4. Источники государственного права в зарубежных странах.
Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) служит конституция — основной закон. К другим источникам относятся:
1) законы — конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок);
2) внутригосударственные публично-правовые договоры (например, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших государственных должностей между приверженцами разных религий, соглашение о разделении Чехо-Словакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Словакию, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995 г.. Конституционный договор 1996 г. между Молдавией и самопровозглашенной Приднестровской республикой о том, что последняя остается республикой в составе Молдавии);
3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);
4) акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, например постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей). Особая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имеющим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже делегирования полномочий парламентом (как, например, в Великобритании), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция);
5) акты. органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;
6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; такие нормы создает и конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности;
7) конституционный обычай — сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;
8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;
9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);
10) международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950 г.. Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (далее — Международные пакты о правах человека).
На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образованиях — действуют свои источники конституционного права (например, конституции штатов в США, конституция Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах нередко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.
Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принципиальные вопросы (например, реорганизацию федерации в Нигерии, изменение формы правления в Эфиопии), были акты военных и революционных советов — временных органов власти, создававшихся после очередного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.). Иногда важнейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Заир и др.).
- 1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина
- 2. Система государственного права в зарубежных странах. 3. Нормы и институты государственного права в зарубедных странах.
- 4. Источники государственного права в зарубежных странах.
- 5. Конституция – основной источник государственного права.
- 6. Закон как источник государственного права. Виды законов.
- 7. Акты органов конст. Контроля(надзора) и судеб. Прецеденты как источники государственного права.
- 8.Конституционные обычаи.
- 9. Договор как источник государственного права.
- 10. Религиозное право как источник государственного права.
- 11. Основные черты и особенности послевоенных конституций зарубежных стран (Фр., фрг, Япония)
- 12. Форма конституции.
- 13. Структура Конституции.
- 14. Порядок принятия, изменения и отмены конституции.
- 15. Принятие конституции представительными органами.
- 16. Принятие конституции избирательным корпусом.
- 17. Классификация конституций.
- 18. Права человека и гражданина. Права, свободы и обязанности.
- 19. Равенство прав, свобод и обязанностей.
- 20. Историческое развитие прав и свобод. Поколение прав человека. Классификация прав и свобод.
- 21. Гарантии прав и свобод.
- 22. Понятие гражданства(подданства). Проблема поли гражданства. Режим иностранцев.
- 23. Способы приобретения гражданства.
- 24. Прекращение гражданства.
- 25. Личные (гражданские) права, свободы и обязанности.
- 26. Политические права, свободы и обязанности.
- 27. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.
- 28. Понятие политических партий. Функции политических партий.
- 29. Основные виды политических партий в зарубежых странах.
- 30. Организационная структура политических партий.
- 31. Партийные системы зарубежных государств. Виды партийных систем.
- 32. Форма правления зарубежных стран.
- 33. Монархия – понятие и сущность. Основные признаки монархии. Виды монархии.
- 34. Республика – понятие и сущность. Признаки республиканской формы правления. Виды республик.
- 35. Формы государственного устройства зарубежных стран.
- 36. Унитарное устройство(унитаризм). Основне признаки унітарного государства.
- 37. Федеративное устройство (федерализм). Основные признаки федеративного устройства.
- 38. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субьектами.
- 39. Государственный режим. Соотношение государственного режима и политического режима.
- 40. Признаки и виды антидемократического режима.
- 41. Признаки и виды демократического режима.
- 42. Парламентский и министерский государственные режимы.
- 43. Понятие и принципы избирательного права. Активное и пассивное избирательное право. Избирательные цензы. 44. Понятие и виды выборов.
- 45. Понятие избирательной системы. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
- 46. Понятие и виды референдумов. Предмет референдума. Формула референдума. Народная законодательная инициатива.
- 47. Возникновение и развитие парламента. Парламент и парламентаризм.
- 48. Структура парламента и организация его палат. Общая характеристика верхних палат в двухпалатных парламентах.
- 49. Должностные лица парламента и их правовое положение.
- 51. Правовое положение комитетов парламента.
- 52. Смотреть ответ на вопрос 49.
- 53. Законодательный процесс и его стадии.
- 54. Контроль парламентов над деятельностью правительств в парламентарных странах.
- 64. Полномочия правительств.
- 68. Билль о правах. Крнституционный статус личности в сша.
- 76. Конституция Великобритании, ее составные части.
- 75. Начала конституционного развития Великобритании.
- 76. Политическая система Великобритании.
- 77. Роль монарха Великобритании в управлении страной. Королевские прерогативы.
- 78. Парламент Великобритании, его правовое положение и структура.
- 79. Комитеты британского парламента, их виды и полномочия.
- 81. Правительство и Кабинет министров Великобритании. Внутренний кабинет.
- 82. Конституционное развитие Франции.
- 83. Президент Франции. Его полномочия и место в системе государственных органов.
- 84. Парламент Франции. Его структура, порядок формирования и полномочия.
- 85. Правительство Франции. Совет министров. Кабинет министров.
- 86. Органы конституционного контроля Франции. Порядок формирования и компетенции Конституционного Совета Франции.
- 87. Региональное и местное управление и самоуправление во Франции.
- 88. Начала конституционного развития Германии.
- 90. Федерация фрг.
- 95. Политическая система Японии.
- 96. Конституция Японии 1947г.
- 97. Правовое положение императора Японии.
- 98. Парламент Японии, его структура. Способы принятия законов.
- 99. Правительство Японии, его состав и порядок формирования.