35. Характеристика федеральных органов гос. Власти с особым статусом.
В РФ существуют органы гос. власти, которые не входят ни в одну из 3х властей – законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ. По своему статусу они являются независимыми органами гос. власти. К числу таких органов относятся следующие федеральные органы гос. власти.
1. Прокуратура РФ. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. 1 из основных функций прокур. – надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов. Прокур. принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовн. преследование, а также ряд др. функций. Прокур. действует на основе ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г., V запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федераль. Собрания РФ по представлению Президента РФ.
2. Центральный банк РФ. Статус ЦБ РФ определяется К. и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г. К. РФ (части 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Его основная функц. – защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функц. он осуществляет независимо от др. органов гос. власти. Банк России не подчиняется Правительству РФ, но взаимодействует с ним. Он подотчетен Гос. Думе, V назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Гос. Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Федеральные органы гос. власти, органы гос. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка. Нормативные акты Банка России обязательны для всех.
3. Счетная палата РФ явл. постоянно действующим органом гос. финансового контроля, образуемым Федераль. Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно ФЗ «О счетной палате РФ» от 5 апреля 2013 г., в рамках своих задач Счет. палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный К. РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов гос. средств и федераль. собственности и др. Ни один орган гос. власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.
4. Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с ФЗ от 12 июня 2002г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" Этот орган осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Гос. Думы Федераль. Собрания РФ, а также по проведению референдумов РФ. Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в РФ, носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов. Особый статус ЦИК проявляется также в полном отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу гос. власти.
5. Уполномоченный по правам человека. Этот орган гос. власти предусмотрен К. РФ, V устанавливает, что Уполномоч. по правам чел. назначает на должность и освобождает от должности Гос. Дума. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии гос. защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо гос. органам и должностным лицам.
6. Академии наук. В соответствии с ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Российская академия наук, отраслевые академии наук имеют государственный статус, учреждаются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета.
В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации и другие учреждения и предприятия научного обслуживания и социальной сферы.
- 1. Понятие, предмет и система конституционного права России. (кпр)
- 2. Конституционно-правовые отношения и их субъекты. (кпо)
- 3. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. (к/п норма)
- 4. Источники конституционного права России и их классификация.
- 5. Юридические свойства Конституции и ее основные функции.
- 6. Правовая охрана Конституции рф и конституционно-правовая ответственность.
- 7. Соотношение Конституции рф и конституций республик.
- 8. Понятие конституционного строя и его закрепление в Конституции рф.
- 9. Характеристика Российской Федерации как демократического государства. (дг)
- 10. Характеристика Российской Федерации как правового государства.
- 12. Разделение властей - принцип конституционного строительства рф. (рв)
- 13. Конституционно-правовое понятие государственного суверенитета, его признаки.
- 14. Экономическая основа конституционного строя рф. (эо)
- 16. Юридическая природа конституционных прав и свобод, их классификация.
- 17. Личные права, свободы и гарантии их защиты.
- 18. Политические права и свободы человека и гражданина рф. Федеральные законы «Об общественных объединениях» 1995 г. (в ред. От 01.07.2011) и «о политических партиях» 2001 г. (в ред. От 02.04.2012)
- 19. Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- 20. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 21. Понятие гражданства и его принципы.
- 22. Основания приобретения гражданства рф.
- 23. Основания и порядок прекращения гражданства.
- 24 Порядок изменения гражданства детей.
- 25. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
- 26. Исторические этапы российского федерализма. Общая характеристика современного российского федерализма.
- 27. Конституционно-правовой статус рф.
- 28. Символика российского государства.
- 29. Порядок разрешения споров о компетенции между Федерацией и ее субъектами.
- 30. Конституционно-правовой статус республик в составе рф.
- 31. Конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения.
- 32. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа.
- 33.Понятие органа государств. Власти, принципы его организации и деятельности.
- 34. Классификация государственных органов.
- 35. Характеристика федеральных органов гос. Власти с особым статусом.
- 36. Понятие избирательной системы и избирательного права.
- 37. Основные принципы избирательного права.
- 38. Избирательный процесс: понятие и основные этапы.
- 39. Порядок и требования к образованию избирательных округов и участков.
- 40. Образование избирательных комиссий, процедура выдвижения и регистрации кандидатов.
- 41. Правовое регулирование предвыборной агитации и финансирование выборов.
- 42. Порядок голосования, процедура подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.
- 43. Организация и порядок проведения референдумов в рф. (р)
- 44. Конституционно-правовой статус Президента рф, его полномочия.
- 45. Порядок выборов и вступление в должность Президента рф.
- 46. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф, процедура отрешения его от должности
- 47. Роль Президента в законодательном процессе. Условия преодоления вето Президента рф на принятый закон
- 48. Характеристика Актов Президента рф
- 49. Администрация Президента рф
- 50. Порядок образования и полномочия Государственного совета Российской Федерации
- 51. Федеральные округа и полномочные представители Президента: роль и значение в системе исполнительной власти
- 52. Правовой статус полномочного представителя Президента рф в федерал. Округе.
- 54. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти рф, его структура и состав палат.
- 55. Внутренняя организация палат Федерального Собрания рф.
- 56. Порядок работы палат Федерального Собрания рф. Парламентские слушания.
- 57. Совет Федерации, порядок формирования и его полномочия.
- 58. Порядок выборов депутатов и роспуск Государственной Думы.
- 59. Специальная компетенция Совета Федерации.
- 60. Специальная компетенция Государственной Думы
- 61. Контрольные функции Федерального Собрания
- 62 Характеристика нормативных актов палат Федерального Собрания.
- 63. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.
- 64. Порядок принятия федеральных законов Государственной Думой.
- 65. Процедура рассмотрения и одобрения Советом Федерации федеральных законов.
- 66. Порядок обнародования и вступления в силу федеральных законов.
- 67. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов.
- 68. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
- 69. Гарантии депутатской деятельности.
- 70. Место Правительства рф в системе органов государственной власти, формы взаимодействия с другими государственными органами
- 71. Компетенция Правительства рф.
- 72. Порядок формирования и условия отставки Правительства рф.
- 73. Порядок деятельности Правительства рф.
- 74. Место судебной власти в системе органов государственной власти рф.
- 75. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти
- 76. Понятие и функции конституционной юстиции.
- 77. Конституционный Суд рф: порядок формирования, состав, компетенция, организация деятельности.
- 78. Верховный Суд рф: структура, порядок формирования и полномочия.
- 79Правовой статус мировых судей
- 80. Система, функции и задачи прокуратуры рф.
- 81. Принципы организации и деятельности прокуратуры рф.
- 82. Административно-территориальное устройство субъектов рф.
- 83. Законодательный процесс в субъектах рф.
- 84. Органы законодательной власти субъектов рф, порядок формирования и полномочия.
- 86. Органы судебной власти в субъектах рф.
- 87. Конституционно-правовые основы местного самоуправления.
- 88. Органы и должностные лица местного самоуправления.
- 89. Порядок принятия конституционных поправок к главам 1,2,9 Конституции рф.
- 90. Порядок принятия конституционных поправок к главам 3-8 Конституции рф.