logo
Транспортное право

2.Правовое положение транспортных организаций.

Транспортные организации осуществляют свою деятельность в тех организационно-правовых формах, которые установлены законодательством, а именно, в формах хозяйственного товарищества, хозяйственного общества, производственного кооператива, государственного и муниципального унитарного предприятия. В 90-ые годы ХХ века на воздушном, водном и автомобильном транспорте была проведена приватизация. В настоящее время осуществляется приватизация на железнодорожном транспорте. Образовано ОАО «Российские железные дороги», структурные подразделения которого не являются юридическими лицами и наделяются имуществом, принадлежащим обществу.

Важную роль в обеспечении перевозок играют терминалы - порты, пристани, станции и др. Они не являются перевозчиками (если только не осуществляют перевозки своими транспортными средствами), но выполняют функции отправителей и получателей грузов, транспортно-экспедиторские и другие работы.

Речные порты, в которых хотя бы одно из юридических лиц или из индивидуальных предпринимателей осуществляют в силу закона или лицензии деятельность, связанную с перевозками внутренним водным транспортом по обращению любого физического или юридического лица, являются портами общего пользования. Порты необщего пользования обычно принадлежат прибрежным промышленным организациям и обслуживает их внутренние потребности по отправлению продукции и приёму грузов непосредственно в их адрес. Эксплуатационные характеристики каждого речного порта, определяющие его границы, производственный статус и возможности выполнения тех или иных работ и услуг, указываются в выданном ему Министерством транспорта РФ паспорте порта.

Морские порты возглавляют портовые власти (администрация морских портов), которые осуществляют административно-властные и другие возложенные на них правительством полномочия. Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту возлагаются на капитана морского порта.

Деятельность морских портов должна регламентироваться отдельным Законом о морских портах Российской Федерации, который пока не принят.