6.2. Коллизионные вопросы права собственности
Исходным началом для разрешения большинства коллизионных вопросов права собственности в МЧП является использование привязки lex rei sitae (закон местонахождения вещи). Именно в соответствии с ней определяется, в частности, круг и содержание вещных прав, условия их возникновения, прекращения, изменения и перехода, субъектный состав собственников и т. п.
Практически во всех странах мира коллизионная формула lex rei sitae признается основополагающей в отношении прав и обязанностей на недвижимое имущество (земельные участки, строения). Применительно же к движимому имуществу (ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т. д.) это правило не является таким безусловным.
Распространение привязки lex rei sitae на общественные отношения, возникающие в сфере вещных прав как на недвижимое, так и на движимое имущество, характерно, например, для таких государств, как Португалия, Греция, Австрия, Италия, Япония, ФРГ, Венесуэла, Бельгия, стран Восточной Европы. Вместе с тем и в этих странах практикуется использование ряда специальных коллизионных положений применительно к движимому имуществу. Содержание основных из них может быть условно сведено к двум основным положениям.
Во-первых, если лицо правомерно приобретает за границей какую-либо вещь, то при перемещении ее в соответствующее государство это лицо может сохранить ее в собственности даже в том случае, если в последнем подобный порядок приобретения вещи в собственность невозможен. Однако при этом, во-вторых, объем правомочий собственника 'будет во всех случаях определяться на основании закона того государства, в котором в настоящее время данная вещь находится. При этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в соответствующее государство.
Подобная схема регулирования вопросов права собственности существует и в нашей стране, где в отношении как движимого, так и недвижимого имущества исходным является коллизионный принцип lex rei sitae. "Право собственности на имущество, — указывается в п. 1 ст. 1206 ГК РФ, — определяется по праву страны, где это имущество находится. Право собственности на имущество, подлежащее внесению в государственные реестры, определяется по праву страны, где транспортное средство внесено в реестр. Российское законодательство также исходит из того, что право собственности на вещь, возникшее по закону места ее нахождения, по общему правилу, не прекращается в результате ее последующего перемещения в государство, в котором подобный способ приобретения права собственности законодательством не предусмотрен.
Страны общего права распространяют действие принципа lex rei sitae главным образом на отношения, связанные с вещными правами на недвижимое имущество. Применительно же к движимому имуществу в этих государствах принято использовать особую группу привязок, основной из которых является привязка "личный закон собственника" (lex personalis).Однако, в общем, и статутном праве этих стран в последние десятилетия наметилась тенденция перехода от принципа личного закона к принципу места нахождения вещи. Только в Аргентине и Бразилии принцип личного закона собственника до сих пор является главенствующим в отношении всех вопросов, возникающих в сфере отношений собственности.
Достаточно интересным в международном частном праве является вопрос о переходе риска случайной гибели или порчи имущества с отчуждателя на приобретателя в тех случаях, когда приобретение права собственности происходит по договору (в частности, по договору купли-продажи). Проблема здесь заключается в том, что законодательство различных стран по-разному определяет момент такого перехода.
В правовых системах одних государств в данном случае используется принцип римского гражданского права, в соответствии с которым риск переходит с продавца на покупателя в момент заключения контракта, независимо от того, приобретает ли покупатель в этот момент право собственности на проданный товар (periculum est emptoris). Это правило, в частности, зафиксировано в законодательствах Швейцарии, Голландии, Японии, некоторых стран Латинской Америки.
Нормативные правовые акты других стран мира, включая Россию, связывают момент перехода риска непосредственно с моментом перехода права собственности (res peril domino —риск несет собственник).
Момент перехода права собственности и момент перехода риска являются различными гражданско-правовыми категориями. Первый имеет прямое отношение к вещным правам, второй — к обязательственным правоотношениям. Поэтому и коллизионные проблемы, возникающие в связи с этими категориями, будут разрешаться на основе различных коллизионных норм.
Особые сложности в международной деловой практике вызывают случаи, когда предметом сделки выступает товар, находящийся в пути (res in transitu). В такой ситуации стороны, заключая договор в отношении вещи, перевозимой по морю, воздуху или по суше, могут и не знать с достаточной степенью точности, где в настоящее время эта вещь находится.
В международном частном праве существуют несколько привязок, позволяющих продавцу и покупателю определить применимое право для урегулирования их взаимоотношений по переходу права собственности в подобных случаях: закон страны места назначения вещи, закон страны места отправления вещи, закон промежуточного пункта, закон флага транспортного средства и т.п.
Коллизионные вопросы отношений, вытекающих из права собственности, регулируются также в отдельных международных соглашениях. Среди них наиболее известной является Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г. Характерной чертой этого договора является то, что он решает большинство вопросов, связанных с переходом права собственности, не на основании принципа lex rei sitae, а на основании обязательственного статуса, то есть права, применяемого сторонами к своим обязательствам по сделке внешнеторговой купли-продажи.
- Понятие и предмет мчп.
- Методы регулирования в мчп: сравнительная характеристика.
- Понятие и виды основных источников мчп.
- Международный договор как источник мчп.
- Международные организации, участвующие в процессе создания норм мчп: правовой статус и функциональные особенности.
- Правовой статус физических лиц как субъектов мчп.
- Правовой статус юридических лиц как субъектов мчп.
- Правовой статус государств как субъектов мчп.
- Правовой статус международных организаций как субъектов мчп.
- Понятие, структура и функциональные особенности коллизионных норм в мчп.
- Понятие и общая классификация коллизионных норм в мчп.
- Оговорка о публичном порядке в мчп.
- Императивные нормы в мчп.
- «Обход закона» в мчп: проблемы и перспективы.
- Собственность в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- 6.2. Коллизионные вопросы права собственности
- Правовой статус собственности российского государства за границей.
- Правовой статус иностранных инвестиций в России.
- Международная защита иностранных инвестиций.
- Банкротства в мчп.
- Защита авторских прав в мчп.
- Защита смежных прав в мчп.
- Защита промышленной собственности в мчп.
- Защита товарных знаков в мчп.
- Внешнеэкономическая сделка: понятие и форма.
- Договор международной купли-продажи товаров: понятие, форма и порядок заключения, коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Ответственность за нарушение договорных обязательств в международной купле-продаже товаров.
- Агентские договоры в мчп: понятие, форма и структура, коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Лизинг в мчп.
- Концепция lex mercatoria в мчп.
- Источники международного транспортного права: общая характеристика.
- Правовое регулирование международных морских перевозок грузов, пассажиров и багажа.
- . Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок.
- Правовое регулирование международных автомобильных перевозок.
- Правовое регулирование международных воздушных перевозок.
- Правовое регулирование международных комбинированных перевозок.
- Банковский перевод как форма расчетов в мчп.
- Инкассо как форма расчетов в мчп.
- Документарный аккредитив как форма расчетов в мчп.
- Вексель в мчп.
- Банковские гарантии в мчп.
- Валютное регулирование и валютный контроль по внешнеэкономическим сделкам.(че то не очень)
- Деликтные обязательства в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Наследственные отношения в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Наследование российских граждан за границей.
- Международное наследственное право: общая характеристика основных источников.
- Семейные отношения в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Международное семейное право: общая характеристика основных источников.
- Правовой статус отношений между супругами в мчп.
- Правовой статус отношений между родителями и детьми в мчп.
- Консульские учреждения и мчп.
- Трудовые отношения в мчп: коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- 54. Международное частное трудовое право: общая характеристика основных источников.
- Трудовые отношения иностранных граждан в России.
- Трудовые отношения российских граждан за границей.
- Международное процессуальное право: понятие и основные источники.
- Международная подсудность: понятие, виды и источники регулирования, коллизионно-правовое и материально-правовое регулирование.
- Обеспечительные меры в международном процессуальном праве.
- Международная правовая помощь: понятие, виды и процедура оказания.
- Признание и исполнение иностранных судебных решений.
- Нотариат и мчп.
- Международный коммерческий арбитраж: источники правового регулирования.
- Международный коммерческий арбитраж: понятие и виды. Компетенция международного коммерческого арбитража.
- Процедура арбитражного разбирательства в международных арбитражных судах, решение международного коммерческого арбитража.
- Правовой статус Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате рф.