30.Право на жизнь.
Основным личным правом человека является право на жизнь (Статья 20 Конституции РФ). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора , вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств.
Право на жизнь - естественное право человека - комплекс действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни - сюда относится политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.
Важное значение также имеют мероприятия медицинского характера - надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечение права на жизнь напрямую связано с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности, пронизывает все законодательство, содержащее нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о запрещении эвтаназии и другие.
Статья 20 ч.2 Конституции РФ - смертная казнь вплоть до ее отмены может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Смертная казнь.
В 1996 году Россия подписала протокол №6 в Европейской конвенции по защите прав человека, согласно которому смертная казнь должна быть отменена. Протокол в России до сих пор не был ратифицирован. Но в 99-м Конституционный суд уже признавал неправомерным вынесение смертных приговоров, пока во всей стране не заработает суд присяжных. Последний субъект, где его нет, - Чеченская республика. Но и там в январе 2010 года присяжные появятся. Поэтому перед Конституционным судом вопрос стоял четко - либо Россия ратифицирует шестой протокол, либо отказывается от него. Утвердить его до сих пор мешало общественное мнение.
"Именно этот вопрос, наверное, и сдерживает орган, который является представительным органом государственной власти, от ратификации данного договора, - рассуждает полномочный представитель президента РФ в Конституционном суда Михаил Кротов. - Хотя большая часть государственных органов и высказывается за необходимость отмены смертной казни, и это предусмотрено конституцией Российской Федерации".
Большинство граждан РФ хотели бы восстановить смертную казнь, поскольку не верят "в добрую природу людей, вставших на преступный путь", свидетельствуют социологические опросы. Однако парламентское большинство в Госдуме, от которой теперь полностью зависят "перспективы казни" в России, склоняется к полной отмене такого наказания, поскольку считает важной жизнь каждого человека.
Между тем сейчас вопрос о смертной казни зависит от воли большинства депутатов Госдумы, которые должны определиться - ратифицировать им протокол № 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предполагающий отмену казни как вид уголовного наказания, или нет.
Ратификация протокола, подписанного МИДом еще в 1996 году, сделает высшей мерой наказания пожизненный срок. Если же депутаты проголосуют против ратификации, то это будет означать косвенное согласие на восстановление смертной казни. Правда, прежде, чем восстановить это такое наказание, Россия должна будет выйти из Совета Европы, пребывание в котором налагает на любую страну отказ от смертной казни.
1 января 2010 года истекают сроки моратория на приведение в исполнение смертных приговоров, действовавшего с 1996 года. 29 октября Верховный суд обратился за разъяснениями в Конституционный суд (КС). КС, изучив вопрос, постановил 19 ноября, что мораторий должен действовать до тех пор, пока депутаты Госдумы не определят отношение к протоколу №6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, предполагающему отмену казни как вид уголовного наказания и подписанному МИДом еще в 1997 году.
В настоящее время уже 107 стран отказались от смертной казни
АБОРТЫ Основы законодательства Российской Федерации Об охране здоровья граждан (приняты 22.07.1993.)
- 1.Понятие конституционного права как отрасли права.
- 2. Конституционно-правовые отношения: объекты, субъекты, содержание.
- 3. Субъекты конституционных отношений
- 4.Конституционные нормы, их особенность.
- 5. Источники кпрф.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- 7.Юридические свойства конституций и уставов субъектов рф.
- 9 И 16. Разработка и принятие Конституции 1993 года.
- 10.Понятие и сущность Конституции.
- 2 Раздел называется "Заключение и переходные положения", 1 раздел - без названия.
- 9.Юридические свойства Конституции.
- 10.Порядок пересмотра Конституции рф и принятия конституционных поправок.
- 11.Заключительные и переходные положения
- 12.Толкование Конституции.
- 13.Способы охраны Конституции.
- 14. Понятие конституционного строя
- 15.Конституционные характеристика российского государства.
- 17.Рф - социальное государство.
- 19.Референдум в рф.
- 23.Правовой статус личности и его элементы
- 24.Конституционные принципы гражданства рф. Фз «о гражданстве рф»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации
- Глава III. Прекращение гражданства Российской Федерации
- Глава IV. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации
- Глава V. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц
- Глава VI. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
- Глава VII. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации
- Глава IX. Заключительные положения
- 25.Приобретение российского гражданства.
- 26.Прекращение российского гражданства
- 27. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства рф.
- 28.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф.
- 29.Понятие и классификация основных прав и свобод человека и гражданина.
- 30.Личные права и свободы.
- 30.Право на жизнь.
- 31. Право на свободу и личную неприкосновенность.
- 32. Свобода передвижений и места жительства.
- 33.Свобода совести и вероисповедания. Фз «о свободе совести и религиозных объединениях»
- 35.Политические права и свободы.
- 34. Право на объединение. Фз «Об общественных объединениях»
- 35.Право на мирные собрания и публичные манифестации
- 38. Право участвовать в управлении делами государства.
- 39.Социально-экономические и культурные права и свободы.
- 37.Свобода массовой информации. Правовое регулирование.
- 39.Право частной собственности
- 40. Свобода труда
- 41. Право на социальное обеспечение.
- 42.Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- 43.Право на образование.
- 45.Конституционные ограничения прав и свобод граждан.
- 47.Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 48. Государственное устройство России. Особенности российского федерализма
- Глава 3 Конституции рф «Федеративное устройство»:
- 51.Виды федераций
- 2 Способа образования федераций:
- 50.Кп статус рф
- 51.Предметы ведения рф.
- 52.Правовые основы разграничения предметов ведения рф и ее субъектов
- 1. В совместном ведении рф и субъектов рф находятся:
- Глава IV фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов рф» от 06.10.1999 (в редакции фз от 29.12.2004):
- 54. Кп статус субъектов рф.
- 56.Понятие избирательного права
- 57.Понятие избирательной системы. Ее виды.
- 58.Принципы участия граждан в выборах
- 59.Гарантии избирательных прав граждан по российскому законодательству
- 60.Стадии избирательного процесса
- 61.Виды избирательных комиссий в рф
- 62.Финансирование выборов.
- 62.Порядок голосования и определение его результатов по законодательству.
- 64.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан