3.Договор транспортной экспедиции: понятие, содержание, ответственность сторон.
Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя, грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
Из приведенного определения договора транспортной экспедиции следует, что это договор консенсуальный, двухсторонний, взаимный и возмездный.
Его консенсуальный характер заключается в том, что он признается заключенным в момент достижения соглашения между экспедитором и клиентом, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, а также расчеты между сторонами совершаются во исполнение уже возникшего обязательства.
Взаимность этого договора обусловлена возложением прав и обязанностей на каждую из сторон договора: экспедитор за вознаграждение обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором условий, а клиент имеет право на такое обслуживание за счет оплаты услуг экспедитора.
Возмездность договора экспедиции очевидна, т.к. из определения договора усматривается, что экспедитор принимает на выполнение определенных операций за соответствующее вознаграждение.
Экспедитором может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
. В настоящее время экспедиционные услуги подлежат сертификации. Объектами сертификации являются процессы предоставления услуг, оказываемых до приема и после выдачи груза, в пути следования при перевозке грузов на различных видах транспорта. Сертификации подлежат транспортно-экспедиторские услуги, к которым предъявляются требования обеспечения безопасности на транспорте, сохранности перевозимых грузов, охраны окружающей среды. Сопутствующие услуги, предоставляемые грузоотправителям, могут подвергаться добровольной сертификации.
Правовую основу транспортно-экспедиционной деятельности составляет гл. 41 ГК РФ и специальный Закон о транспортно-экспедиционной деятельности, который вступил в силу с 3 июля 2003 г.
Особенностью данного закона является то обстоятельство, что перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), порядок оказания экспедиционных услуг и требования к качеству экспедиционных услуг определяются Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, которые утверждены постановлением Правительством Российской Федерации от 8.09.2006 г. № 554.
В Законе подробно регламентируются обязанности экспедитора и клиента, их ответственность.
В соответствии со ст. 3 Закона экспедитор вправе отступить от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента, и экспедитор, по не зависящим от него обстоятельствам, не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомить клиента в порядке, определенном договором, о произведенных изменениях.
Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза,
к которым относятся:
организация перевозки груза, заключение договора перевозки груза, оформление документов, оформление переадресовки грузов, предъявление грузов к перевозке, получение груза и др.
погрузочно-разгрузочные и складские работы; сортировка грузов; комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц; формирование и расформирование пакетов; погрузка грузов в контейнеры и выгрузка из них; ремонт транспортной тары и упаковки и т.д.;
информационные услуги, в том числе уведомление грузополучателей об отправке грузов в их адрес; уведомление о продвижении груза и подхода их к пункту назначения; слежение за продвижением груза от пункта отправления до пункта назначения; уведомление грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю; информация грузополучателя или грузоотправителя о прибытии груза в порт; уведомление о погрузке груза на борт судна и прибытии его к месту назначения и др.;
услуги по страхованию грузов: подготовка к заключению договора страхования грузов; оплата страховых взносов; оформление документов при наступлении страхового случая и др.;
платежно-финансовые услуги: оформление и оплата провозных платежей, сборов и штрафов; проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями и т.д.
К числу дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть отнесено: а) получение требующихся для экспорта или импорта документов; б) выполнение таможенных и иных формальностей; в) проверка количества и состояния груза и др.
При этом следует иметь в виду, что оказание подобных услуг может осуществляться также перевозчиком в тех случаях, когда обязанности экспедитора исполняются самим перевозчиком в соответствии с договором, заключенным между ним и грузоотправителем, грузополучателем.
Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы рассматриваемого договора не лишает стороны права приводить письменные и вещественные доказательства заключения договора (ст. 162 ГК). Такими доказательствами может быть, в частности, фактическое исполнение договора экспедитором полностью или частично.
Обязанности клиента заключаются в том, что он должен предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции, документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. Ненадлежащее исполнение клиентом обязанности по предоставлению экспедитору необходимой информации дает право экспедитору либо не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до тех пор, пока она не будет ему предоставлена, либо, приступив к исполнению своих обязанностей, сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации. При этом клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с данным нарушением.
До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением случаев, когда экспедиционные услуги оказываются для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью клиента. Претензия к экспедитору может быть предъявлена в течении шести месяцев со дня возникновения права на претензию и должна быть рассмотрена в течении 30 дней со дня ее получения. Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год.
- Московский открытый социальный университет
- Раздел 1.Организационно-методическое описание дисциплины
- 1.1 Назначение, цель и задачи учебного курса
- 1.2.Обязательный минимум содержания учебного курса
- 1.3.Структура учебной дисциплины.
- 1.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- 1.5.Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершении
- 1.6. Критерии оценки знаний студентов по завершению изучения учебного
- Раздел 2.Рабочая учебная программа дисциплины
- 2.1.Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
- 2.2.Тематическое содержание курса
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина
- Тема 2. Транспортное законодательство
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- Тема 4. Железнодорожное право
- Тема 5. Автотранспортное право
- Тема 6. Воздушное право
- Тема 7. Морское право
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право
- Раздел 3. Основное содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина.
- 1.Понятие и предмет транспортного права как комплексной отрасли права и как учебной дисциплины.
- 2.Виды транспорта и виды перевозок, их классификация.
- Тема 2. Транспортное законодательство.
- 1.Система транспортного законодательства рф: понятие и структура.
- 2.Международно-правовое регулирование перевозок на основе действующих договоров и соглашений.
- 3.Судебно-арбитражная практика по транспортным спорам.
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 1.Министерство транспорта рф: задачи, функции, полномочия. Органы надзора и контроля за деятельностью транспорта, их права и обязанности
- 2.Правовое положение транспортных организаций.
- 3.Лицензирование на транспорте.
- Тема 4. Железнодорожное право
- 1. Договор об организации перевозок: понятие, содержание, отличие от договора перевозки.
- 2. Договор перевозки грузов на железнодорожном транспорте: понятие, стороны, содержание, порядок оформления.
- 3. Коммерческий акт: понятие, значение, содержание, основания для составления.
- 4.Ответственность грузоотправителей, грузополучателей и перевозчика по договору перевозки грузов.
- Тема 5. Автотранспортное право
- 1.Договор перевозки грузов автомобильным транспортом: понятие, стороны, особенности содержания и порядка оформления.
- 2.Правовые особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
- 3.Договор транспортной экспедиции: понятие, содержание, ответственность сторон.
- 4.Договор аренды транспортных средств и договор проката: правовая природа и отличительные особенности.
- Тема 6. Воздушное право.
- 1.Договоры воздушной перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты.
- 2.Фрахтование воздушных судов. Права и обязанности перевозчика, пассажиров, грузовладельцев.
- 3.Авиационные работы, их правовое регулирование.
- Тема 7. Морское право.
- 1.Права, обязанности и ответственность капитана судна и лоцмана.
- 2.Договор морской перевозки груза: стороны, условия, ответственность сторон договора.
- 3.Договор фрахтования морского судна, его виды.
- 4.Общая авария и морской протест.
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право.
- 2.Договор перевозки грузов и договор буксировки судов и иных плавучих объектов:
- 3.Договор перевозки пассажиров и договор круиза: сравнительный анализ.
- Раздел 4. Планы семинарских и практических занятий и методические
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина.
- Тема 2. Транспортное законодательство.
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- Тема 4. Железнодорожное право
- Тема 5. Автотранспортное право
- Тема 6. Воздушное право.
- Тема 7. Морское право.
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право.
- Раздел 5. Самостоятельная работа по курсу
- 5.1.Вопросы для самостоятельного повторения к каждой теме
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина.
- Тема 2. Транспортное законодательство.
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- Тема 4. Железнодорожное право
- Тема 5. Автотранспортное право
- Тема 6. Воздушное право.
- Тема 7. Морское право.
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право.
- 5.2. Тематика контрольных работ
- 5 ..3. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения
- 5.4. Контрольные вопросы, выносимые на зачет по курсу «Транспортное право».
- 5.5. Тесты для электронного тестирования по курсу «Транспортное право»
- Тест № 5
- Раздел 6. Литература.
- Раздел 7. Тезаурус. Словарь основных понятий по курсу «Транспортное право».
- Контрсталийное время – установленное соглашением сторон дополнительное время ожидания по окончанию сталийного времени