logo
Транспортное право

3.Договор фрахтования морского судна, его виды.

Различают договор фрахтования судна на время (тайм – чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут – чартер)

По тайм – чартеру судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания. Судовладелец обязан при этом в течение действия договора поддерживать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа. Фрахтователь, в свою очередь, обязан нести расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, и пользоваться судном в соответствии с целями и условиями его предоставления по договору. Фрахтователь в этом случае от своего имени заключает договоры перевозки груза, подписывает чартеры, выдает коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. Распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна обязательны для капитана и других членов экипажа. Доходы, полученные в результате пользования зафрахтованным судном и услугами членов его экипажа, являются собственностью фрахтователя, за исключением доходов, полученных от спасания, которые распределяются между судовладельцем и фрахтователем. По окончании срока действия тайм – чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна.

По бербоут – чартеру судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания. Фрахтователь сам осуществляет комплектование судна экипажем, а также эксплуатацию судна и несет все расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа. По окончании срока действия договора фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено с учетом нормального износа судна.