2. Проверка правоспособности иностранной организациии полномочий ее представителя
70. - Общий принцип. Нотариусу важно иметь в виду, что в настоящее время иностранные юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно на территории Российской Федерации, включая и торговую деятельность, не создавая для этого каких-либо организационно-правовых структур, если в федеральном законодательстве не предусмотрены специальные изъятия *(75). Следовательно, наличие гражданской правосубъектности иностранной организации не связано, по общему правилу, с фактом ее аккредитации, постановки на налоговый учет и соблюдения иных административных формальностей.
Тем не менее нотариусу, как публичному должностному лицу, необходимо также учитывать, что несоблюдение императивных требований российских законов влечет наступление по отношению к нарушителям неблагоприятных последствий, в том числе применение мер ответственности. Нотариус специально уполномочен государством обеспечивать защиту общественного интереса в гражданском обороте. Поэтому, в силу своей должности, он несет ответственность за применение законов, имеющих общую значимость для всего социума. Во избежание негативных последствий как для заинтересованных лиц, так и для себя самого нотариусу рекомендуется в каждом случае проверять необходимость соблюдения таких норм иностранными лицами и до совершения нотариального действия предлагать им исполнить соответствующие обязанности. Однако их невыполнение a priori не влияет на гражданскую правосубъектность иностранной организации и, следовательно, на действительность совершаемых ею в Российской Федерации сделок и иных юридических действий.
71. - Обязанность применения иностранного права. Так же как при определении дееспособности иностранных граждан, нотариус должен устанавливать правоспособность иностранной организации исключительно на основании ее национального закона. Правило, в соответствии с которым организация не может ссылаться на ограничение полномочий ее органа или представителя на совершение сделки (юридического действия), неизвестное праву страны места ее совершения (п. 3 ст. 1202 ГК РФ), не действует, если в удостоверении сделки или свидетельствовании иного юридического действия принимал участие нотариус. В силу своей должности нотариус обязан применить к определению гражданской право- и дееспособности иностранных лиц компетентный материальный закон, установленный на основании российских коллизионных правил (см. выше N 54). В большинстве случаев - это иностранное право, уклонение от применения норм которого может повлечь ответственность нотариуса за причиненные стороне убытки, вызванные недействительностью сделки или иного юридического действия, совершенного недееспособной стороной.
72. - Место учреждения организации. На практике при выборе применимого к правоспособности иностранной организации права может возникнуть проблема, что понимать под местом ее создания (учреждения). Данный вопрос касается квалификации юридических понятий и, следовательно, будет решаться в соответствии с российским правом (см. выше N 28).
Создание организации предполагает наличие сложного юридического состава, в котором определяющим является ее государственная регистрация. Так, в соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента внесения данных о нем в единый государственный реестр. Именно с фактом государственной регистрации российское гражданское законодательство связывает наделение организаций гражданской правосубъектностью. Таким образом, под местом учреждения иностранной организации следует понимать государство, где она зарегистрирована.
73. - В то же время законодательством ряда государств наделение организаций гражданской правосубъектностью не связывается с процедурой их регистрации. Например, в Дании существует полная свобода создания общественных объединений (ассоциаций, фондов и т.п.) и отсутствует какая бы то ни было легальная процедура их создания и наделения правоспособностью. Такая организация правоспособна с момента фактического создания (принятия уставных документов членами объединения и начала осуществления уставной деятельности). В ряде других стран (Франция, Бельгия) действует уведомительный порядок создания общественных организаций, когда их правоспособность признается с момента направления в компетентный орган (Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, суд) уведомления в установленной форме. В этом случае следует исходить из установленной или подразумеваемой процедуры создания иностранной организации: место, где процедура юридически закончена, и будет местом учреждения организации.
74. - Специфику имеет также признание правоспособности в Российской Федерации иностранных организаций публичного права, т.е. организаций, которые полностью или частично созданы иностранным государством для осуществления каких-либо государственных полномочий или выполнения значимых для общества (публичных) задач. Признание иностранного государства автоматически ведет к признанию действительности его публичного права. Соответственно, иностранные публичные организации должны признаваться в России при осуществлении легальной деятельности на российской территории. Необходимо обратить внимание на то, что наделение их правоспособностью может не связываться с регистрацией учредительных документов в каких-либо государственных реестрах и прямо вытекать из решения компетентного государственного органа (правительства, министерства и т.д.). Также компетенция публичной иностранной организации может прямо следовать из закона учредившего ее государства.
75. - Объем правоспособности иностранных организаций в Российской Федерации. В отношении иностранных организаций, так же как и иностранных граждан, действует общий принцип национального правового режима. За исключениями, прямо предусмотренными в законе, они приравниваются к российским юридическим лицам или иным организациям внутреннего права. Следовательно, они способны пользоваться на ее территории теми же правами, что и российские организации.
В то же время иностранные организации не могут иметь правосубъектность более обширную, чем это определяется их национальным правом. Например, если применимое право иностранного государства отказывает своим организациям в праве безвозмездно получать какое-либо имущество, то они не смогут реализовать это право в России. Или, например, в случае прекращения прав юридического лица у иностранной организации согласно ее национальному закону она утрачивает их также в России, хотя бы и продолжала соответствовать внутренним, российским признакам юридического лица *(76).
В настоящее время Гражданский кодекс Российской Федерации достаточно полно определил сферу компетенции личного закона иностранной организации, т.е. права государства ее происхождения (создания). Так, иностранное право должно, как правило, применяться к иностранной организации при определении:
1) статуса в качестве юридического лица;
2) организационно-правовой формы;
3) требований к ее наименованию;
4) условий создания, реорганизации и ликвидации, в том числе вопросов правопреемства;
5) содержания правоспособности;
6) порядка приобретения гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренних отношений, в том числе отношений с ее участниками;
8) способности отвечать по своим обязательствам (п. 2 ст. 1202, ст. 1203 ГК РФ).
Таким образом, можно констатировать, что решение основных вопросов, касающихся гражданской правосубъектности иностранной организации в Российской Федерации, регулируется ее национальным законом. Роль местного, российского законодательства сводится к признанию иностранных организаций в качестве полноправных участников гражданского оборота и определению общих рамок их функционирования на территории России. Кроме того, на иностранные организации при осуществлении ими уставной деятельности на нашей территории полностью распространяются императивные требования российского законодательства (налогового, валютного, административного и др.).
76. - Документы, используемые для установления правоспособности иностранных организаций. Коль скоро наделение иностранной организации гражданской правоспособностью связывается, как правило, с фактом ее государственной регистрации (см. выше N 70), то единственным документом, исключающим любые сомнения относительно способности организации иметь гражданские права и нести обязанности, является аналог свидетельства о государственной регистрации в иностранном реестре организаций. Кроме того, в целях получения наиболее точной и актуальной информации, следует в каждом случае предлагать заинтересованным лицам представить выписку из соответствующего публичного реестра, отражающую юридический статус иностранной организации непосредственно перед совершением конкретного юридического акта. Кроме того, помимо сведений о регистрации организации, данный документ содержит зачастую информацию об ее органах, компетентных представлять интересы организации без специального уполномочия.
В то же время об объеме правоспособности иностранной организации и ее ограничениях можно судить в основном исходя из ее учредительных документов: устава и/или учредительного договора. На их основании нотариус может сделать вывод о возможности участия иностранной организации в определенной юридической операции, а также убедиться в том, что лицо, представляющее ее интересы, назначено в полном соответствии с учредительными документами.
Пример 8: Приобретение немецким обществом недвижимого имущества в России, проверка правоспособности. Немецкая фармацевтическая компания пожелала приобрести для своих сотрудников квартиру в Москве, принадлежащую гражданину России Е. Колесову. Устав общества был передан нотариусу, к которому стороны обратились за удостоверением договора купли-продажи. Какие предварительные формальности надлежит выполнить, чтобы удостовериться в наличии и объеме правоспособности немецкой компании?
Учитывая, что сделка должна совершаться в России иностранной организацией, учрежденной и имеющей место нахождения в Германии, нотариусу важно убедиться, что:
1) данное общество было создано в точном соответствии с немецким законодательством;
2) приобретение имущества, в том числе недвижимого, входит в предмет его уставной деятельности;
3) представитель компании имеет законные и достаточные полномочия для совершения сделки от ее имени.
В практическом плане нотариусу в целях установления правоспособности немецкого общества необходимо изучить его - устав, выписку из немецкого торгового реестра, а также проверить, что лицо, представляющее общество, наделено полномочиями в соответствии с уставом. Только после этого можно приглашать стороны для подписания договора и участия в его нотариальном удостоверении. В делах нотариуса остаются копии выписки из торгового реестра, устава и решения (доверенности), на основании которой действовал представитель немецкой компании.
77. - Не являются документами, на основании которых может быть установлена правоспособность иностранных организаций, акты российских государственных органов, осуществляющих их государственную аккредитацию, налоговый, таможенный и иной административный учет и контроль. Такие документы могут, тем не менее, использоваться нотариусом как дополнительные источники сведений об иностранной организации.
В нотариальный реестр вносятся реквизиты официальных документов, на основании которых определялась правоспособность иностранной организации и полномочия ее органа (представителя). Подлинники разовых доверенностей остаются в делах нотариуса. Копии всех правоустанавливающих документов на иностранном языке и их переводов также прилагаются к делу.
78. - Дополнительные источники информации. При наличии сомнений в правоспособности иностранной организации *(77), достаточности полномочий ее органов или представителей, нотариус вправе предложить заинтересованным лицам представить дополнительные документы, а также самостоятельно навести справки в компетентных органах иностранного государства. Как правило, информация о статусе организации в стране ее происхождения является открытой и может быть получена любым желающим. В большинстве государств функционирование систем регистрации организаций, а также процедуры рассмотрения дел об их ликвидации или банкротстве построены на принципах гласности и доступности информации *(78). Тем не менее в силу различных причин - дополнительные затраты времени, средств, незнание иностранных языков - самостоятельное получение данных сведений нотариусом является затруднительным. Поэтому первоначально нотариус предлагает самим заинтересованным лицам получить необходимые документы, устраняющие сомнения в наличии изъянов их правового статуса, и лишь впоследствии осуществляет поиски сам.
В качестве дополнительной предосторожности желательно каждый раз выяснять у представителей иностранной организации об известных им ограничениях ее право- и дееспособности, отражая соответствующие заявления в тексте нотариального акта. Это позволит нотариусу в необходимом случае пользоваться презумпцией добросовестности и разумности действий участников гражданского оборота, снижая тем самым риск наступления для себя неблагоприятных последствий.
- Международное частное правои нотариальная деятельность Предисловие
- Введение
- Часть I.Общие правила совершения нотариальныхдействий по делам с иностранным элементом
- Глава 1. Основные этапынотариального производствапо делам с иностранным элементом
- § 1. Квалификация правовой ситуациис иностранным элементом
- § 2. Выбор применимого права
- 1. Понятие коллизионной нормыи основные коллизионные привязки
- 2. Источники международного частного права России
- А) Внутренние источники
- Б) Внешние источники
- 3. Толкование коллизионных правил
- А) Конфликт квалификаций
- Б) Проблема обратной отсылки
- В) Мобильный конфликт
- § 3. Применение материальных нормкомпетентного правопорядка
- 1. Установление содержания иностранного закона
- А) Лица, обязанные устанавливать содержание иностранного права
- Б) Источники информации об иностранном праве
- 2. Препятствия применения иностранного права
- А) Невозможность применения иностранного права
- Б) Публичный порядок
- Глава 2. Правовое положение иностранных граждани организаций в нотариальном производстве
- § 1. Компетенция нотариусапо делам с участием иностранных лиц
- § 2. Установление личностии дееспособности иностранного гражданина
- 1. Квалификация лица как иностранного гражданинаи установление его личности а) Квалификация лица как иностранного гражданина
- Б) Установление личности иностранного гражданина
- 2. Установление дееспособности иностранного гражданина
- А) Возраст совершеннолетия
- Возраст достижения совершеннолетия в отдельных странах
- Б) Эмансипация
- В) Отсутствие ограничений дееспособности
- § 3. Установление тождества иностранной организации,проверка ее правоспособности и полномочий представителя
- 1. Квалификация организации как иностраннойи установление ее тождества
- 2. Проверка правоспособности иностранной организациии полномочий ее представителя
- Глава 3. Международная действительностьюридических документов в нотариальном производстве
- § 1. Легализация
- 1. Российские документы, представляемые за границей
- А) Консульская легализация
- Б) Апостиль
- В) Отсутствие формальностей
- 2. Иностранные документы, представляемые в России
- А) Требования, предъявляемые к оформлениюиностранных документов
- Б) Оценка юридического действия иностранного документа
- § 2. Экзекватура
- Часть II.Некоторые категории дел с внешним элементомв нотариальной практике
- Глава 4. Международное наследование
- § 1. Определение применимого права
- 1. Общие правила
- 2. Некоторые проблемы правоприменения
- А) Квалификация наследственного имущества
- Б) Определение последнего местожительства наследодателя
- В) Публичный порядок
- § 2. Сфера действия применимого к наследованию права
- 1. Наследование по закону (ab intestat)
- 2. Наследование по завещанию
- А) Форма завещания
- Б) Сведения о завещаниях
- В) Открытие и исполнение завещания
- § 3. Приобретение наследства
- 1. Принятие и отказ от наследства
- 2. Передача актива наследственного имущества а) Вступление во владение
- Б) Управление наследством
- 3. Регулирование пассива наследства
- 4. Раздел наследства
- А) Прекращение режима имущественных отношенийсупругов и наследование
- Б) Оформление раздела наследства
- § 4. Подготовка наследованияс иностранным элементом (estate planning)
- 1. Гражданско-правовые средства оптимизациимеждународного наследования
- 2. Налоговая оптимизация международного наследования
- А) Критерии налогообложения и их применениепри международном наследовании
- Б) Квалификация наследственного имущества и налогообложение
- В) Средства налоговой оптимизации международного наследования
- Глава 5. Имущественные отношения супруговв международном частном праве
- § 1. Законный режим имущества супругов
- 1. Определение применимого права
- А) Общий порядок
- Б) Договорной порядок
- 2. Сфера действия применимого права
- 3. Законный режим имущества супругов в некоторых странах
- 4. Некоторые практические проблемы
- А) Определение совместного места жительства супругов
- Б) Деление режима имущества супругов для движимыхи недвижимых вещей
- В) Обратная отсылка
- Г) Мобильный конфликт
- § 2. Договорной режим имущества супругов
- 1. Возможность заключения брачного договора
- 2. Определение применимого права
- 3. Сфера действия применимого права
- Глава 6. Сделки с иностранным элементом
- § 1. Международная продажа недвижимости
- 1. Международная продажа недвижимости, находящейся в России а) Определение применимого права
- Б) Сфера действия применимого права
- 2. Международная продажа недвижимости, находящейся за рубежом
- § 2. Международная мена недвижимости
- § 3. Дарение
- 1. Определение применимого права
- 2. Сфера действия применимого права
- 3. Особые виды дарения
- А) Дарение mortis causa
- Б) Дарение между супругами
- § 4. Доверенность в международном обороте
- 1. Общие правила
- 2. Оформление доверенностей за рубежомдля совершения сделок в России
- 3. Оформление доверенностей в Россиидля совершения сделок за рубежом
- Заключение
- Аналитический указатель практических примеров
- Алфавитно-предметный указатель
- Список литературы
- I. На русском языке
- II. На иностранных языках