня дошкольные учреждения могут работать по любой из 28 программ, имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации.               Начальное профессиональное образование. Учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих и служащих. Прием в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям, поступающим от соискателей на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения.      Традиционные типы учебных заведений этой ступени образования — профессиональные училища (профессионально-технические училища — ПТУ). В последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа — профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации. Деятельность указанных учреждений регламентируется Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, принятым 5 июня 1994 г.      Среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков и реализуется по двум основным образовательным программам — базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на один год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки — «техник с дополнительной подготовкой в области…» (с указанием конкретной области — менеджмент, экономика, информатика и т.д.). Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории.

     Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (девять классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний.            Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет два-три года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на один год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на один год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.            Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений — техникум (училище) и колледж[24].            Высшее профессиональное образование. В соответствии с законодательством об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов существуют следующие типы вузов: университеты, академии и институты.            Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.            Все три типа высших учебных заведений, как правило, реализуют, кроме перечисленных выше образовательных программ, образовательные программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.                  Сегодня российское образование находится в стадии модернизации[27]. Это и введение эксперимента по сдаче Единого Государственного экзамена, и экспериментальное обучение по 12-летней программе общего среднего образования, и получение дипломов о высшем образовании различной квалификации, и информатизация всех ступеней образования, главным образом общего и высшего. 

Принципы государственной политики в области образования

 

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения.

4. Государство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими основного общего образования на родном языке.

5. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами.

6. Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

7. Государство оказывает содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

 

Новый ФЗ Об Образовании:

13 октября 2010 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания Комитета по образованию на тему «О проекте нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации». Парламентские слушания проводились в режиме видеотрансляции, в которой приняли участие органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.

Проект федерального закона «Об образовании в РФ» требует серьёзной доработки, считает Российский союз ректоров (РСР). На прошедшей в МГУ 5 октября конференции руководители вузов негативно отозвались о новом документе, предложив значительно сократить его объём и наполнить философским объединяющим объяснением роли и предназначения образования в современном обществе.

Около 600 предложений по доработке законопроекта подготовили ректоры российских вузов по итогам многомесячного обсуждения документа в своих регионах. Например, в Санкт-Петербурге обратили внимание, что

из проекта ФЗ выпал уровень начального профобразования, что противоречит международной практике и потребностям экономики страны в квалифицированных рабочих.

Многим вузовским руководителям показалось необоснованным исключение из перечня образовательных организаций высшего профобразования «академии» (остались институт и университет, а также добавился колледж). Академию предлагается перевести в разряд организаций дополнительного образования.

Ещё один недостаток –проект ФЗ об образовании напоминает справочник, в котором дублируются нормы гражданского, семейного, финансового, трудового и даже «Если из документа убрать общие места, то он без ущерба для содержания “похудеет” в два раза, им станет удобнее пользоваться», – сказал Виктор Садовничий.

Дискуссионное положение содержится в части 3 статьи 89, где говорится о финансовом обеспечении подготовки бакалавра и специалиста. Разработчики законопроекта предлагают ввести зависимость нормативов финансирования вуза от результатов ЕГЭ абитуриентов (известно, что эту норму активно лоббирует ГУ-ВШЭ – подробнее в статье «О ЕГЭ и судьбе “проигравших” вузов»). «Интересно, а на какого первокурсника норматив должен быть выше – на отличника, который и так всё знает, или на троечника, которого преподаватель должен подтянуть до среднего уровня? – задался вопросом Виктор Садовничий. – В законопроекте на этот счёт нет ответа. Известно, что результаты по физике и химии ниже, чем по другим предметам. Следовательно, от введения этой нормы могут пострадать инженерные вузы».

Новый федеральный закон «Об образовании» может значительно изменить жизнь российских учителей и усложнить им возможность дополнительного заработка. Как стало известно «МН», в третьей редакции законопроекта, представленного недавно президенту Дмитрию Медведеву, появилась статья, которая регламентирует сферу репетиторских услуг. В частности, разработчики документа предлагают запретить учителям как частным лицам заниматься репетиторством с учащимися школы, в которой они работают. Учителю запрещено давать частные уроки не только ученикам своего класса, но и вообще учащимся своей школы. Важность такого запрета объясняется необходимостью законодательного введения профессионально-этических норм поведения для педагогов. Кроме того, авторы законопроекта предполагают, что школьникам для успешной учебы будет хватать тех часов, которые гарантируются в рамках образовательного стандарта. А дополнительные занятия за деньги будут означать подмену образовательных нормативов, гарантированных и оплаченных государством.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что новый законопроект об образовании может быть принят уже весной 2012 года, сообщает РИА Новости.

По словам министра, "если все пройдет нормально", закон может быть принят уже на первой сессии Госдумы нового созыва в начале следующего года. Как сообщалось ранее, сегодня новая редакция закона дорабатывается, он будет внесен на обсуждение во время августовского педсовета. Законопроект также будет вывешен на официальном сайте МИнобрнауки. На недавней встрече с Фурсенко Президент Дмитрий Медведев распорядился, чтобы к осени законопроект был готов. При этом глава государства отметил, что "ключевые параметры закона должны сохраниться".

Фурсенко отметил, что после того как добавятся новые замечания, они также будут внесены в доработанную версию законопроекта, и он будет разослан в регионы на согласование с органами исполнительной власти. "Таким образом, к концу осени мы получим отзывы, и на основании этих отзывов, опять доработав закон, внесем в Правительство, которое, в свою очередь, внесет в Думу", — сказал он.

Напомним, что публичное обсуждение единого закона "Об образовании" длилось с лета прошлого годаи закончилось 1 февраля 2011 г. В конце февраля своезаключение на законопроектминистру образования и науки Фурсенко направила Ассоциация юристов России (с полным текстом заключения АЮР можно ознакомиться здесь). Юристы отметили, что законопроект нуждается в серьезной доработке. Главным концептуальным недостатком нового проекта Федерального закона об образовании юристы АЮР считают неверно определенный предмет регулирования, а именно — отношения по "оказанию образовательных услуг". По мнению АЮР, такой подход приведет к фактическому переходу образовательных отношений из сферы публично-правового к частно-правовому регулированию.  "К чему это приведет на практике можно представить на примере отчисления студента за академическую неуспеваемость: только через суд!" — утверждают в АЮР. Кроме того, отмечают юристы, в круг субъектов образовательной деятельности государство и его органы не включены. Поэтому в проекте отсутствуют госгарантии права на обязательное образование, такие как обеспечение (создание) новых и реконструкция существующих помещений образовательных организаций дошкольного или общего образования, а также госгарантии достаточного материального обеспечения педработников.

Бакалавриат:

24 октября 2007 года Президент России Владимир Путин подписал закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования.

Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" вносит соответствующие поправкив Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании" (в редакции от 13 января 1996 года), в ФЗ от 22 августа 1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в закон РФ от 6 июля 2006 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву".

Согласно статье 6 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года; для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами; для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.

Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

По данным Минобразования, студентов‑бакалавров будут учить базовым профессиям, число которых сократится со 120 до 60–100. Согласно пояснениям Минобразования, бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально‑экономической сфере, например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами, инженерами, журналистами и.т.д.

Магистратура будет готовить специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер‑атомщик, журналист‑телевизионщик) и.т.д. Магистров и специалистов будут готовить к научно‑исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Нововведения не коснутся лечебных факультетов медицинских вузов и, возможно, некоторых творческих специальностей. 9 марта правительство России одобрило законопроект о переходе вузов на двухуровневую систему подготовки студентов. Новый закон вызвал бурю эмоций в мире образования и науки. Но решение уже принято: с 1 сентября, согласно Болонской декларации, которая предполагает создание единого европейского образовательного пространства, российские вузы будут вести обучение на основе двух ступеней.