Вопрос 2.
Раньше существовала точка зрения, что высшей юридической силой обладает акт референдума. Эта точка зрения особенно доминировала во время перестройки. И именно этот факт позволил принять на референдуме основной закон государства - Конституцию. Но здесь есть определённая проблема, Конституция это очень сложный правовой акт и его может правильно оценить человек, обладающий высоким правосознанием, при референдуме же действует массовое правосознание с очень низким уровнем правовой культуры. Референдумы необходимо проводить по вопросам, где представление о сущности закона не необходимо, например, закон об абортах. Референдум – это категоричное голосование, как можно голосовать только да/нет, когда Конституция состоит из более чем сотни статей, какие-то правильные, какие-то не совсем, получается, что человек, из-за несогласия с одной статёй не будет голосовать за Конституцию в целом (т.е. все остальные статьи, которые могут быть с его точки зрения правильными, отрицаются). Как вариант, можно вынести каждую статью на обсуждение, но на референдуме практически это осуществить невозможно. Из вышеприведенных доводов следует, что акт референдума – это худший способ принятия закона.
Но вернёмся к поставленному вопросу, к источникам, именно Конституция РФ является "первейшим" источником права (и не только государственного). Это основной закон государства, который в соответствии с реальным соотношением социально-политических сил закрепляет основы государственного народного и национального суверенитета и правового статуса индивида. Конституция – закон высшей юридической силы (подробно характеристику Конституции смотрите в конспекте "Основы теории Конституции").
Помимо конституции в РФ действует еще 2-е разновидности закона: федеральный конституционный закон и ординарный федеральный закон (обычные законы).
Вообще, конституционные законы бывают трёх видов (из мировой практики):
Которые вводят Конституцию в действие, такие законы были у нас, только с принятием новой Конституции 1993 г. решили, что они не нужны, и эти законы были фактически включены в раздел второй Конституции РФ.
Которые изменяют и/или дополняют Конституцию (другими словами, имеется в виду законы, которыми вносятся конституционные поправки). Этот вид у нас тоже существует, имеет большую силу, чем конституционный закон и принимается в более сложном порядке.
Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо сказано в конституции государства. Это и есть ряд ныне действующих федеральных конституционных законов (О гербе, гимне, флаге, о судебной системе и т.п.)
Федеральные ординарные законы - это законы, которые по юридической силе стоят после Конституции РФ и федеральных конституционных законов. Они регулируют иные наиболее важные вопросы государственной жизни, неурегулированные Конституцией и конституционными законами. Федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно Государственной Думе со своими замечаниями, а вот федеральный конституционный закон он подписать обязан.
Абсолютно все федеральные законы и федеральные конституционные законы приняты после утверждения Конституции РФ 1993-го года. Но до принятия Конституции РФ, действовали другие законы: законы РФ - что принято до Конституции РФ, применяется в той части, в которой не противоречит ныне действующей Конституции; законы бывшего СССР (например, о правовом положении иностранных граждан), применяется в РФ в той части, в которой не противоречит Конституции 1993 г. и в той мере, в которой данные отношения не урегулированы российскими федеральными законами.
Следующая группа источников - подзаконные акты.
На первом месте в данной группе находятся указы Президента РФ по предметам его ведения и только те, которые имеют нормативный характер (например, указ об утверждении ордена мужества – это нормативный указ, а поименное награждение орденом мужества - это уже ненормативный указ). Указы нормативного характера могут:
непосредственно содержать правовые нормы;
утверждать положения, содержащие правовые нормы.
Отдельно следует упомянуть указ Президента №1400 от 1993-го года, президент потребовал исполнения этого указа, минуя федеральные законы, Конституционный Суд признал этот указ недействительным, но это не стало препятствием для его осуществления, что в данном случае можно сказать о соблюдении законности… Но всё-таки, нельзя забывать о том, что указы Президента выступать как главные регуляторы общественных отношений не могут, и должны приниматься в соответствии с Конституцией и федеральными законами.
Следующий источник, который входит в группу подзаконных актов – постановления палат Федерального Собрания РФ. Их 2 вида: нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативные могут:
непосредственно содержать правовые нормы;
утверждать положения, содержащие правовые нормы (например, положение о статусе помощников членов Совета Федерации).
В учебниках нередко упоминается, что источниками государственного права могут являться постановления Правительства РФ, но это спорное утверждение, т.к. постановления правительства являются источником административного права, но не как не государственного, поскольку:
Распространяются на сферу распорядительно-исполнительной деятельности.
Не регулируют отношения по установлению прав и свобод граждан.
Ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Они могут содержаться в актах международных организаций. Но в ст.15 Конституции РФ следует добавить слово “ратификация”, иначе у нас должны действовать все международные законы.
Акты конституционного суда РФ. Судебный прецедент – это решение судьи по конкретному делу, оно необходимо при пробелах законодательства по разрешаемому вопросу, таким образом, судебное решение пробелы ликвидирует и в последствии становится образцом для решения подобных дел. Судебного прецедента в классическом варианте у нас в России нет. Существуют только постановления Конституционного Суда 2-х видов:
О расширительном или ограничительном толковании статей Конституции РФ (данные постановления Конституционного Суда обязательны для всех субъектов РФ, т.е. равны по юридической силе закону). По практическим результатам эти постановления приравниваются к конституционной норме.
О признании неконституционными законов, подзаконных актов и не вступивших в силу международных договоров. По результатам, эти постановления также являются источником конституционного права.
Федеративные договоры (или государственно-правовые договоры) также являются источником государственного права. Но договоры это широкое понятие, в данном случае в него входят следующие виды договоров, это:
Союзные договоры о создании федерации.
Договоры о распределении полномочий между федеральной властью и субъектами федерации.
Договоры о распределении полномочий в сфере совместного ведения федеральной власти и субъектов федерации.
Договоры между субъектами федерации.
Договоры между органами государственной власти и органами местного самоуправления, о порядке полномочий.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.Понятие конституционного права как отрасли права.
- 2. Конституционно-правовые отношения: объекты, субъекты, содержание.
- 3. Субъекты конституционных отношений
- 4.Конституционные нормы, их особенность.
- 5. Источники кпрф.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- 7.Юридические свойства конституций и уставов субъектов рф.
- 9 И 16. Разработка и принятие Конституции 1993 года.
- 10.Понятие и сущность Конституции.
- 2 Раздел называется "Заключение и переходные положения", 1 раздел - без названия.
- 9.Юридические свойства Конституции.
- 10.Порядок пересмотра Конституции рф и принятия конституционных поправок.
- 11.Заключительные и переходные положения
- 12.Толкование Конституции.
- 13.Способы охраны Конституции.
- 14. Понятие конституционного строя
- 15.Конституционные характеристика российского государства.
- 17.Рф - социальное государство.
- 19.Референдум в рф.
- 23.Правовой статус личности и его элементы
- 24.Конституционные принципы гражданства рф. Фз «о гражданстве рф»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации
- Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации
- Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации
- Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц
- Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
- Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации
- Глава IX. Заключительные положения
- 25.Приобретение российского гражданства.
- 26.Прекращение российского гражданства
- 27. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства рф.
- 28.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф.
- 29.Понятие и классификация основных прав и свобод человека и гражданина.
- 30.Личные права и свободы.
- 30.Право на жизнь.
- 31. Право на свободу и личную неприкосновенность.
- 32. Свобода передвижений и места жительства.
- 33.Свобода совести и вероисповедания. Фз «о свободе совести и религиозных объединениях»
- 35.Политические права и свободы.
- 34. Право на объединение. Фз «Об общественных объединениях»
- 35.Право на мирные собрания и публичные манифестации
- 38. Право участвовать в управлении делами государства.
- 39.Социально-экономические и культурные права и свободы.
- 37.Свобода массовой информации. Правовое регулирование.
- 39.Право частной собственности
- 40. Свобода труда
- 41. Право на социальное обеспечение.
- 42.Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- 43.Право на образование.
- 45.Конституционные ограничения прав и свобод граждан.
- 47.Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 48. Государственное устройство России. Особенности российского федерализма
- Глава 3 Конституции рф «Федеративное устройство»:
- 51.Виды федераций
- 2 Способа образования федераций:
- 50.Кп статус рф
- 51.Предметы ведения рф.
- 52.Правовые основы разграничения предметов ведения рф и ее субъектов
- 1. В совместном ведении рф и субъектов рф находятся:
- Глава IV фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов рф» от 06.10.1999 (в редакции фз от 29.12.2004):
- 54. Кп статус субъектов рф.
- 56.Понятие избирательного права
- 57.Понятие избирательной системы. Ее виды.
- 58.Принципы участия граждан в выборах
- 59.Гарантии избирательных прав граждан по российскому законодательству
- 60.Стадии избирательного процесса
- 61.Виды избирательных комиссий в рф
- 62.Финансирование выборов.
- 62.Порядок голосования и определение его результатов по законодательству.
- 64.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан