53. Законодательный процесс и его стадии.
Стадии законодательного процесса. Процесс законотворчества занимает более половины времени работы парламента. Он состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение, подписание и опубликование закона главой государства с указанием исполнять закон). Разумеется, многих из этих стадий нет в абсолютных монархиях даже с консультативными парламентами.
Внесение законопроекта. Составить свой законопроект и предложить его может любое физическое или юридическое лицо. Можно составить текст и послать его, например, в Национальное собрание Франции, но парламент не обязан принимать к рассмотрению такой текст. Он обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы. Именно такому праву соответствует указанная выше обязанность парламента. Право законодательной инициативы не означает, что парламент должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту. Законопроекты остальных лиц не порождают никаких юридических последствий.
Правом законодательной инициативы обладают глава государства (не всегда), палаты парламента, их постоянные комиссии, правительство, группы депутатов определенной (обычно значительной) численности (в некоторых странах — несколько десятков человек), отдельные депутаты (в Египте и Польше — один депутат), некоторые органы государства, но только по предметам их ведения (Федеральный верховный суд, генеральный прокурор — в Бразилии). В развитых капиталистических странах около 90% всех законопроектов вносит правительство. Во многих развивающихся странах депутаты годами не вносят ни одного законопроекта.
Некоторые законопроекты, например о государственном бюджете, может вносить только правительство. Инициатива пересмотра конституции в отдельных странах должна исходить от главы государства. В Италии, США и некоторых других странах законопроекты могут быть внесены в любую палату, финансовые законопроекты в ряде стран вносятся только в нижнюю палату.
Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты (но не в комиссии) называется чтением, работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.
Обычно бывают три чтения (в Албании предусматривалось четыре), но иногда при принятии срочных законопроектов их число сокращается. При принятии срочных, не вызывающих разногласий, особо важных законов комитетская стадия, особенно в странах англосаксонского права, может быть заменена заседанием комитета всей палаты, т.е. пленарным заседанием, но проходящим по иной процедуре. В Болгарии, Польше, Швеции применяются два чтения. Каждому чтению может предшествовать комитетская стадия — обсуждение в соответствующей постоянной комиссии, а после нее — доклад и содоклад на пленарном заседании парламентского меньшинства. В некоторых странах при обсуждении бюджета, особенно при существенных разногласиях с правительством, применяются четыре чтения,
В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном решении проект снимается с повестки дня, при положительном — передается в постоянную комиссию, соответствующую профилю проекта. Иногда председатель палаты (спикер) после оглашения заголовка проекта сам передает его в комиссию. В других случаях проект сразу передается в комиссию без рассмотрения на пленарном заседании палаты.
Второе чтение происходит с докладом автора проекта (представителя правительства, иного органа, депутата) и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки (часто председатель палаты суммирует одинаковые поправки и вместе ставит их на голосование). В странах англосаксонского права спикер, используя свои большие полномочия, нередко применяет прием «кенгуру» — по своему выбору ставит на голосование одни поправки, игнорируя другие. Для ограничения времени прений используется также прием «гильотина» — заранее назначается время прекращения прений, и те, кто уже записался, но не получил слова, лишаются возможности выступить. «Предварительный вопрос» о прекращении дискуссии голосуется без обсуждения. В разных странах для выступления в нижней палате предоставляется от 10 до 40 минут. Нельзя выступать дважды. В верхней палате регламент для выступлений, как правило, отсутствует.
Обсуждение на пленарном заседании бывает двух видов: свободное и фракционное. Свободное обсуждение предполагает, что выступать может каждый депутат и что он, высказывая свое отношение к проекту, не связан фракционной (партийной) дисциплиной. В США обсуждение часто носит именно такой характер, во многих других странах свободное обсуждение проводится только по специальному постановлению парламента (по требованию определенного числа депутатов, хотя отнюдь не большинства). К свободному обсуждению в современных парламентах прибегают весьма редко. В Великобритании за последние три десятилетия оно имело место всего несколько раз. Так же обстоит дело в Израиле и многих других странах. Обычно обсуждение бывает фракционным, когда от имени фракции выступает ее руководитель или другое уполномоченное им лицо. Решение об этом принимается на фракции заранее, как и решение о принципиальном отношении к проекту. Выступающий дает оценку проекта, вносит предложения о его принятии, отклонении, изменении или дополнении. При системе фракционного принуждения члены фракции обязаны выступать и голосовать по решению партийного руководства.
В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию.
Принятие закона. Как отмечалось, оно осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует определенного большинства. В Чехии так называемые обыкновенные законы принимаются 3/5 голосов состава каждой палаты, в Израиле — большинством присутствующих (без кворума), в Румынии — большинством присутствующих (при кворуме более половины), на Украине — более чем половиной конституционного состава однопалатного парламента.
Члены парламента голосуют разными способами: с помощью электронной системы (нажимая определенные кнопки на своем пульте), бюллетенями, поднятием руки, путем разделения (выхода в разные двери), аккламацией (криком), в ответственных случаях используется поименное голосование. В некоторых странах возможно голосование по доверенности за отсутствующего депутата. Если нет возражений оппозиции, голосование не проводится, считается, что решение достигнуто путем консенсуса (Индонезия, Испания). Как уже говорилось, голосование в парламенте может быть фракционным (солидарным) или свободным.
Поскольку законопроект становится законом, только если он принят в одинаковом тексте в обеих палатах (при двухпалатном парламенте), после принятия в одной палате он поступает в другую (нередко, как отмечалось, законопроект обсуждается параллельно в обеих палатах, но многие конституции требуют, чтобы он был принят сначала в нижней палате). Одна из палат, обычно верхняя, может не согласиться с текстом, принятым другой палатой (вето палаты). Тогда возникает вопрос о преодолении разногласий палат.
При разногласиях палат применяется несколько способов их преодоления: 1) правило «челнока»: проект переходит из одной палаты в другую, пока не будет принят в одинаковом тексте; 2) создание согласительной комиссии из равного числа представителей обеих палат;
3) созыв совместного заседания обеих палат с общим голосованием. Так как нижняя палата почти всегда многочисленнее верхней, закон принимается в редакции нижней палаты. Наконец, вето верхней палаты может быть преодолено вторичным принятием закона нижней палатой, но в этом случае обычно требуется квалифицированное большинство, как правило, 2/3 голосов от общей численности палаты. В некоторых странах (например, в Испании, Польше) достаточно простого большинства списочного состава палаты. В Великобритании вето верхней палаты может быть преодолено только на другой сессии парламента, т.е. практически через год.
Особый порядок установлен для принятия бюджетных и финансовых законов. Законопроект о бюджете вносится только исполнительной властью (президентом, правительством), поправки депутатов, предлагающие увеличение расходов, снижение доходов, в большинстве стран невозможны, сроки обсуждения проекта ограничены (в Великобритании — 26 дней, во Франции — 40). Если бюджет не будет принят в установленный срок, правительство может временно ввести в действие проект бюджета или продлить бюджет прошлого года (осуществлять финансирование по показателям прошлого года). Финансовые законопроекты всегда вносятся только в нижнюю палату, часто по отношению к таким законам верхняя палата права вето не имеет. Как отмечалось, государственная казна — прерогатива нижней палаты, олицетворяющей народное представительство.
Промульгация и издание закона. После принятия закона парламентом наступает стадия промульгации закона главой государства. Промульгация включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, подписание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в силу. О способах преодоления вето главы государства — введения закона в действие без его подписи — будет сказано ниже.
Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок или в предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в силу, например через 10 дней после опубликования. Если установлен такой общий срок, конкретный закон может изменить этот порядок, установив для данного закона свой срок. Сложные законы, затрагивающие широкий круг регулируемых отношений (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс), обычно вступают в силу через несколько месяцев, что специально оговаривается в особых законах о введении кодексов в силу. Определенный срок всегда необходим для того, чтобы население имело возможность ознакомиться с законом, затрагивающим его права и интересы. Поэтому неверно, если законы или нормативные акты, затрагивающие права граждан, вступают в силу с момента их подписания.
- 1. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина
- 2. Система государственного права в зарубежных странах. 3. Нормы и институты государственного права в зарубедных странах.
- 4. Источники государственного права в зарубежных странах.
- 5. Конституция – основной источник государственного права.
- 6. Закон как источник государственного права. Виды законов.
- 7. Акты органов конст. Контроля(надзора) и судеб. Прецеденты как источники государственного права.
- 8.Конституционные обычаи.
- 9. Договор как источник государственного права.
- 10. Религиозное право как источник государственного права.
- 11. Основные черты и особенности послевоенных конституций зарубежных стран (Фр., фрг, Япония)
- 12. Форма конституции.
- 13. Структура Конституции.
- 14. Порядок принятия, изменения и отмены конституции.
- 15. Принятие конституции представительными органами.
- 16. Принятие конституции избирательным корпусом.
- 17. Классификация конституций.
- 18. Права человека и гражданина. Права, свободы и обязанности.
- 19. Равенство прав, свобод и обязанностей.
- 20. Историческое развитие прав и свобод. Поколение прав человека. Классификация прав и свобод.
- 21. Гарантии прав и свобод.
- 22. Понятие гражданства(подданства). Проблема поли гражданства. Режим иностранцев.
- 23. Способы приобретения гражданства.
- 24. Прекращение гражданства.
- 25. Личные (гражданские) права, свободы и обязанности.
- 26. Политические права, свободы и обязанности.
- 27. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности.
- 28. Понятие политических партий. Функции политических партий.
- 29. Основные виды политических партий в зарубежых странах.
- 30. Организационная структура политических партий.
- 31. Партийные системы зарубежных государств. Виды партийных систем.
- 32. Форма правления зарубежных стран.
- 33. Монархия – понятие и сущность. Основные признаки монархии. Виды монархии.
- 34. Республика – понятие и сущность. Признаки республиканской формы правления. Виды республик.
- 35. Формы государственного устройства зарубежных стран.
- 36. Унитарное устройство(унитаризм). Основне признаки унітарного государства.
- 37. Федеративное устройство (федерализм). Основные признаки федеративного устройства.
- 38. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субьектами.
- 39. Государственный режим. Соотношение государственного режима и политического режима.
- 40. Признаки и виды антидемократического режима.
- 41. Признаки и виды демократического режима.
- 42. Парламентский и министерский государственные режимы.
- 43. Понятие и принципы избирательного права. Активное и пассивное избирательное право. Избирательные цензы. 44. Понятие и виды выборов.
- 45. Понятие избирательной системы. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
- 46. Понятие и виды референдумов. Предмет референдума. Формула референдума. Народная законодательная инициатива.
- 47. Возникновение и развитие парламента. Парламент и парламентаризм.
- 48. Структура парламента и организация его палат. Общая характеристика верхних палат в двухпалатных парламентах.
- 49. Должностные лица парламента и их правовое положение.
- 51. Правовое положение комитетов парламента.
- 52. Смотреть ответ на вопрос 49.
- 53. Законодательный процесс и его стадии.
- 54. Контроль парламентов над деятельностью правительств в парламентарных странах.
- 64. Полномочия правительств.
- 68. Билль о правах. Крнституционный статус личности в сша.
- 76. Конституция Великобритании, ее составные части.
- 75. Начала конституционного развития Великобритании.
- 76. Политическая система Великобритании.
- 77. Роль монарха Великобритании в управлении страной. Королевские прерогативы.
- 78. Парламент Великобритании, его правовое положение и структура.
- 79. Комитеты британского парламента, их виды и полномочия.
- 81. Правительство и Кабинет министров Великобритании. Внутренний кабинет.
- 82. Конституционное развитие Франции.
- 83. Президент Франции. Его полномочия и место в системе государственных органов.
- 84. Парламент Франции. Его структура, порядок формирования и полномочия.
- 85. Правительство Франции. Совет министров. Кабинет министров.
- 86. Органы конституционного контроля Франции. Порядок формирования и компетенции Конституционного Совета Франции.
- 87. Региональное и местное управление и самоуправление во Франции.
- 88. Начала конституционного развития Германии.
- 90. Федерация фрг.
- 95. Политическая система Японии.
- 96. Конституция Японии 1947г.
- 97. Правовое положение императора Японии.
- 98. Парламент Японии, его структура. Способы принятия законов.
- 99. Правительство Японии, его состав и порядок формирования.