1.Договор перевозки грузов автомобильным транспортом: понятие, стороны, особенности содержания и порядка оформления.
Правовое регулирование автомобильных перевозок осуществляется пока на базе устаревшего Устава автомобильного транспорта РСФСР, принятого еще в 1969г., и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. К особенностям автотранспорта относится то, что на сегодня наряду с основной перевозочной деятельностью автотранспортные организации и индивидуальные перевозчики оказывают и другие услуги, а именно: погрузочно-разгрузочные работы; хранение грузов; услуги по подготовке грузов к перевозке; транспортно – экспедиционные услуги и другие.
Автотранспорт широко используется также в прямом смешанном сообщении во взаимодействии с другими видами транспорта.
Договор перевозки грузов автомобильным транспортом оформляется товарно-транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку. Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная оформляется на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Автотранспортные предприятия принимают к перевозке грузы как на основании заключенных с клиентами годовых договоров об организации перевозок, так и на основе разовых заказов. Автотранспортные организации и индивидуальные перевозчики обязаны обеспечить своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и разгрузки в соответствии с принятыми заявками и разовыми заказами, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным и иным нормам.
Грузоотправитель, в свою очередь, обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз и товарно-транспортные документы к перевозке. Кроме того, отправитель обязан передать перевозчику сертификаты, ветеринарные свидетельства и другие необходимые документы. В установленных случаях грузовладельцы предъявляют грузы к перевозке с объявленной ценностью. При этом объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. В случае разногласий стоимость груза определяется экспертизой.
Грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной внутренней упаковки груза, за применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу или стандартам и техническим условиям, а также за неправильное оформление товарно-транспортных документов.
В соответствии с Уставом погрузка и выгрузка, а также закрепление, укрытие и увязка грузов возлагается на грузовладельцев, однако по соглашению с автотранспортной организацией данные работы могут быть выполнены и перевозчиком.
О предстоящем завозе груза отправитель обязан уведомить получателя. Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, контейнерах и цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест.
Тарные и штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному отправителем на каждом грузовом месте, выдаются получателю в пункте назначения без взвешивания.1
Автотранспортная организация не несет ответственности при расхождении между весом груза, указанным в товарно-транспортных документах и фактическим весом груза, если разница в весе не превышает:
-нормы естественной убыли веса груза;
-нормы расхождения в показаниях весов или нормы точности взвешивания груза, установленных государственным органом по стандартизации и метрологии.
При недостаче, порче или повреждении груза составляется акт, в котором определяется размер фактической недостачи, порчи или повреждения, что является основанием для предъявления претензии, а затем, при необходимости, и иска.
Уставом автомобильного транспорта предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, в том числе, за невыполнение плана перевозок и разовых заказов, за просрочку доставки, за несохранность грузов, за простой подвижного состава и невыполнение условий перевозки, а также основания для освобождения от указанной ответственности.
- Московский открытый социальный университет
- Раздел 1.Организационно-методическое описание дисциплины
- 1.1 Назначение, цель и задачи учебного курса
- 1.2.Обязательный минимум содержания учебного курса
- 1.3.Структура учебной дисциплины.
- 1.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- 1.5.Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершении
- 1.6. Критерии оценки знаний студентов по завершению изучения учебного
- Раздел 2.Рабочая учебная программа дисциплины
- 2.1.Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
- 2.2.Тематическое содержание курса
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина
- Тема 2. Транспортное законодательство
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- Тема 4. Железнодорожное право
- Тема 5. Автотранспортное право
- Тема 6. Воздушное право
- Тема 7. Морское право
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право
- Раздел 3. Основное содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина.
- 1.Понятие и предмет транспортного права как комплексной отрасли права и как учебной дисциплины.
- 2.Виды транспорта и виды перевозок, их классификация.
- Тема 2. Транспортное законодательство.
- 1.Система транспортного законодательства рф: понятие и структура.
- 2.Международно-правовое регулирование перевозок на основе действующих договоров и соглашений.
- 3.Судебно-арбитражная практика по транспортным спорам.
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- 1.Министерство транспорта рф: задачи, функции, полномочия. Органы надзора и контроля за деятельностью транспорта, их права и обязанности
- 2.Правовое положение транспортных организаций.
- 3.Лицензирование на транспорте.
- Тема 4. Железнодорожное право
- 1. Договор об организации перевозок: понятие, содержание, отличие от договора перевозки.
- 2. Договор перевозки грузов на железнодорожном транспорте: понятие, стороны, содержание, порядок оформления.
- 3. Коммерческий акт: понятие, значение, содержание, основания для составления.
- 4.Ответственность грузоотправителей, грузополучателей и перевозчика по договору перевозки грузов.
- Тема 5. Автотранспортное право
- 1.Договор перевозки грузов автомобильным транспортом: понятие, стороны, особенности содержания и порядка оформления.
- 2.Правовые особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
- 3.Договор транспортной экспедиции: понятие, содержание, ответственность сторон.
- 4.Договор аренды транспортных средств и договор проката: правовая природа и отличительные особенности.
- Тема 6. Воздушное право.
- 1.Договоры воздушной перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты.
- 2.Фрахтование воздушных судов. Права и обязанности перевозчика, пассажиров, грузовладельцев.
- 3.Авиационные работы, их правовое регулирование.
- Тема 7. Морское право.
- 1.Права, обязанности и ответственность капитана судна и лоцмана.
- 2.Договор морской перевозки груза: стороны, условия, ответственность сторон договора.
- 3.Договор фрахтования морского судна, его виды.
- 4.Общая авария и морской протест.
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право.
- 2.Договор перевозки грузов и договор буксировки судов и иных плавучих объектов:
- 3.Договор перевозки пассажиров и договор круиза: сравнительный анализ.
- Раздел 4. Планы семинарских и практических занятий и методические
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина.
- Тема 2. Транспортное законодательство.
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- Тема 4. Железнодорожное право
- Тема 5. Автотранспортное право
- Тема 6. Воздушное право.
- Тема 7. Морское право.
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право.
- Раздел 5. Самостоятельная работа по курсу
- 5.1.Вопросы для самостоятельного повторения к каждой теме
- Тема 1. Транспортное право как комплексная отрасль права и учебная дисциплина.
- Тема 2. Транспортное законодательство.
- Тема 3. Государственное регулирование транспортной деятельности
- Тема 4. Железнодорожное право
- Тема 5. Автотранспортное право
- Тема 6. Воздушное право.
- Тема 7. Морское право.
- Тема 8. Внутреннее водное (речное) право.
- 5.2. Тематика контрольных работ
- 5 ..3. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения
- 5.4. Контрольные вопросы, выносимые на зачет по курсу «Транспортное право».
- 5.5. Тесты для электронного тестирования по курсу «Транспортное право»
- Тест № 5
- Раздел 6. Литература.
- Раздел 7. Тезаурус. Словарь основных понятий по курсу «Транспортное право».
- Контрсталийное время – установленное соглашением сторон дополнительное время ожидания по окончанию сталийного времени