98. Парламент Японии, его структура. Способы принятия законов.
Согласно конституции, единственным законодательным органом в Японии является парламент.
Структура парламента. Японский парламент состоит из двух палат — палаты представителей (нижняя) и палаты советников (верхняя), которые избираются указанными выше способами. Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов (до 1996 г. — 511), палата советников состоит из 252 советников, избираемых на 6 лет, но с ротацией каждые три года наполовину. Палата представителей может быть досрочно распущена актом императора по требованию правительства (Кабинета министров), верхняя палата роспуску не подлежит.
Депутаты и советники имеют свободный мандат, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом: они не могут быть арестованы в период сессии, а если арест произведен до сессии, то по требованию соответствующей палаты они должны быть освобождены на период сессии. Однако член парламента может быть исключен в любое время из состава любой палаты резолюцией большинства присутствующих членов палаты (при наличии кворума). Депутаты и советники пользуются индемнитетом, являются профессиональными парламентариями и получают вознаграждение из государственной казны.
Внутренняя структура палат аналогична, она определяется законом о парламенте и регламентами палат. Каждая палата избирает на весь срок полномочий председателя, вице-председателя, временного председателя (он ведет заседания в случае невозможности выполнения своих обязанностей первыми двумя должностными лицами), председателей постоянных комитетов (комиссий) и генерального секретаря палаты (последний избирается не из числа депутатов и занимается организационными вопросами). В палатах создаются партийные фракции, играющие решающую роль при распределении руководящих постов в палатах и других должностей, а также при распределении депутатов по постоянным комиссиям. В палате представителей имеется 18 постоянных специализированных комиссий, в палате советников — 16. Их профиль обычно соответствует различным сферам общественной жизни и управления (комиссии по иностранным делам, по сельскому хозяйству и др.); в Японии они тесно связаны с работой соответствующих министерств, с чиновничьей бюрократией, хотя они вправе контролировать работу министерств. Каждый парламентарий обязан быть членом одной-двух комиссий. Председатель комиссии избирается из членов партийной фракции, имеющей наибольшее представительство в комиссии, но на деле это решается заблаговременно йри дележе председательских мест в ходе переговоров между лидерами фракций.
Комиссии проводят два вида заседаний: рабочие и общие. На первых обсуждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствует министр, а иногда и премьер-министр, другой высокопоставленный чиновник. На общих заседаниях рассматриваются менее важные вопросы, они проходят чаще при участии парламентских секретарей (заместителей министра, представляющих его в парламенте). Как и в других странах, комиссии в Японии играют решающую роль при рассмотрении законопроектов их судьба обычно предопределяется решением комиссии.
В каждой палате имеются законодательные бюро — особый внут ренний орган, который помогает депутатам в работе над законопроекта ми, контролирует прохождение правительственных законопроектов Бюро имеют собственный аппарат, несколько отделений, в которых рабо тают профессиональные государственные служащие. Эта форма опять таки обеспечивает тесные связи парламента с японской разветвленной бюрократией.
В палатах создаются секретариаты из служащих, не являющихся парламентариями; руководит ими генеральный секретарь палаты. Для обслуживания депутатов и советников имеются различные исследовательские, справочные административные службы, большая библиотека где более 150 служащих работают над подготовкой по просьбе депутата различных исследовательских и справочных материалов.
Полномочия парламента. Главной задачей японского парламента как и парламентов других демократических стран, является законода тельство, в частности определяющее государственные доходы и расхо ды — государственный бюджет. Конституция устанавливает, что парла мент является единственным законодательным органом, глава государ ства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отноше нии принятых законов не имеет.
Главную роль в законодательном процессе в Японии, как и во многиз других странах, играет палата представителей, поскольку в определен ных случаях акты, принятые ею, становятся законами без согласия верх ней палаты: нижняя палата преодолевает вето верхней путем вторичной принятия закона большинством в 2 / 3 голосов, причем голосов присутст вующих (кворум в Японии — 1/3 состава), а не общего состава палаты Закон о государственном бюджете также может быть принят без участи; верхней палаты, если исчерпаны все пути для соглашения. Нижняя пала та имеет и другие преимущества.
Подавляющее большинство законопроектов в Японии, как и в других странах, поступают на рассмотрение парламента от правительства (внести законопроект могут также 20 депутатов или 10 советников), но в Японии это происходит после тщательной бюрократической проработки, которая продолжается и во время обсуждений в парламенте. Законы обычно разрабатываются в департаментах министерств, после чего проект передается руководству министерства, доходит до министра, идет в канцелярию премьер-министра (она по своему рангу приравнена к министерству), затем к премьер-министру и только потом от имени правительства представляется в парламент. Но и после этого законопроекты еще не подлежат рассмотрению на пленарном заседании, хотя бы в виде первого чтения. С ними работают в законодательном бюро палаты и параллельно, а часто и после этого, — в соответствующей постоянной комиссии. Здесь проект также проходит длительную процедуру изучения и согласовании (нередко создаются специальные подкомиссии для изучения проекта), и лишь после принятия комиссией положительного решения он выносится на пленарное заседание, где обсуждается обычно в двух чтениях (общая дискуссия и одновременно постатейная дискуссия с докладом постоянной комиссии, а затем принятие в целом).
После этого законопроект поступает в верхнюю палату, которая в течение 60 дней должна одобрить или отклонить решение нижней палаты. Если она не сделает ни того, ни другого в течение этого срока, проект считается отклоненным. В случае отклонения нижняя палата может преодолеть вето верхней указанным выше способом, но может и потребовать создания паритетной согласительной комиссии (по 10 членов от каждой палаты), или проводится совместное заседание палат. Если комиссия не выработает компромиссный вариант или этот вариант не будет принят палатами, закон считается принятым в тексте нижней палаты и подлежит опубликованию. На совместном заседании палат решение принимается большинством голосов общего числа парламентариев, и нижняя палата в силу ее большей численности имеет преимущество.
Законопроект о бюджете, как и в других парламентах, сначала представляется в нижнюю палату. Обсуждение бюджета проходит при обязательном участии премьер-министра и всех министров. В обсуждении этого проекта могут участвовать представители общественности, граждане. Каждый гражданин может подать заявку на участие в дискуссии по бюджету, и председатель бюджетной комиссии парламента обычно отбирает несколько человек из числа подавших заявки для выступлений в прениях.
Если палата советников не одобрит решение по бюджету, принятое нижней палатой парламента (в данном случае для этого верхней палате предоставляется не 60, а 30 дней), и согласие не будет достигнуто на совместном заседании палат, принятым считается закон о бюджете в редакции нижней палаты.
Голосование в парламенте по законопроектам и другим решениям может осуществляться различными способами: вставанием (ведется подсчет), тайным голосованием бюллетенями (парламентарии получают два бюллетеня белого и голубого цвета: первый означает «за», второй — «против»), бюллетенями при поименном голосовании (в этом случае член парламента прикрепляет к бюллетеню карточку со своей фамилией), опросом (председатель спрашивает, есть ли возражения, и если их нет, решение принимается, если возращения есть, используется иная форма голосования). Голосование и обсуждение в японском парламенте зачастую происходят довольно бурно, нередко парламентарии вступаю" в драку.
Принятый закон подписывается министром, ответственным за еп выполнение, и премьер-министром и направляется на подпись императо ру. Император должен подписать закон в течение 30 дней и опубликовал его. Закон вступает в силу через 20 дней после опубликования.
Из числа других высших органов государства японский парламент формирует лишь правительство (Кабинет министров): глава государства является пожизненным, Верховный суд формируется не парламентом. Парламент (нижняя палата) осуществляет контроль за деятельностью правительства путем вопросов на пленарных заседаниях, приглашения министров на заседания постоянных комиссий, но главной формой кон троля является интерпелляция, для внесения которой в Японии суще ствует упрощенный порядок. Право подать интерпелляцию в письмен ной форме принадлежит каждому депутату нижней палаты (делается это через председателя палаты). При отказе председателя принять интерпелляцию депутат может обратиться непосредственно к пленарному заседанию. Ответ на интерпелляцию в устной или письменной форме должен быть дан в течение 6 дней, по результатам ответа проводится голосование.
Парламентские расследования вправе проводить любая палата, для чего создаются специальные комиссии. В ряде случаев деятельность таких комиссий приводила к отставке даже премьер-министров, уличенных в финансовых злоупотреблениях и взяточничестве (впоследствии — к их осуждению). Формой парламентского контроля является также общая дискуссия по политике правительства в начале каждой сессии, когда с изложением политики правительства выступает премьер-министр, а вслед за ним о политике своих ведомств говорят министры иностранных дел и финансов.
Сессии и заседания парламента. Очередные сессии парламента созываются один раз в год. Внеочередная сессия может быть созвана по требованию четверти общего числа членов одной из палат (другая палата тогда тоже обязана собраться) или Кабинета министров. Во время роспуска нижней палаты Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию палаты советников, но меры, принятые на такой сессии, рассматриваются как временные и теряют силу, если не будут одобрены нижней палатой в течение 10 дней после ее первого заседания.
Для заседаний палат необходим кворум — присутствие не менее 1/3 членов парламента. Заседания постоянных комиссий действительны при участии 2/3 их членов.
- 1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина
- 2. Система государственного права в зарубежных странах. 3. Нормы и институты государственного права в зарубедных странах.
- 4. Источники государственного права в зарубежных странах.
- 5. Конституция – основной источник государственного права.
- 6. Закон как источник государственного права. Виды законов.
- 7. Акты органов конст. Контроля(надзора) и судеб. Прецеденты как источники государственного права.
- 8.Конституционные обычаи.
- 9. Договор как источник государственного права.
- 10. Религиозное право как источник государственного права.
- 11. Основные черты и особенности послевоенных конституций зарубежных стран (Фр., фрг, Япония)
- 12. Форма конституции.
- 13. Структура Конституции.
- 14. Порядок принятия, изменения и отмены конституции.
- 15. Принятие конституции представительными органами.
- 16. Принятие конституции избирательным корпусом.
- 17. Классификация конституций.
- 18. Права человека и гражданина. Права, свободы и обязанности.
- 19. Равенство прав, свобод и обязанностей.
- 20. Историческое развитие прав и свобод. Поколение прав человека. Классификация прав и свобод.
- 21. Гарантии прав и свобод.
- 22. Понятие гражданства(подданства). Проблема поли гражданства. Режим иностранцев.
- 23. Способы приобретения гражданства.
- 24. Прекращение гражданства.
- 25. Личные (гражданские) права, свободы и обязанности.
- 26. Политические права, свободы и обязанности.
- 27. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.
- 28. Понятие политических партий. Функции политических партий.
- 29. Основные виды политических партий в зарубежых странах.
- 30. Организационная структура политических партий.
- 31. Партийные системы зарубежных государств. Виды партийных систем.
- 32. Форма правления зарубежных стран.
- 33. Монархия – понятие и сущность. Основные признаки монархии. Виды монархии.
- 34. Республика – понятие и сущность. Признаки республиканской формы правления. Виды республик.
- 35. Формы государственного устройства зарубежных стран.
- 36. Унитарное устройство(унитаризм). Основне признаки унітарного государства.
- 37. Федеративное устройство (федерализм). Основные признаки федеративного устройства.
- 38. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субьектами.
- 39. Государственный режим. Соотношение государственного режима и политического режима.
- 40. Признаки и виды антидемократического режима.
- 41. Признаки и виды демократического режима.
- 42. Парламентский и министерский государственные режимы.
- 43. Понятие и принципы избирательного права. Активное и пассивное избирательное право. Избирательные цензы. 44. Понятие и виды выборов.
- 45. Понятие избирательной системы. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
- 46. Понятие и виды референдумов. Предмет референдума. Формула референдума. Народная законодательная инициатива.
- 47. Возникновение и развитие парламента. Парламент и парламентаризм.
- 48. Структура парламента и организация его палат. Общая характеристика верхних палат в двухпалатных парламентах.
- 49. Должностные лица парламента и их правовое положение.
- 51. Правовое положение комитетов парламента.
- 52. Смотреть ответ на вопрос 49.
- 53. Законодательный процесс и его стадии.
- 54. Контроль парламентов над деятельностью правительств в парламентарных странах.
- 64. Полномочия правительств.
- 68. Билль о правах. Крнституционный статус личности в сша.
- 76. Конституция Великобритании, ее составные части.
- 75. Начала конституционного развития Великобритании.
- 76. Политическая система Великобритании.
- 77. Роль монарха Великобритании в управлении страной. Королевские прерогативы.
- 78. Парламент Великобритании, его правовое положение и структура.
- 79. Комитеты британского парламента, их виды и полномочия.
- 81. Правительство и Кабинет министров Великобритании. Внутренний кабинет.
- 82. Конституционное развитие Франции.
- 83. Президент Франции. Его полномочия и место в системе государственных органов.
- 84. Парламент Франции. Его структура, порядок формирования и полномочия.
- 85. Правительство Франции. Совет министров. Кабинет министров.
- 86. Органы конституционного контроля Франции. Порядок формирования и компетенции Конституционного Совета Франции.
- 87. Региональное и местное управление и самоуправление во Франции.
- 88. Начала конституционного развития Германии.
- 90. Федерация фрг.
- 95. Политическая система Японии.
- 96. Конституция Японии 1947г.
- 97. Правовое положение императора Японии.
- 98. Парламент Японии, его структура. Способы принятия законов.
- 99. Правительство Японии, его состав и порядок формирования.