. Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
Железнодорожный транспорт - стратегический вид транспорта, который является основным перевозчиком пассажирских и промышленных (топливо, лес, строительные материалы, руда) и других грузов в пределах страны и за границу. За больших объемов перевозок на дальние расстояния такой вид транспорта наиболее эффективен. Все это предопределяет необходимость международно-правовой регламентации такой деятельности.
Вопрос о международно-правовой регламентации железнодорожных перевозок грузов, пассажиров и багажа возникла перед мировым сообществом еще во второй половине XIX века. Потребность в его решении особо остро встала в Европе, где в настоящее время сеть международных железнодорожных сообщений приобрела существенных размеров и объемы грузо - и пассажиропотоков значительно выросли. Правила железнодорожных перевозок в каждом государстве определенным образом отличались, и такое различие усложняла организации перемещения грузов, пассажиров и их багажа из одной страны в другую. Это побудило ряд европейских государств выступить с инициативой о необходимости принятия мер, направленных на унификацию правил железнодорожных перевозок. Для реализации этой инициативы 14 октября 1890 г. в Берне (Швейцария) между десятью европейскими государствами (Германией, Австрией, Бельгией, Францией, Венгрией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Россией и Швейцарией) была принята первая Международная конвенция о перевозке грузов железнодорожным транспортом (ИС), так называемая Бернская конвенция. Она положила начало международно-правовое регламентирование международных железнодорожных перевозок грузов. Регламентирование международных железнодорожных пассажирских перевозок было определено также в Берне, но в 1923 г., в Международной конвенции о железнодорожных перевозках пассажиров. Обе конвенции стали называться бернськими. Но Конвенция о железнодорожных перевозках грузов получила аббревиатуру НАСТОЯЩИМ, или МВК, а Международная конвенция о железнодорожных перевозках пассажиров - ЦЕВ, или МПК. В этих сделках принимали участие большинство государств Европы, страны Азии (Иран, Сирия и др.) и Северной Африки (Алжир, Марокко, Тунис) - всего 33 государства. Бывший СССР участия в этих конвенциях не принимал.
Интеграционные процессы в послевоенной Европе внесли изменения в процессы организации и регламентирования грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок. Сначала, в 1966 г., было заключено дополнительное соглашение к МПК, а 9 мая 1980 г., после очередного пересмотру бернских конвенций и дополнительного соглашения, принята новая Конвенция о международные железнодорожные перевозки (КОПФ), которая вступила в силу с 1 мая 1985 г. К соглашению в качестве приложения вошли два документы, содержащие гражданско-правовые нормы об урегулировании условий международных железнодорожных перевозок. Первый, обозначено как "Приложение", назван "Единые правила МПК", или ЦЕВ. Он регулирует перевозку пассажиров и багажа. Второй - ^Приложение В". Это "Единые правила МВК", или ЭТИМ. Они регулируют перевозки грузов. Приложения содержат основные правила, обязательные для отправителей, получателей грузов, транспортных предприятий.
Страны, которые присоединились к КОТИФ, создали Межправительственную организацию по международным железнодорожным перевозкам (ОТІФ). КОПФ в 1990 г. дополнен протоколом, согласно которому с 1 ноября 1996 г. вводится новое положение относительно дополнительного сообщения грузовым автомобилем от и до железной дороги, или от и до помещения заказчика, что называется операцией по транспортировке терминала. Такая транспортировка является перевозкой по ДОГОВОРУ, если оно:
- доповнювальне по перевозке железнодорожным транспортом транспортировки;
- выполняется с ответственностью железной дороги;
- является предметом единого контракта.
В Западной Европе до недавнего времени дороги функционировали лишь на национальном уровне. Они были комплексными предприятиями и преимущественно имели монополию на собственную сеть. Ни одной другой железной дороги не разрешалось "вмешиваться" в иностранную железнодорожную сеть и работать в ней - за исключением отдельных случаев, оговоренных специальными соглашениями о короткие сообщения, например, от границы до ближайшей станции. Обычно на каждой границе поезда и товары вроде эстафеты передавали следующей национальной железной дороги.
Директива Европейского экономического совета от 29 июля 1991 г. по развитию железных дорог сообщества изменила отношения между государством и железной дорогой, и между самими железными дорогами, в частности в отношении монополии на функционирование и перевозки. Это привело к важным последствиям в области международного железнодорожного транспортного права.
Политические, экономические и правовые изменения, которые произошли во многих государствах-участниках после подписания КОТИФ, стали поводом для углубленного ее просмотра, особенно Единых правил НАСТОЯЩИМ.
В 1999 г. на 5-й Генеральной Ассамблеи ОТІФ был принят Вільніусський протокол, который стал результатом коренной ревизии КОТИФ 1980 г. В нем исправлено и модернизировано юридическую структуру права в отношении опасных товаров, принято во внимание поправки, которые возникли вследствие либерализации железнодорожного транспорта, в частности Директиве Европейского экономического совета 1991 г. Единые правила ЦИМ 1999 г. предоставляют большей свободы во время составления контракта, чем Единые правила ЦИМ 1980 г., действующие сегодня и спроектированы для применения в системе комплексных предприятий железных дорог, а также системы, что подразумевает разделение управления инфраструктурой и транспортной деятельностью.
Вільніусський протоколом созданы условия для расширения полномочий и деятельности ОТІФ как межправительственной организации, которая бы охватывала все интересы железнодорожного транспорта с целью создания международного железнодорожного транспорта на государственном уровне без каких-либо географических ограничений. Важной целью углубленной ревизии Единых норм стало НАСТОЯЩИМ достижения гармонизации с транспортным правом, которое применяется к другим видам транспорта, в частности с Конвенцией о договоре международных перевозок товаров автомобильным транспортом (СМК), подписанной в Женеве 19 мая 1956 г.
КОТИФ 1980 г. заменен версии от 1999 г., принятой в Виль-ніуссі. Вільніусський протокол вступил в силу в конце 2004 г.
К 1991 г. страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) во время железнодорожных перевозок грузов по территориям этих стран руководствовались Соглашению о международное железнодорожное грузовое сообщения (УМЗВС) 1951 г. ее постановлениями урегулированы условия заключения и выполнения договора перевозки, ответственности железных дорог, оплаты провозных платежей, взаиморасчетов, тарифов и др. Она регламентирует также и форму железнодорожной накладной. На основе УМВД разработана Служебная инструкция (ЄІ) в УМВД.
Во время перевозки пассажиров, багажа и товаробагажа в прямом международном железнодорожном сообщении между странами-участницами руководствовались Соглашением о международное пассажирское сообщение
(УМПС) 1951 г. В 1991 г. соглашения разорвали европейские страны, но форма накладной для отправки грузов с территории и на территорию стран бывшего СССР осталась.
Координацией правового обеспечения перевозок на Евразийском континенте и ведением дел с УМПС и УМВД занимается Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД).
Наличие двух правовых систем-ЦИМ и УМВД на территории Европы и Азии обусловлено особенностями политического, экономического, правового характера. Эти системы регулируют отношения между сторонами договора о перевозке грузов, но значительно отличаются и по форме, и по содержанию отдельных положений транспортного права.
Источники правового регулирования железнодорожных накладных - УМВД 1951 г. и КОТИФ от 9 мая 1980 г. ("Приложение В"), а источниками правового регулирования билетов и квитанций - УМПС 1951 г. и КОТИФ ("Приложение").
- Понятие и предмет мчп.
- Методы регулирования в мчп: сравнительная характеристика.
- Понятие и виды основных источников мчп.
- Международный договор как источник мчп.
- Международные организации, участвующие в процессе создания норм мчп: правовой статус и функциональные особенности.
- Правовой статус физических лиц как субъектов мчп.
- Правовой статус юридических лиц как субъектов мчп.
- Правовой статус государств как субъектов мчп.
- Правовой статус международных организаций как субъектов мчп.
- Понятие, структура и функциональные особенности коллизионных норм в мчп.
- Понятие и общая классификация коллизионных норм в мчп.
- Оговорка о публичном порядке в мчп.
- Императивные нормы в мчп.
- «Обход закона» в мчп: проблемы и перспективы.
- Собственность в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- 6.2. Коллизионные вопросы права собственности
- Правовой статус собственности российского государства за границей.
- Правовой статус иностранных инвестиций в России.
- Международная защита иностранных инвестиций.
- Банкротства в мчп.
- Защита авторских прав в мчп.
- Защита смежных прав в мчп.
- Защита промышленной собственности в мчп.
- Защита товарных знаков в мчп.
- Внешнеэкономическая сделка: понятие и форма.
- Договор международной купли-продажи товаров: понятие, форма и порядок заключения, коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Ответственность за нарушение договорных обязательств в международной купле-продаже товаров.
- Агентские договоры в мчп: понятие, форма и структура, коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Лизинг в мчп.
- Концепция lex mercatoria в мчп.
- Источники международного транспортного права: общая характеристика.
- Правовое регулирование международных морских перевозок грузов, пассажиров и багажа.
- . Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
- Правовое регулирование международных автомобильных перевозок.
- Правовое регулирование международных воздушных перевозок.
- Правовое регулирование международных комбинированных перевозок.
- Банковский перевод как форма расчетов в мчп.
- Инкассо как форма расчетов в мчп.
- Документарный аккредитив как форма расчетов в мчп.
- Вексель в мчп.
- Банковские гарантии в мчп.
- Валютное регулирование и валютный контроль по внешнеэкономическим сделкам.(че то не очень)
- Деликтные обязательства в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Наследственные отношения в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Наследование российских граждан за границей.
- Международное наследственное право: общая характеристика основных источников.
- Семейные отношения в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Международное семейное право: общая характеристика основных источников.
- Правовой статус отношений между супругами в мчп.
- Правовой статус отношений между родителями и детьми в мчп.
- Консульские учреждения и мчп.
- Трудовые отношения в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- 54. Международное частное трудовое право: общая характеристика основных источников.
- Трудовые отношения иностранных граждан в России.
- Трудовые отношения российских граждан за границей.
- Международное процессуальное право: понятие и основные источники.
- Международная подсудность: понятие, виды и источники регулирования, коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Обеспечительные меры в международном процессуальном праве.
- Международная правовая помощь: понятие, виды и процедура оказания.
- Признание и исполнение иностранных судебных решений.
- Нотариат и мчп.
- Международный коммерческий арбитраж: источники правового регулирования.
- Международный коммерческий арбитраж: понятие и виды. Компетенция международного коммерческого арбитража.
- Процедура арбитражного разбирательства в международных арбитражных судах, решение международного коммерческого арбитража.
- Правовой статус Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате рф.