36. Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация и общая характеристика.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В Федеральном законе № 131-ФЗ получило развитие регулирование институтов непосредственной демократии, используемых при осуществлении местного самоуправления. Не только установлен их широкий, но не исчерпывающий, перечень, но и определено основное нормативное содержание с соответствующих институтов, с возможностью развивать его, в зависимости от конкретного института, на региональном или местном уровне. Следует отметить увеличение в Федеральном законе № 131-ФЗ по сравнению с Федеральным законом 1995 года, гарантий прав населения при изменении территории муниципальных образований.
Федеральный закон № 131-ФЗ представляет собой достаточно четкую систему правовых норм, устанавливающих реальный баланс интересов органов местного самоуправления и органов государственной власти в реализации ими общей задачи – обеспечении прав, законных интересов и в целом достойной жизни граждан.
Одна из составляющих совершенствования регулирования, в частности компетенционных основ местного самоуправления, – предусмотренное в Федеральном законе № 131-ФЗ формирование трехтиповой модели местного самоуправления: поселение – муниципальный район – городской округ. Если местное самоуправление создается только на уровне поселений, многие из которых – небольшие по площади и численности населения, это фактически сводит его к территориальному общественному самоуправлению, поскольку соответствующие сообщества оказываются не в состоянии решать весь комплекс вопросов местного значения. В результате вопросы местного значения реально решаются создаваемыми на местах (обычно на уровне районов) органами государственной власти. Если местная власть создается только на районном уровне и в крупных городах (регионального значения) при отсутствии местного самоуправления в поселениях, местное самоуправление оказывается излишне отдалено от населения и неспособно эффективно решать вопросы местного значения, связанные с жизнью поселений (например, благоустройство территории, коммунальное хозяйство). В Постановлении Конституционного Суда от 24 января 1997 года № 1-Пвыражена правовая позиция, согласно которой уровень местного самоуправления должен «способствовать, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению». Преимущества предлагаемой Законом типологии муниципальных образований (поселение – муниципальный район – городской округ) состоят в том, что решаются одновременно задачи приближения местного самоуправления к населению и решения всего комплекса вопросов местного значения на соответствующем их природе территориальном уровне.
Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ обязательным стало наличие не только представительного органа (как сейчас), но и администрации муниципального образования, главы муниципального образования. Устанавливаемый Федеральным законом № 131-ФЗ запрет на совмещение главой муниципального образования должностей и главы администрации, и главы представительного органа местного самоуправления направлен на более полную реализацию принципа народовластия, создание системы сдержек и противовесов. На обеспечение демократичности местного самоуправления направлено установление требований к численности представительного органа местного самоуправления в зависимости от численности населения.
- 1. Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации местного самоуправления.
- 2. Муниципальное право и социальные условия его реализации.
- 3. Понятие, принципы и цели муниципального права.
- 4. Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
- 5. Система муниципального права: понятие, основные институты.
- 6. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.
- 7. Понятие, сущность, назначение, перспективы местного самоуправления.
- 8.Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
- 9. Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты (участники).
- 10. Роль органов государства в осуществлении муниципально-правовых отношений.
- 11. Типичные организационные формы местного самоуправления, используемые в мировой практике.
- 12. Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
- 13. Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
- 14. Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации
- 15. Реформа местного самоуправления в России (2003-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
- 16. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика.
- 17. Основные тенденции местного самоуправления в России и за рубежом.
- 18. Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
- 19. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации: гарантии, общие принципы организации, защита.
- 20. Конституция Российской Федерации о местном самоуправлении и европейские стандарты.
- Глава 8 Конституции посвящена местному самоуправлению.
- 21. Европейская Хартия местного самоуправления и законодательство Российской Федерации.
- 22. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
- 23. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления.
- 24. Механизм законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.
- 25. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
- 26. Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и перспективы развития.
- 27. Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
- 28. Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
- 29. Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
- 30. Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
- 31. Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
- 32. Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
- 33. Функции и назначение местного самоуправления в Российской Федерации.
- 34. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
- 35. Формы, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
- 36. Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация и общая характеристика.
- 37. Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
- 38. Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
- 39. Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
- 40. Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
- 41. Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
- 42. Формы прямого участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
- 43. Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
- 44. Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
- 45. Органы местного самоуправления в Российской Федерации: формирование, взаимоотношения, особенности осуществления полномочий.
- 46. Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
- 47. Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
- 48. Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
- 49.Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
- 50. Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
- 51. Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
- 52. Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
- 53. Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
- 54.Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
- 55. Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
- 56. Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
- 57. Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
- 58. Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
- 59. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
- 60. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
- 61. Местное самоуправление на территориях с особым статусом (наукограды, зато, приграничные территории).
- 62. Особенности организации и осуществления местного самоуправления в городах федерального значения.