logo search
МУНИЦИПАЛЬНОЕ

36. Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация и общая характеристика.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

В Федеральном законе № 131-ФЗ получило развитие регулирование институтов непосредственной демократии, используемых при осуществлении местного самоуправления. Не только установлен их широкий, но не исчерпывающий, перечень, но и определено основное нормативное содержание с соответствующих институтов, с возможностью развивать его, в зависимости от конкретного института, на региональном или местном уровне. Следует отметить увеличение в Федеральном законе № 131-ФЗ по сравнению с Федеральным законом 1995 года, гарантий прав населения при изменении территории муниципальных образований.

Федеральный закон № 131-ФЗ представляет собой достаточно четкую систему правовых норм, устанавливающих реальный баланс интересов органов местного самоуправления и органов государственной власти в реализации ими общей задачи – обеспечении прав, законных интересов и в целом достойной жизни граждан.

Одна из составляющих совершенствования регулирования, в частности компетенционных основ местного самоуправления, – предусмотренное в Федеральном законе № 131-ФЗ формирование трехтиповой модели местного самоуправления: поселение – муниципальный район – городской округ. Если местное самоуправление создается только на уровне поселений, многие из которых – небольшие по площади и численности населения, это фактически сводит его к территориальному общественному самоуправлению, поскольку соответствующие сообщества оказываются не в состоянии решать весь комплекс вопросов местного значения. В результате вопросы местного значения реально решаются создаваемыми на местах (обычно на уровне районов) органами государственной власти. Если местная власть создается только на районном уровне и в крупных городах (регионального значения) при отсутствии местного самоуправления в поселениях, местное самоуправление оказывается излишне отдалено от населения и неспособно эффективно решать вопросы местного значения, связанные с жизнью поселений (например, благоустройство территории, коммунальное хозяйство). В Постановлении Конституционного Суда от 24 января 1997 года № 1-Пвыражена правовая позиция, согласно которой уровень местного самоуправления должен «способствовать, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению». Преимущества предлагаемой Законом типологии муниципальных образований (поселение – муниципальный район – городской округ) состоят в том, что решаются одновременно задачи приближения местного самоуправления к населению и решения всего комплекса вопросов местного значения на соответствующем их природе территориальном уровне.

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ обязательным стало наличие не только представительного органа (как сейчас), но и администрации муниципального образования, главы муниципального образования. Устанавливаемый Федеральным законом № 131-ФЗ запрет на совмещение главой муниципального образования должностей и главы администрации, и главы представительного органа местного самоуправления направлен на более полную реализацию принципа народовластия, создание системы сдержек и противовесов. На обеспечение демократичности местного самоуправления направлено установление требований к численности представительного органа местного самоуправления в зависимости от численности населения.