53. Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Правовые формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.
Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральное казначейство РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.
Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения потребностей населения. Важнейшей из них является гарантия их финансовой самостоятельности, включая собственные источники доходов, самостоятельное формирование, утверждение, исполнение местных бюджетов при соблюдении бюджетного и налогового законодательства.
Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).
Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность - основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений
В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.
Курс на децентрализацию финансовой системы и перераспределение полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, проводимый в нашей стране в ходе экономических реформ, вызывает интерес.
Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.
Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса ми деятельности органов местного самоуправления.
Содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и использование государственных или муниципальных (местных) денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержанию всей данной деятельности.
- 1. Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации местного самоуправления.
- 2. Муниципальное право и социальные условия его реализации.
- 3. Понятие, принципы и цели муниципального права.
- 4. Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
- 5. Система муниципального права: понятие, основные институты.
- 6. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.
- 7. Понятие, сущность, назначение, перспективы местного самоуправления.
- 8.Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
- 9. Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты (участники).
- 10. Роль органов государства в осуществлении муниципально-правовых отношений.
- 11. Типичные организационные формы местного самоуправления, используемые в мировой практике.
- 12. Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
- 13. Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
- 14. Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации
- 15. Реформа местного самоуправления в России (2003-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
- 16. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика.
- 17. Основные тенденции местного самоуправления в России и за рубежом.
- 18. Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
- 19. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации: гарантии, общие принципы организации, защита.
- 20. Конституция Российской Федерации о местном самоуправлении и европейские стандарты.
- Глава 8 Конституции посвящена местному самоуправлению.
- 21. Европейская Хартия местного самоуправления и законодательство Российской Федерации.
- 22. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
- 23. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления.
- 24. Механизм законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.
- 25. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
- 26. Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и перспективы развития.
- 27. Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
- 28. Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
- 29. Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
- 30. Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
- 31. Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
- 32. Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
- 33. Функции и назначение местного самоуправления в Российской Федерации.
- 34. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
- 35. Формы, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
- 36. Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация и общая характеристика.
- 37. Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
- 38. Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
- 39. Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
- 40. Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
- 41. Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
- 42. Формы прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
- 43. Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
- 44. Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
- 45. Органы местного самоуправления в Российской Федерации: формирование, взаимоотношения, особенности осуществления полномочий.
- 46. Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
- 47. Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
- 48. Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
- 49.Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
- 50. Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
- 51. Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
- 52. Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
- 53. Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
- 54.Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
- 55. Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
- 56. Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
- 57. Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
- 58. Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
- 59. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
- 60. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
- 61. Местное самоуправление на территориях с особым статусом (наукограды, зато, приграничные территории).
- 62. Особенности организации и осуществления местного самоуправления в городах федерального значения.