logo search
1549

17.2. Международно-правовое регулирование условий труда иностранцев

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. признает за каждым человеком право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (ст. 23).

Государства-участники Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности заработать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права (ст. 6). Участвующие в этом Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности: а) вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. Кроме того должны быть гарантированы условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

Конвенции и рекомендации МОТ. МОТ является одной из старейших специализированных учреждений ООН. Она создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Одной из основных задач МОТ сводится к подготовке и принятию конвенций и рекомендаций по вопросам условий труда и жизни трудящихся. Российская Федерация участвует в 47 конвенциях МОТ.

Так, в 1958 г. МОТ одобрила Конвенцию «Дискриминация в области труда и занятий», в 1949 г. -Конвенцию «О трудовых статьях в договорах, заключенных государственными органами власти» и Конвенцию «О трудящихся-мигрантах», в 1975г.- Конвенцию «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения».

Конвенция 1949 г. «О трудящихся-мигрантах (пересмотренная)» устанавливает, что государство-член МОТ, участвующее в данной конвенции, обязуется предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола, иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные чем те, которыми пользуются его собственные граждане в отношении таких вопросов, как заработная плата, рабочее время, сверхурочные работы и т. д.

Конвенции и рекомендации МОТ защищают мигрантов на всех стадиях. Приоритет в полномочиях и надзоре над вербовкой мигрантов должен быть у компетентных государственных органов власти (Конвенция № 97). В соответствии с Рекомендацией № 100 мигранты не должны оплачивать проезд в страну по найму. Рекомендация № 97 предусматривает освобождение работников от уплаты таможенных пошлин по прибытию к месту работы и им должна оказываться помощь в обустройстве и получении соответствующей работы. Ряд конвенций МОТ определяет вопросы, в частности такие как: минимальный размер и форма выплаты зарплаты, условия труда, техника безопасности, поощрение, социальное обеспечение, здравоохранение и безопасность, права профсоюзов, свобода передвижения и право обращения в суд.

Согласно Рекомендации № 151 мигранты имеют право обжаловать решение о досрочном прекращении их занятости и не несут расходов на осуществление административных или юридических процедур, если они выдворены из страны.

Ряд вопросов, касающихся условий труда, закреплены в Конвенциях «О прекращении трудовых отношений» 1982 „г., «Об оплачиваемых отпусках» 1970 г., «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения», «О сохранении прав в области социального обеспечения» 1982 г., «О свободе ассоциаций и защиты права на организацию» 1948 г.

В декабре 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся -мигрантов и членов их семей. Согласно ст. 8 Конвенции трудящиеся-мигранты и члены их семей могут свободно покидать любое государство, включая государство своего происхождения. По окончании своего пребывания в государстве работы по найму трудящиеся-мигранты имеют право переводить свои заработанные средства и сбережения, в соответствии с применимым законодательством соответствующего государства, вывозить свое личное имущество и вещи.

Международные нормы по защите мигрантов содержатся в двусторонних договорах, конвенциях, принятых в рамках ООН, МОТ и других организаций.

Двусторонние договоры в большом количестве стали заключаться в 60-х годах. Испытывая острый дефицит в рабочей силе, ряд западноевропейских стран, в частности, Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Франция, Швейцария заключили двусторонние договоры об импорте рабочей силы с Алжиром, Испанией, Грецией, Португалией, Турцией, Марокко и Тунисом.

В 70-е годы развивающиеся страны подписали договоры о вербовке рабочих под государственным надзором. В качестве примера можно упомянуть соглашение между Бангладеш и Ливией; Оманом и Ираном; Иорданией и Габоном. В двусторонних договорах решаются следующие вопросы:

- статус компетентного органа государства, занимающегося вопросами направления трудящихся в зарубежные страны;

- порядок обмена информацией и уведомление о вакансиях. Должна ли страна эмиграции обмениваться со страной иммиграции? Каким образом рабочие из стран эмиграции могут получать информацию о наличии индивидуальных вакансий или однопрофильных групповых вакансий?

- нелегальные мигранты. Каков порядок урегулирования статуса мигрантов, если их въезд, пребывание и занятость являются незаконными? Должны ли они быть отправлены обратно? Обязана ли страна эмиграции принять их назад?

- список кандидатов. Каким образом страна эмиграции должна составлять списки кандидатов, желающих получить работу за рубежом? Какие сведения о трудящихся необходимо включать в список?

- предварительный отбор. Несет ли компетентный орган отправляющей стороны ответственность за предварительный отбор из списка кандидатов тех лиц, которых можно считать подходящими на предлагаемые вакансии?

- медицинское обслуживание. Должны ли кандидаты пройти до отбора медицинское обследование? Если да, то врач какой страны должен проводить обследование?

- въездные документы. Какие удостоверения личности, визы, паспорта и другие документы требуются для въезда?

- вид на жительство и разрешение на трудоустройство. Обязаны ли трудящиеся-мигранты получать разрешение на проживание и трудоустройство в принимающей стране? Если да, то кто их выдает? Сколько должно быть разрешений?

- трудовой договор. Должен ли к договору прилагаться основной договор или образец договора? Должен ли он составляться на нескольких языках?

- жилище. Кто несет расходы на жилище, когда рабочий приезжает в страну миграции?

- юрисдикция. В случае возникновения спора между сторонами договора, должен ли решаться вопрос согласно законодательства той страны, где возник этот спор?

Трудовые правоотношения в рамках СНГ. Учитывая важность в области миграции трудовых ресурсов в странах СНГ, в целях сближения национальных законодательств и обеспечения гарантий прав трудящихся-мигрантов в сфере трудовых отношений Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ приняла рекомендательный законодательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ». Действие этого документа распространяется на трудящихся-мигрантов и членов их семей, органы власти и управления, субъекты всех форм хозяйствования, занимающиеся направлением граждан для трудовой деятельности за границу, привлечением на территорию республики рабочей силы в соответствии с международными соглашениями и двусторонними межгосударственными договорами. В соответствии со ст. 3 трудовой миграцией признается: а) выезд граждан за границу для получения оплачиваемой работы по договору (контракту); б) въезд граждан других государств для получения оплачиваемой работы на территорию государства, гражданами которого они не являются; в) приграничная (маятниковая) трудовая миграция трудящихся-мигрантов сопредельных территорий в целях получения оплачиваемой работы на территории другого государства с учетом проживания на территории государства выезда.

В ст. 5 Рекомендательного законодательного акта закреплен коллизионный принцип 1ех 1ос11аЬоп8. В частности, въезд граждан на территорию государства трудоустройства, пребывание и выезд осуществляются в соответствии с действующим на территории государства трудоустройства законодательством и соответствующими соглашениями. Соответствующие органы могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в государство выезда в случаях нарушения им законодательства.

Ограничения на въезд трудящихся-мигрантов допускаются лишь в случаях, прямо предусмотренных в законодательстве государства трудоустройства. Въезд трудящихся-мигрантов может быть ограничен: а) с учетом ситуации во внутреннем рынке труда; б) по соображениям национальной безопасности; в) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; г) для определенных категорий лиц, совершавших преступления против мира, человечества или иные тяжкие преступления, предусмотренные в законодательстве государства трудоустройства.

В Рекомендательном законодательном акте закреплен еще один важный принцип - принцип равенства. При заключении договоров (контрактов) о трудоустройстве трудящиеся-мигранты имеют равные права с гражданами государства при приеме на работу и расторжении трудовых отношений, установлении условий оплаты труда, режима работы, охраны здоровья и гигиены труда, социальной защиты трудящихся-мигрантов. Не допускается дискриминация трудящихся-мигрантов и членов их семей по признаку национальности, расы, религии и пола.

Трудящимся-мигрантам из стран СНГ гарантируется признание на всей территории дипломов, свидетельств об образовании, соответствующих документов о присвоении звания, разряда, квалификации и других необходимых для трудоустройства документов, полученных в государстве выезда, а также трудового стажа, включая стаж на льготных условиях и по специальности.

Право трудящегося-мигранта на жизнь и охрану здоровья гарантируется в соответствии с действующим законодательством государства постоянного места жительства и государства трудоустройства. Возмещение ущерба, причиненного здоровью трудящегося-мигранта вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых обязанностей, а также вследствие наступления смерти потерпевшего производится государством, законодательство которого распространяется на трудящегося-мигранта в момент получения увечья или иного повреждения здоровья.

Наниматели (работодатели) должны обеспечить уполномоченные органы и трудящихся-мигрантов объективной информацией о характере работы, оплаты труда и условиях проживания, социального обеспечения, медицинского обслуживания, проезда трудящихся-мигрантов и членов их семей к месту трудовой деятельности и возвращения в государство выезда.

В апреле 1994 г. Российская Федерация, Украина, Молдова, Армения подписали Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. В дальнейшем к этому соглашению присоединились Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан и Белоруссия. Оно регулирует основные направления сотрудничества государств-участников в области трудовой деятельности и социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно проживают на территории одного из государств и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности на территории другого государства-участника Соглашения. В ст. 1 Соглашения заложен коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris). Под «стороной трудоустройства» понимается государство, на территории которого трудящиеся-мигранты, прибывшие из другого государства, осуществляют свою трудовую деятельность на условиях трудового договора (контракта). Порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются стороной трудоустройства исходя из действующего на ее территории законодательства. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений.

Каждая из сторон Соглашения признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории стороны выезда порядке их перевод на государственный язык стороны трудоустройства или русский язык.

Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем на государственном языке стороны трудоустройства и русском языке, в соответствии с трудовым законодательством стороны трудоустройства, который вручается работнику до его выезда на работу.

Налогообложения трудовых доходов работников стороны трудоустройства осуществляется в соответствии с законодательством страны трудоустройства.

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. или/и двусторонними соглашениями.

Трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории стороны трудоустройства законодательством. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) стороны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами.

Порядок возмещения работнику вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанные с исполнением им трудовых обязанностей, регулируется законодательством стороны трудоустройства (если иное не предусмотрено отдельным соглашением).

Двусторонние договоры РФ. Российская Федерация заключила большое количество двусторонних договоров, в которых отражены вопросы регулирования труда иностранцев. В частности, таковыми являются:

- Российско-китайское Соглашение о принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях России, 1992 г.;

- Российско-вьетнамское Соглашение о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях Российской Федерации, 1992г.;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории РОССИЙСКОЙ Федерации, 1994 г.;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации, 1993 г.;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Республики Молдова о защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств, 1993 г.;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, 1993 г.;

- Соглашение между Правительствами государств СНГ о сотрудничестве в области охраны труда 1994 г., о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, 1994 г.; о временном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, 1994 г.;

- Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения 1992 г. 17.3. Трудовые права мигрантов и иностранцев

По мнению зарубежных специалистов около 80 млн. человек живет сейчас в чужих странах (не считая бывшего Советского Союза и Югославии) и их число постоянно растет. Каждый год постоянно эмигрирует около 1 млн. человек, кроме того еще 1 млн. ищет политического убежища в разных странах. К этому следует также прибавить еще 18 млн. беженцев, которые покинули свои дома из-за природных катастроф или из-за преследования по политическим мотивам1.

Трудящиеся-мигранты - это лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 1996 г., основными задачами государственной миграционной политики являются защита прав и интересов мигрантов; соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий, совершенствование системы иммиграционного контроля; регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов в климатических особенностях мест расселения; создания условий приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграция - это совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя и внутренняя), виду (возвратная и безвозвратная). Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежища, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные лица, вынужденные переселенцы и др.), возвратной и безвозвратной.

Незаконная миграция может быть внешней и внутренней (в том числе вынужденной и добровольной). Внешняя трудовая миграция относится к добровольной возвратной, может быть незаконной. Переселение рассматривается как безвозвратный вид миграции.

Субъектами внешней миграции являются: а) эмигранты, в том числе граждане России, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического характера, а также по личным мотивам (воссоединение семей, вступление в брак); лица ранее прибывшие на территорию Российской Федерации и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с ее территории; б) эмигранты транзитные - граждане бывшего Союза ССР, не являющиеся гражданами России, постоянно проживающие в государствах -бывших республиках Союза ССР и прибывающие в Россию с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны; в) иммигранты-иностранцы (иностранные граждане и лица без гражданства), прибывшие в Россию (находящиеся на территории Российской Федерации) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца в соответствии с Конвенцией ООН 1951 г.. Протоколом к ней 1967 г. и Законом Российской Федерации «О беженцах»; г) иммигранты транзитные - иностранцы, прибывающие в Россию с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны. Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежища на территории Российской Федерации, в том числе: а) граждане бывшего Союза ССР; б) граждане государств - бывших республик Союза ССР, в том числе граждане Российской Федерации; в) граждане других государств; г) лица без гражданства (апатриды); д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Субъектами незаконной миграции являются: а) эмигранты неконтролируемые граждане Российской Федерации, выезжающие с территории государств - бывших республик Союза ССР в другие иностранные государства; б) эмигранты нелегальные -граждане Российской Федерации, нелегальным способом выезжающие за рубеж или пересекающие государственную границу Российской Федерации с иностранными государствами; в) иммигранты незаконные, к которым относятся: иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их намерениям; иностранцы, въезжающие по поддельным документам; иностранцы, прибывающие в Россию нелегально, в том числе через государства - бывшие республики Союза ССР.

Временными иммигрантами являются лица, имеющие визу и разрешение на работу на определенный период. Некоторые из них совершают ежедневные поездки через границу. Другие являются сезонными рабочими и приезжают всего лишь на несколько недель или месяцев. Временные работники обычно имеют очень низкий уровень социальной защиты, поскольку они не живут в стране достаточно длительный период, чтобы внести свою долю в систему социального страхования. В США временные работники не могут получить пособие по инвалидности, поскольку они не платили налогов. Они также не получают пособия по безработице. Большинство стран Персидского залива, которые ввели бесплатное медицинское обслуживание для своих граждан, не распространяют его на иммигрантов.

Нелегальные иммигранты обычно находятся в наиболее ненадежном положении, поскольку в любое время они могут быть депортированы. Однако это не означает, что они полностью лишены каких-либо прав. Например, в 1982 г. Верховный суд США постановил, что дети нелегальных иммигрантов могут иметь свободный доступ к системе образования, поскольку Конституция США провозглашает равную защиту закона для всех людей, вне зависимости, являются ли они гражданами или иностранцами. Им также может быть предоставлена медицинская помощь. В Японии нелегальные рабочие получают компенсацию за несчастные случаи на работе.

Иммигрантами могут быть граждане конкретного государства, имеющие статус «постоянно проживающего». Они имеют доступ к большинству общественных институтов, включая социальное страхование, образование, жилье и здравоохранение. Обычно их нельзя вынудить покинуть страну, если они вдруг окажутся безработными. В ряде стран иммигранты имеют право голоса, хотя в этом отношении часто устанавливаются ограничения. Например, в Нидерландах иностранцы, прожившие минимум пять лет, имеют право голоса, но только на выборах в местные органы. В некоторых случаях они также могут сами быть избранными: в Швеции в 1988 г. 100 иностранцев были избраны в муниципальные советы. Наиболее часто встречающимся ограничением для постоянно проживающих является то, что они не имеют права занимать государственные должности. Например, в Австралии они не могут стать государственными служащими.

Согласно Закона о правовом положении иностранцев в Литовской Республике 1991 г. иностранцы, находящиеся на постоянном жительстве в Литовской Республике, могут заниматься любой трудовой или хозяйственной деятельностью, если она не запрещена законами Литвы и если для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие - иметь гражданство Литовской Республики. Закон Молдовы о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова 1994 г. гласит: иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Молдове, имеют право на труд и защиту труда в соответствии с действующим законодательством. Однако иностранные граждане и лица без гражданства не могут назначаться на должности или заниматься деятельностью, для которой в соответствии с действующим законодательством необходимо гражданство Республики Молдова.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики о правовом положении иностранных граждан 1993 г. иностранные граждане, постоянно проживающие в Киргизии, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Кыргызской Республики. Временно прибывающие иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями и сроками их пребывания в Кыргызской Республике или если на то получено соответствующее разрешение органов внутренних дел. Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством назначение на эти должности или занятие этой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Кыргызской Республики; Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами республики (ст. 7).

Закон Украины о правовом статусе иностранцев 1994 г. признает за иностранцами право на трудовую деятельность. Согласно ст. 8 этого закона иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины. Иностранцы постоянно проживающие в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью. Иностранцы, иммигрировавшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью в соответствии с полученным в установленном порядке разрешением на трудоустройство. Однако иностранцы не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Украины.

Закон Эстонии об иностранцах 1993 г. гарантирует находящимся в Эстонии иностранцам равные с гражданами Эстонии права и свободы, если Конституцией, Законом 1993 г., иными законами или международными договорами Эстонии не установлено иное. Иностранцам обеспечиваются права и свободы, вытекающие из общепризнанных норм международного права и международной практики. Согласно ст. 13 Закона 1993 г. иностранцу может быть выдано разрешение на работу у конкретного работодателя на основании ходатайства работодателя сроком на 5 лет. Если вид на жительство выдан в связи с трудовым договором, досрочное прекращение трудового договора у конкретного работодателя влечет за собой аннулирование разрешения на работу, а через три месяца - также вида на жительство. При отсутствии у иностранца легальных средств к существованию вид на жительство аннулируется одновременно с разрешением на работу. Иностранцу, имеющему постоянный вид на жительство, разрешения на работу не требуется.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в Российской Федерации, если они имеют на это разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел. Они вправе работать по трудовому договору на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью.

В Российской Федерации лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за границей осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы (ФМС) № 109 от 8 июля 1993 г. Под деятельностью, подлежащей лицензированию, понимается любая деятельность организации, направленная на осуществление трудовой эмиграции российских граждан за границу.

Для принятия решения о выдаче лицензии организации представляют соответствующим органам ФМС России следующие документы: а) заполненное по установленной форме заявление; б) заверенные копии учредительных документов организации; в) заверенную копию свидетельства о регистрации организации; г) копии соглашений, контрактов или их проектов с иностранными работодателями или иностранными посредническими фирмами на трудоустройство граждан Российской Федерации за границей.

ФМС и ее территориальные органы проводят проверку деятельности организаций в части, касающейся соблюдения или условий выполнения лицензий.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации особенности регулирования труда иностранных граждан могут устанавливаться федеральным законом или международным договором. Такие особенности содержатся, например, в Законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г., в Законе СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981 г.

Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. утверждено Положение о привлечении и использовании в РОССИЙСКОЙ Федерации иностранной рабочей силы. Оно определяет условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы, а также подтверждает иностранным гражданам право трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляется Федеральной миграционной службой (ФМС) по предложениям органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы на территории республик в составе Российской Федерации и ее субъектов.

Разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории Российской Федерации, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве.

Для получения разрешения работодатель представляет в ФМС России заявление; предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти республики в составе Российской Федерации или ее субъектов с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы; проект трудового контракта или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.

Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы выдается, как правило, на срок до одного года-Оно не подлежит передаче другим работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в ФМС России сведения о заключении на основании разрешения трудовых контрактов с иностранными работниками.

В случае нарушения работодателем указанных в разрешении условий или законодательства, в результате чего ущемляются права иностранных работников, ФМС России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. При неустранении нарушений в установленный срок разрешение может быть аннулировано по решению ФМС России. Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.

Выдача иностранным гражданам подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения, если работодателями являются предприятия с иностранными инвестициями и если иностранный гражданин приглашен на должность руководителя предприятия, его заместителя, руководителя подразделения.

ФМС России направляет в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной-выездной визы с правом найма на работу.

Установленный Положением обязательный порядок выдачи разрешений не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации: а) официально признаны беженцами; б) постоянно проживают на территории Российской Федерации; в) получили убежище на территории Российской Федерации; г) подали ходатайство О предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание. Указанный в Положении порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы не применяется к иностранным гражданам:

- деятелям науки и культуры, работающим на территории РОССИЙСКОЙ Федерации в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями;

- работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории Российской Федерации;

- религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах;

- членам экипажей российских морских и речных судов;

- студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации;

- лекторам и инструкторам, приглашаемым для чтения курса лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

- лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.

Иностранные граждане не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству России. Российское законодательство запрещает или ограничивает для иностранцев возможность работать на государственной службе, т. е. исполнять обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 г.).

Иностранцы не могут работать нотариусами, адвокатами, судьями, прокурорами, следователями, служить в органах внутренних дел, налоговой полиции. В соответствии со ст. 56 КТМ Российской Федерации 1999 г. иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего помощника и радиоспециалиста.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О беженцах» 1993 г. беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В России лицо, признанное беженцем, имеет право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации. Они также имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации (Закон РФ «О беженцах» 1993 г.).

Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются на территории России в сфере социального обслуживания теми же правами, что и граждане Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 1995 г.).

Иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории Российской Федерации, вправе получать государственные пособия на детей.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 1995г.).

17.4. Трудовые права российских граждан за рубежом По экспертным оценкам число российских граждан, желающих выехать на временную работу за границу, может составить от 2 до 5 млн. человек в год.

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 3 августа 1996 г., обеспечивается защита прав российских трудящихся-мигрантов; улучшается ситуация на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства российских граждан за границей; защищается российский рынок труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы; обеспечивается поступление валютных средств за счет их переводов от трудящихся-мигрантов и эффективное использование этих средств.

При решении задач внешней трудовой миграции Российская Федерация учитывает необходимость: признания и соблюдения прав человека и гражданина на свободу перемещения, свободный выбор страны пребывания и места работы, а также возвращения на родину; обеспечения равенства трудовых прав мигрантов с правами граждан принимающей страны; обеспечения равенства гражданских, трудовых и социальных прав российских граждан вне зависимости от того, в какой стране протекает их профессиональная деятельность.

Законодательство ряда стран, например. Российской Федерации, Португалии, Филиппин, Пакистана и Индии обязывает рабочих перед отъездом за рубеж представлять свои трудовые договоры на утверждение в службы миграции или внешней занятости. Только после того как выяснится, что условия договора отвечают установленным минимальным стандартам, рабочим выдается разрешение на миграцию. Минимальные стандарты включают в себя не только вопросы, касающиеся зарплаты и комплекса социальных льгот, но обычно и бесплатного проезда в оба конца, рабочего и сверхурочного времени, подъемных и жилищных средств, лечения, выходных, ежегодного отпуска, компенсации в случае производственной травмы, расходов на социальное обеспечение, расходов на случай смерти, а также оговорок об обоснованном досрочном прекращении или возобновлении трудового договора.

Трудовой договор должен быть составлен в соответствии с Конвенцией МОТ № 94 «О трудовых статьях в договорах, заключенных государственными органами власти» 1949 г.

Такой договор должен включать в себя, по крайней мере, следующие положения: описание характера работы, место работы и продолжительность договора; размер основного месячного оклада и размер оплаты сверхурочных работ; продолжительность основного рабочего времени; выходные и праздничные дни; производственные травмы и бюллетень, скорая медицинская помощь и стоматологическое лечение; основания для расторжения трудового договора; безналичная компенсация и льготы.

Труд российских граждан, направляемых на работу в учреждения и организации России за рубежом, регламентируется КЗОТ РФ и соответствующими нормативными правовыми актами. С таким работником заключается соответствующий контракт. За время работы в учреждениях России за границей за работником сохраняется средний заработок по месту основной работы в Российской Федерации. Оплата труда российских граждан производится в российской и иностранной валютах, исходя из установленных окладов и надбавок к ним. Работникам загранучреждений Российской Федерации предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска, продолжительность которых зависит от климатических и иных условий. Замена отпусков денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения работников, не использовавших отпуск.

Работники, занятые на работах с вредными условиями труда, имеют право на дополнительный отпуск, продолжительность которого устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Продолжительность рабочего времени и времени отдыха (в том числе праздничные дни) для работников учреждений Российской Федерации за границей устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выходные дни могут устанавливаться применительно к местным условиям. В стаж работы по специальности включается время работы в учреждениях Российской Федерации за границей по данной специальности.

На условия труда российских специалистов, направленных за границу для оказания технического содействия и других услуг и членов семей российских работников, принятых за границей на должности, предусмотренные контрактами, распространяются практически те же нормы, что и на работников, направленных на работу в российские учреждения.

В трудовые книжки специалистов, направляемых на работу за границу, предприятия, учреждения и организации производят запись об откомандировании их в распоряжение министерств (ведомств) для использования на работе за границей.

Российские специалисты за границей обеспечиваются бесплатно жилой площадью с мебелью, коммунальными услугами и в необходимых случаях переводчиками и транспортными средствами для служебных целей.

Российские специалисты подчиняются режиму рабочего времени и времени отдыха, установленному на предприятиях, в организациях и учреждениях, в которых они фактически работают (lex loci laboris). Работа в этих условиях дополнительно не компенсируется.

В случае временной нетрудоспособности в период работы за границей специалистам полностью выплачивается зарплата в иностранной и российской валютах, но не свыше 2-х месяцев. Если период нетрудоспособности продолжается свыше 2-х месяцев, специалист возвращается в Российскую Федерацию.

Возмещение ущерба, причиненного специалистам увечьем либо иным повреждением здоровья, связанных с их работой за границей, производится министерством (ведомством), направившим специалистов за границу.

Условия труда российских граждан в коммерческих обществах, созданных за границей с участием наших предприятий и организаций, определяется контрактом, который не должен противоречить трудовому законодательству страны нахождения совместного предприятия или смешанного общества. При этом условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев-граждан других государств.