3. Коммерческий акт: понятие, значение, содержание, основания для составления.
Если на станции назначения при проверке состояния груза обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или эти обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт. При необходимости проведения экспертизы, перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов или соответствующих специалистов. Результаты экспертизы, проведённые без участия перевозчика или грузополучателя, является недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта (специалиста) или уклонения перевозчика и грузополучателя от участия в проведения экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно письменно уведомив её, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Расходы в этом случае оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением их на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза.
Коммерческий акт составляют для удостоверения следующих обстоятельств:
-несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе;
-повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения;
-обнаружение груза без перевозочных документов, а также документов без груза;
-возвращение перевозчику похищенного груза;
-непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.
Коммерческий акт составляется в пути следования груза – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом, а при выгрузке груза - в день его выгрузки, в необходимых случаях – в день выдачи груза. При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки, он должен быть составлен в течение следующих суток.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. В акте должны содержаться:
-точное и подробное описание состояния груза и обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность;
-данные о том, правильно ли погружен, размещён и закреплён груз, а также имеется ли защитная маркировка груза перевозимого в открытом подвижном составе.
При составлении коммерческого акта о порче продовольственного и скоропортящегося грузов к нему прикладывается выписка из рабочего журнала о температурном режиме изотермических вагонов и контейнеров.
Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также грузополучатель, если он участвует в проверке груза. По требованию грузополучателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать ему коммерческий акт.
В случае отказа перевозчика в составлении коммерческого акта или оформления его с нарушениями грузополучатель подаёт перевозчику письменное заявление, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток с момента выдачи или выгрузки грузов. Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток со дня получения заявления.
Для удостоверения иных нарушений, связанных с перевозками грузов, оформляются акты общей формы и другие акты, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки или по истечении 4 месяцев со дня приёма груза для перевозки в прямом смешанном сообщении.
Если груз перевозится организациями двух или более видами транспорта по одному транспортному документу, то такие перевозки называются прямые смешанные перевозки (комбинированные). Федеральный закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках пока не принят. Поэтому в настоящее время эти перевозки регулируются соответствующими положениями транспортных уставов и кодексов, а также Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. При этом ответственность за несохранность грузов до передачи их с одного вида транспорта на другой лежит на стороне, передающей грузы, после передачи – на стороне, принявшей грузы.
- Московский открытый социальный университет
- Раздел 1.Организационно-методическое описание дисциплины
- 1.1 Назначение, цель и задачи учебного курса
- 1.2.Обязательный минимум содержания учебного курса
- 1.3.Структура учебной дисциплины.
- 1.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- 1.5.Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершении
- 1.6. Критерии оценки знаний студентов по завершению изучения учебного
- Раздел 2.Рабочая учебная программа дисциплины
- 2.1.Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
- 2.2.Тематическое содержание курса
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина
- Тема 2. Транспортное законодательство
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- Тема 4. Железнодорожное право
- Тема 5. Автотранспортное право
- Тема 6. Воздушное право
- Тема 7. Морское право
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право
- Раздел 3. Основное содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина.
- 1.Понятие и предмет транспортного права как комплексной отрасли права и как учебной дисциплины.
- 2.Виды транспорта и виды перевозок, их классификация.
- Тема 2. Транспортное законодательство.
- 1.Система транспортного законодательства рф: понятие и структура.
- 2.Международно-правовое регулирование перевозок на основе действующих договоров и соглашений.
- 3.Судебно-арбитражная практика по транспортным спорам.
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 1.Министерство транспорта рф: задачи, функции, полномочия. Органы надзора и контроля за деятельностью транспорта, их права и обязанности
- 2.Правовое положение транспортных организаций.
- 3.Лицензирование на транспорте.
- Тема 4. Железнодорожное право
- 1. Договор об организации перевозок: понятие, содержание, отличие от договора перевозки.
- 2. Договор перевозки грузов на железнодорожном транспорте: понятие, стороны, содержание, порядок оформления.
- 3. Коммерческий акт: понятие, значение, содержание, основания для составления.
- 4.Ответственность грузоотправителей, грузополучателей и перевозчика по договору перевозки грузов.
- Тема 5. Автотранспортное право
- 1.Договор перевозки грузов автомобильным транспортом: понятие, стороны, особенности содержания и порядка оформления.
- 2.Правовые особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
- 3.Договор транспортной экспедиции: понятие, содержание, ответственность сторон.
- 4.Договор аренды транспортных средств и договор проката: правовая природа и отличительные особенности.
- Тема 6. Воздушное право.
- 1.Договоры воздушной перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты.
- 2.Фрахтование воздушных судов. Права и обязанности перевозчика, пассажиров, грузовладельцев.
- 3.Авиационные работы, их правовое регулирование.
- Тема 7. Морское право.
- 1.Права, обязанности и ответственность капитана судна и лоцмана.
- 2.Договор морской перевозки груза: стороны, условия, ответственность сторон договора.
- 3.Договор фрахтования морского судна, его виды.
- 4.Общая авария и морской протест.
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право.
- 2.Договор перевозки грузов и договор буксировки судов и иных плавучих объектов:
- 3.Договор перевозки пассажиров и договор круиза: сравнительный анализ.
- Раздел 4. Планы семинарских и практических занятий и методические
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина.
- Тема 2. Транспортное законодательство.
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- Тема 4. Железнодорожное право
- Тема 5. Автотранспортное право
- Тема 6. Воздушное право.
- Тема 7. Морское право.
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право.
- Раздел 5. Самостоятельная работа по курсу
- 5.1.Вопросы для самостоятельного повторения к каждой теме
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина.
- Тема 2. Транспортное законодательство.
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- Тема 4. Железнодорожное право
- Тема 5. Автотранспортное право
- Тема 6. Воздушное право.
- Тема 7. Морское право.
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право.
- 5.2. Тематика контрольных работ
- 5 ..3. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения
- 5.4. Контрольные вопросы, выносимые на зачет по курсу «Транспортное право».
- 5.5. Тесты для электронного тестирования по курсу «Транспортное право»
- Тест № 5
- Раздел 6. Литература.
- Раздел 7. Тезаурус. Словарь основных понятий по курсу «Транспортное право».
- Контрсталийное время – установленное соглашением сторон дополнительное время ожидания по окончанию сталийного времени