Вопрос 26
Монополия (монопольное положение) – это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.
Сущность и содержание монопольного положения раскрывается через категорию доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривает два основных признака для определения доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке: качественный и количественный признаки.
Качественным признаком доминирующего положения является исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 8 ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
Количественный признак доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 %, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 %.
Различают следующие основные типы монополий.
Монополии, создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства, которые создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий.
2. Монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства.
Такие монополии могут появиться в связи с победой в добросовестной конкуренции над определенным субъектом предпринимательства и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т. д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.
3. Монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами.
Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т. п. (п. 1 ст. 138ГК РФ).
Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладатели патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором использование этих объектов всецел0 зависит лишь от его усмотрения.
Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего
субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего
заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность
оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем
товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Анализ данного законодательного определения позволяет выделить признаки
доминирующего положения: 1. Доминирующее положение устанавливается в
отношении хозяйствующих субъектов. 2. Хозяйствующее субъекты, положение которых
анализируется, должны заниматься производством товаров. 3. Доминирующее
положение субъекта устанавливается на товарном рынке. 4. Качественным
признаком доминир. положения является исключительность положения субъекта,
которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды
на рынке определенного товара. Устанавливая факт доминирующего положения,
антимонопольный орган должен определить вид рынка (оптовый или розничный),
состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и
его открытость для международной и межрегиональной торговли. Кроме того,
проводится анализ возможности поставки аналогичных товаров из других регионов,
наличия или отсутствия для иных производителей барьеров при их выходе на рынок.
5. Количественный признак доминир. положения определяется той долей,
которую хозяйствующий субъект занимает на рынке определенного товара.
Количественные характеристики определены рассматриваемым Законом: а) если доля
хоз-го субъекта на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более,
то его положение признается доминирующим. При этом субъекту предоставляется
право доказать, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на
рынке не является доминирующим, то есть не соответствует качественному признаку
доминирующего положения; б) если доля субъекта на рынке более 35 процентов, но
менее 65 процентов, то его положение может быть признано доминирующим; в) если
доля субъекта на рынке не превышает 35 процентов, то его положение не может
быть признано доминирующим. 6 Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на
рынке должно быть установлено федеральным антимонопольным органом с соблюдением
процедуры, определенной законод-ом.
- Вопрос 1
- Вопрос 2
- Вопрос 3
- Вопрос 4
- Вопрос 5 Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права
- Вопрос 6
- Вопрос 7
- Вопрос 8
- Вопрос 9
- Вопрос 10 Предпринимательские объединения
- Вопрос 11
- Вопрос 12 Создание субъектов предпринимательского права: учреждение
- Этапы создания субъектов предпринимательского права
- Вопрос 13 Правовые основы государственной регистрации юридических лиц
- Вопрос 14 Реорганизация и ликвидация юридических лиц
- Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. Е. Без перехода прав и обязанностей к другим лицам.
- Вопрос 15 Банкротство субъектов предпринимательской деятельности Понятие и признаки банкротства
- Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего
- Правовое положение арбитражного управляющего
- Вопрос 16
- Правовой статус индивидуального предпринимателя
- Вопрос 17
- Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
- Вопрос 18
- Вопрос 19
- Вопрос 20
- Вопрос 21 Правовое положение инвестиционных фондов
- Вопрос 22 Правовое положение товарных и фондовых бирж
- Вопрос 23 Правовое положение кредитных организаций
- Вопрос 24 Правовое положение страховщиков
- Вопрос25
- Вопрос 26
- Вопрос 27
- Вопрос 28
- 4? Антимонопольные органы и их полномочия.
- Вопрос 29
- Вопрос 30
- Вопрос 31
- Вопрос 32
- Вопрос 33
- Вопрос 34
- Вопрос 35 Правовые основы обращения с отходами
- Вопрос 36
- Вопрос 37
- Вопрос 38
- Вопрос 39
- Вопрос 40
- Вопрос 41
- Вопрос 42
- Вопрос 43
- Вопрос 44
- Вопрос 46
- 2.2 Виды и формы договоров
- Вопрос 47
- 24.3. Изменение и расторжение предпринимательских договоров
- Вопрос 48
- 24.4. Виды договоров в сфере предпринимательской деятельности
- Вопрос 49
- Вопрос 50
- Вопрос 51
- Вопрос 52
- Вопрос 53
- 4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- Вопрос 54 . Понятие и виды цен.
- Теперь следует отметить, какие бывают виды цен:
- 1. В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть свободными и регулируемыми.
- . Различают цены контролируемые и неконтролируемые.
- 3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные.
- По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые цены.
- Монопольная цена
- Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие и монопольно низкие.
- Вопрос 55 . Государственное регулирование цен. Способы регулирования цен.
- В настоящее время Правительством рф утверждены три перечня.
- Способы регулирования цен.
- Вопрос 56 . Государственное регулирование на железнодорожном транспорте.
- Государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется в следующих целях целях:
- Правилами установлены принципы государственного регулирование тарифов на железнодорожном транспорте, среди которых:
- Государственное регулирование тарифов осуществляют следующие органы:
- Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.
- В систему тарифов (цен) входят:
- При регулировании тарифов могут применяться следующие способы:
- Методами, используемыми государственными органами при регулировании, являются:
- Вопрос57
- Вопрос 58
- Вопрос 59
- Вопрос 60
- Вопрос 61 Судебные формы защиты прав предпринимателей
- Вопрос 62 Внесудебные формы защиты прав предпринимателей
- Вопрос 63
- Вопрос 64
- Вопрос 65 Особенности отдельных способов распространения рекламы
- Глава 2 Федерального закона №38-фз посвящена особенностям отдельных способов распространения рекламы.
- Часть 3 статьи 14 Федерального закона №38-фз вступает в силу с 1 января 2008 года.
- Вопрос 66
- Вопрос 67
- Понятие и этапы инвестиционной деятельности
- Вопрос 68
- «Инвестиционная деятельность»
- Вопрос 69 Правовые формы реализации инвестиционной деятельности
- «Правовое регулирование инвестиционной деятельности в форме соглашения о разделе продукции»
- Вопрос 70
- Раздел 1 пп № 832:
- Вопрос 71
- Вопрос 72 Договорные формы инновационной деятельности
- Вопрос 73
- Правовое регулирование оценочной деятельности
- Вопрос 74
- Вопрос 75
- Вопрос 76
- Вопрос 77
- Вопрос 78
- Вопрос 79
- 23.2. Понятие и виды ценных бумаг
- Вопрос 80
- Вопрос 82
- 2. Классификация валютных рынков.
- Вопрос 83
- Вопрос 84