76. Конституция Великобритании, ее составные части.
В отличие от других стран, где действующая писаная конституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом нет. Традиционно к предмету конституционного права относят:
институт главы государства, его полномочия и прерогативы; порядок организации и деятельности законодательной власти: взаимоотношения палат, полномочия и привилегии членов парламента; статуе министров и государственных служащих; взаимоотношения центрального правительства и местных органов власти; полномочия в области заключения международных договоров (1геа1у такт§ ро\уег); гражданство; гражданские свободы и их пределы; избирательные права; публичные финансы; общую систему судов, сроки полномочий и иммунитеты судей; вооруженные силы и контроль за ними.
В Соединенном Королевстве в связи с отсутствием кодификаций или официальных систематизацийищва юристы испытывают определенные трудности с разграничением отраслей права. Основным критерием разграничения отраслей права, например конституционного и административного, является, по мнению И. Дженнингса, их предмет регулирования1. Применительно к административному праву предметом регулирования является все, что связано с деятельностью публичной администрации (риЪИс аапп-Ш8т.гат.юп). Однако при отсутствии писаной конституции и кодифицированного права в стране вопрос разграничения конституционного и административного права — это, скорее, вопрос убеждения, чем четкой дефиниции. Тем не менее, точное значение термина "административное право" можно найти в законе2.
Конституция Великобритании, ее характерные черты и особенности
Существует абстрактный и конкретный смысл понятия "конституция". В абстрактном значении конституция — это совокупность законов, прецедентов и конституционных соглашений, которые определяют: порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой и государственных органов и граждан. В конкретном значении конституция — это конкретный юридический документ или система правовых актов, в которых наиболее важные правовые положения, составляющие предмет конституционного регулирования, приняты в соответствии со специальной процедурой. В Великобритании нет конституции в данном конкретном смысле, а действует конституция в абстрактном значении этого понятия.
Характерные черты конституции:
1) Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
2) Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции: Статутное право (81аШ1е Ьада); Общее право (Соттоп Ьа\у); Конституционные соглашения (Соп811йя1юпа1 сопуепИопз). Соответственно, источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения. Общее влияние на формирование этих источников оказывали и оказывают труды авторитетных юристов.
3) Конституция Великобритании является "гибкой" конституцией, поскольку в английском праве нет различия между "конституционным" и "текущим" законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными.
Структура конституции. В Великобритании нет писаной конституции, т.е. нет такого закона или совокупности законов, которые были бы официально объявлены основными законами страны. Юридическая конституция Великобритании включает самые разные источники, число которых невозможно установить точно: ни в законодательстве, ни в доктрине не выработано критериев, по которым тот или иной источник права следует относить к составным частям конституции. Конституция Великобритании считается неписаной, поскольку наряду с письменными документами ее важной составной частью являются неписаные конституционные обычаи, которые регулируют иногда несущественные, обрядовые вопросы заседаний парламента (например, поиски бочек с порохом в подвалах парламента, по традиции начатые еще во времена Кромвеля, или насильственное водворение председателя нижней палаты — спикера — на его почетное место), а иногда принципиальные вопросы (право вето монарха и др.).
Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников.
Статут — акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства — монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (они в отличие от США официально называются здесь актами) обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати), хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их было несколько), несколько актов о гражданских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (последний акт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции нормы о местном самоуправлении чаще относят не к конституционному, а к административному праву. Впрочем, конституционное и административное право обычно рассматривается как единая отрасль. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов, другие, учитывая некоторые конституционные положения в актах, относящихся к иным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов. На деле многие акты средних веков и более позднего времени хотя и публикуются как конституционные документы, но не являются действующими: их положения поглощены или отменены более поздними документами.
Судебный прецедент — это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда. Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера и получило название «право справедливости»). В.нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).
Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).
Доктринальные источники — это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании.
Содержание конституции. В отличие от конституции США, которая хотя и носит прагматический характер, но все же регулирует в системе некоторые основные конституционные отношения, для британской конституции характерен крайне фрагментарный характер. Ее различные источники регулируют отдельные вопросы и нередко делают это лишь частично. Многие важнейшие вопросы (общественный строй, партии, социально-экономические права и др.) в конституционном праве не только не урегулированы, но даже не упоминаются.
По конституции Великобритания — парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами и особым положением некоторых исторических регионов (Шотландия и др.), государство с демократическим режимом в условиях действия двухпартийной системы.
Изменение конституции. Неписаная конституция Великобритании является исключительно гибкой, что позволяет постоянно и легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям. Но в связи с почтением к традициям это делается зачастую путем применения юридических фикций, без нарушения сложившихся норм. Все законы, прецеденты, конституционные обычаи имеют в общем одинаковую силу (применяемый обычай имеет обязательную силу, но не подлежит защите в судебном порядке в случае его нарушения). Каких-то особых требований к порядку изменения законов, считающихся конституционными, нет. Их роль, влияние, сила измеряются только их авторитетом.
- 1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина
- 2. Система государственного права в зарубежных странах. 3. Нормы и институты государственного права в зарубедных странах.
- 4. Источники государственного права в зарубежных странах.
- 5. Конституция – основной источник государственного права.
- 6. Закон как источник государственного права. Виды законов.
- 7. Акты органов конст. Контроля(надзора) и судеб. Прецеденты как источники государственного права.
- 8.Конституционные обычаи.
- 9. Договор как источник государственного права.
- 10. Религиозное право как источник государственного права.
- 11. Основные черты и особенности послевоенных конституций зарубежных стран (Фр., фрг, Япония)
- 12. Форма конституции.
- 13. Структура Конституции.
- 14. Порядок принятия, изменения и отмены конституции.
- 15. Принятие конституции представительными органами.
- 16. Принятие конституции избирательным корпусом.
- 17. Классификация конституций.
- 18. Права человека и гражданина. Права, свободы и обязанности.
- 19. Равенство прав, свобод и обязанностей.
- 20. Историческое развитие прав и свобод. Поколение прав человека. Классификация прав и свобод.
- 21. Гарантии прав и свобод.
- 22. Понятие гражданства(подданства). Проблема поли гражданства. Режим иностранцев.
- 23. Способы приобретения гражданства.
- 24. Прекращение гражданства.
- 25. Личные (гражданские) права, свободы и обязанности.
- 26. Политические права, свободы и обязанности.
- 27. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.
- 28. Понятие политических партий. Функции политических партий.
- 29. Основные виды политических партий в зарубежых странах.
- 30. Организационная структура политических партий.
- 31. Партийные системы зарубежных государств. Виды партийных систем.
- 32. Форма правления зарубежных стран.
- 33. Монархия – понятие и сущность. Основные признаки монархии. Виды монархии.
- 34. Республика – понятие и сущность. Признаки республиканской формы правления. Виды республик.
- 35. Формы государственного устройства зарубежных стран.
- 36. Унитарное устройство(унитаризм). Основне признаки унітарного государства.
- 37. Федеративное устройство (федерализм). Основные признаки федеративного устройства.
- 38. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субьектами.
- 39. Государственный режим. Соотношение государственного режима и политического режима.
- 40. Признаки и виды антидемократического режима.
- 41. Признаки и виды демократического режима.
- 42. Парламентский и министерский государственные режимы.
- 43. Понятие и принципы избирательного права. Активное и пассивное избирательное право. Избирательные цензы. 44. Понятие и виды выборов.
- 45. Понятие избирательной системы. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
- 46. Понятие и виды референдумов. Предмет референдума. Формула референдума. Народная законодательная инициатива.
- 47. Возникновение и развитие парламента. Парламент и парламентаризм.
- 48. Структура парламента и организация его палат. Общая характеристика верхних палат в двухпалатных парламентах.
- 49. Должностные лица парламента и их правовое положение.
- 51. Правовое положение комитетов парламента.
- 52. Смотреть ответ на вопрос 49.
- 53. Законодательный процесс и его стадии.
- 54. Контроль парламентов над деятельностью правительств в парламентарных странах.
- 64. Полномочия правительств.
- 68. Билль о правах. Крнституционный статус личности в сша.
- 76. Конституция Великобритании, ее составные части.
- 75. Начала конституционного развития Великобритании.
- 76. Политическая система Великобритании.
- 77. Роль монарха Великобритании в управлении страной. Королевские прерогативы.
- 78. Парламент Великобритании, его правовое положение и структура.
- 79. Комитеты британского парламента, их виды и полномочия.
- 81. Правительство и Кабинет министров Великобритании. Внутренний кабинет.
- 82. Конституционное развитие Франции.
- 83. Президент Франции. Его полномочия и место в системе государственных органов.
- 84. Парламент Франции. Его структура, порядок формирования и полномочия.
- 85. Правительство Франции. Совет министров. Кабинет министров.
- 86. Органы конституционного контроля Франции. Порядок формирования и компетенции Конституционного Совета Франции.
- 87. Региональное и местное управление и самоуправление во Франции.
- 88. Начала конституционного развития Германии.
- 90. Федерация фрг.
- 95. Политическая система Японии.
- 96. Конституция Японии 1947г.
- 97. Правовое положение императора Японии.
- 98. Парламент Японии, его структура. Способы принятия законов.
- 99. Правительство Японии, его состав и порядок формирования.