8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
По данным центра стратегического анализа, исследовавшего более 200 случаев химико-биологического терроризма, наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения террористических актов являются токсичные гербициды и инсектициды; сильнодействующие ядовитые вещества, такие, как хлор, фосген, синильная кислота и др.; отравляющие вещества: зарин, зоман, ви-икс, иприт, люизит; психогенные и наркотические вещества; возбудители
опасных инфекций: сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.; природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксин, нейротоксины.
Перечисленные высокотоксичные химические вещества и биологические агенты могут попасть в руки террористов различными путями. Отравляющие вещества могут похитить с военных складов и арсеналов, где хранится химическое оружие, а также из организаций и предприятий, занятых разработкой и производством средств противохимической защиты. Биологические агенты могут похитить из учреждений, осуществляющих производство вакцинных препаратов от особо опасных инфекций. Высокотоксичные вещества: инсектициды, гербициды, фармацевтические препараты, полупродукты органического синтеза - могут быть приобретены в сфере производства, хранения, торговли. Раздражающие химические вещества для индивидуальной защиты (газовые баллончики с хлорацетонфеноном, си-эс, капсаицином и т.д.) могут быть приобретены в торговой сети в больших количествах. Кроме того, отравляющие вещества и биологические агенты могут быть изготовлены нелегально в лабораторных условиях.
Таким образом, получение высокотоксичных отравляющих веществ и особо опасных биологических агентов для использования в террористических целях в настоящее время не является неразрешимой задачей, более сложную техническую задачу представляет создание эффективных и надежных устройств для совершения террористических актов с их применением.
Объектами применения химического и биологического оружия с помощью террористических актов могут быть крупные объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты, железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные, концертные и выставочные залы, павильоны, а также системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания и напитков.
Можно сделать вывод о том, что терроризм в начале XXI века стал одним из наиболее опасных вызовов международной безопасности, превратился в глобальную проблему, стал более социально опасным для общества, многоликим по преследуемым целям и видам проявления, получил возможность использовать в своих преступных целях достижения науки и техники; в ряде случаев стал осуществляться при участии государственных органов, получив "статус" государственного терроризма.
Традиционный терроризм не угрожал обществу как таковому, не затрагивал его основ. Сегодняшний высокотехнологичный терроризм новой эпохи способен продуцировать системный кризис всего мирового сообщества. Готового механизма противодействия этой угрозе нет, и весьма возможно, что процесс глобализации управления развитием цивилизации может быть на несколько лет приостановлен. Спецслужбами России, ведущими борьбу с терроризмом разработаны рекомендации по поведению в случае получения информации о готовящемся или совершенном террористическом акте с применением бактериологических или химических средств. [www.FSB.ru]
Основными правилами поведения в подобных ситуациях являются следующие:
1. Получивший информацию о готовящемся или совершенном факте биологического терроризма
1.1. должен выяснить:
- дату, время, место и обстоятельства готовящейся или совершенной террористической акции;
- характер, размеры причиненного ущерба, наличие в зоне поражения граждан; состояние здоровья и места нахождения потерпевших;
- заявленные требования по воздействию на принятие решений органами власти;
- установочные данные заявителя;
- наличие и установочные данные свидетелей.
1.2. Оповестить взаимодействующие органы:
ФСБ, МВД, МЧС, ЦГСЭН, ветеринарную службу, а также при использовании в качестве путей распространения биологических или химических поражающих агентов коммуникаций жизнеобеспечения населенного пункта соответствующие службы городов и районов;
2. Дежурный правоохранительного органа, получив информацию о готовящейся или совершенной террористической акции, обязан:
2.1. В случае анонимного проявления с помощью аппаратуры автоматического определения номера абонента определить место нахождения источника информации, принять меры к установлению личности заявителя (направить по адресу установленного номера телефона ближайшие наряды, группу немедленного реагирования, оперативную группу).
2.2. Проинформировать по указанию руководителя правоохранительного органа, а в его отсутствие самостоятельно дежурные службы взаимодействующих государственных органов.
2.3. Одновременно дежурной службой принимаются меры по:
- обеспечению охраны места происшествия;
- организации выезда следственнооперативной группы;
- документированию факта поступления информации (обеспечивается сохранность фонограммы, заполняется информационная карта о сообщении;
- непрерывному сбору дополнительной информации;
- организации мероприятий по недопущению граждан в опасную зону. В случае выдвижения террористом требований в процессе разговора придерживаться выработанных рекомендаций.
3. На указанный в сообщении о факте или подготовке террористической акции объект по команде, поступившей от дежурного, получившего первичную информацию, немедленно выезжают:
- ближайший к месту патрульный экипаж горрайоргана внутренних дел для оценки на месте обстановки и принятия мер по локализации возможных тяжких последствий;
- группа немедленного реагирования горрайоргана внутренних дел;
- руководство отделов охраны общественного порядка органа внутренних дел;
- специалисты-саперы МВД;
- кинолог со служебной собакой;
- сотрудники РУВД (по сообщениям, относящимся к дошкольным детским и школьным учреждениям);
- члены оперативно-следственной группы и антитеррористического подразделения ФСБ РФ по работе с терроризмом (в нерабочие дни и ночное время помощник дежурного ФСБ РФ);
- дежурные смены поисково-спасательной службы МЧС;
- сотрудники экспертно-криминалистических подразделений горрайорганов внутренних дел (по факту обнаружения неизвестных биосубстанций или химических веществ);
- специалисты центра санитарно-эпидемиологического надзора;
- специалисты ветеринарной службы.
При наличии очевидных признаков бактериологического или химического поражения людей (определяет специалист санэпидемнадзора) представители МЧС до прибытия задействуемых сил и средств организуют эвакуацию людей с места происшествия во временный накопитель для последующего направления в медучреждение (любое обособленное от места происшествия помещение). К осмотру места происшествия прибывшие СОГ приступают после проверки вещества специалистами МВД на взрывоопасность, получения инструктажа или консультации специалистов санэпидемнадзора и проведения дезинфекционных и противохимических защитных мероприятий.
Работа на месте обнаружения неизвестного вещества проводится только в средствах защиты органов дыхания и кожи. После забора материала на месте обнаружения неизвестного вещества проводится заключительная дезинфекция или обеззараживание. Сотрудники МВД совместно со специалистами санэпидемнадзора организуют сбор и поиск лиц, бывших в контакте с подозрительным веществом, с целью их временной изоляции.
МЧС координирует совместные действия по выполнению «Плана мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории от завоза или возникновения особо опасной инфекции», развертыванию дополнительных инфекционных госпиталей, обсерваторов, проведению режимноограничительных мероприятий.
При угрозе или факте биологического терроризма (бактериологического, химического) специалисты государственных ветеринарных учреждений (ветеринарных станций, ветлабораторий, ветеринарных участков, ветеринарных пунктов) организуют ежедневное наблюдение за состоянием здоровья животных на фермах, частных подворьях граждан. В случаях заболевания и падежа среди домашних животных без каких-либо клинических признаков, а также необычного поведения и гибели среди диких животных ветеринарные специалисты немедленно принимают меры по постановке диагноза, проведению необходимых противоэпизоотических, лечебно-профилактических мероприятий, информируют о случившемся заинтересованные министерства и ведомства.
4. В случае прибытия первыми на место происшествия:
4.1. Сотрудники правоохранительных органов, представители МЧС организуют:
- оценку обстановки с докладом дежурному ведомства;
- в зависимости от степени угрозы, уязвимости объекта полную и частичную эвакуацию с территории людей, недопущение граждан в опасную зону.
4.2. Представители ЦГСЭН и ветеринарной службы:
действуют согласно инструкции и плану действия в сложившейся ситуации. Дают заключения или предварительные данные правоохранительным органам и иным заинтересованным организациям о биологическом агенте, о необходимости и мерах защиты, рекомендации о целесообразности эвакуации населения. По возможности организуют эвакуацию пострадавших и ограничение доступа граждан в опасную зону.
5. Дальнейшими мероприятиями по пресечению, локализации последствий террористической акции руководит прибывший к месту происшествия старший руководитель правоохранительного органа в зависимости от того, компетенция какого ведомства будет преобладающей при первичной оценке признаков террористической акции.
При наличии предусмотренных законом поводов и оснований для возбуждения по фактам совершения или угрозы совершения актов биотерроризма, а также фактам заведомо ложных сообщений уголовные дела возбуждаются в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством.
6. В необходимых случаях для пресечения террористической акции в соответствии с Федеральным законом о борьбе с терроризмом осуществляется контртеррористическая операция. Решение о проведении контртеррористической операции принимается руководством Межведомственной антитеррористической комиссии области (края).
Для непосредственного управления контртеррористической операцией создается оперативный штаб, возглавляемый представителем УФСБ РФ или МВД, в зависимости от того, компетенция какого ведомства будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель контртеррористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя Межведомственной антитеррористической комиссии области (края).
- Глава 1. Сущность и типология терроризма 9
- Распределение часов по разделам
- Глава 1. Сущность и типология терроризма
- 1.1. Понятие и истоки терроризма
- 1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий
- 1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма
- Глава 2. Терроризм в России
- 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
- 2.2. Терроризм в современной России
- 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
- 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
- 3.1. Международный терроризм
- 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
- 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
- 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
- Вопросы для самопроверки
- Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
- 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
- Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
- 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
- 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
- 4.4. Борьба с финансированием терроризма
- 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
- 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
- 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
- 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
- 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
- 6.1. Взрывоопасные предметы
- 6.2. Взрывчатые вещества
- 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
- 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
- 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
- 6.6. Меры личной безопасности
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Противодействие похищениям людей
- 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
- 7.2. Меры защиты
- 7.3. Освобождение
- Вопросы для самопроверки
- Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
- 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
- 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
- 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
- 8.4. Захват заложников
- 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
- 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
- 9.1. Организация охраны объекта
- 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
- 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
- 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
- 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
- 9.6. Защита малых объектов
- 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
- Вопросы для самопроверки
- Заключение
- Литература
- I. Нормативно-правовые акты
- 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
- II. Литература
- III. Интернет-источники
- Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
- Сущность и типология терроризма (2 часа)
- Терроризм в России (2 часа)
- Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
- Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
- Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
- Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
- Противодействие похищениям людей (2 часа).
- Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
- Охрана и защита территорий, зданий и помещений