logo
Медведев И

§ 1. Компетенция нотариусапо делам с участием иностранных лиц

47. - Общий принцип. Нотариус, как профессионал в области права, специально наделенный государством публично-правовыми полномочиями, обязан соблюдать правила территориальной и предметной компетенции, установленные во внутреннем законодательстве. Это касается и тех случаев, когда компетенция нотариуса вступает в конфликт с полномочиями консула иностранного государства, имеющего право совершения определенных нотариальных действий в соответствии с международными договорами и своим национальным законодательством *(56).

На практике это означает, что иностранные граждане и организации без всяких ограничений могут обращаться за совершением нотариальных действий на территории России к компетентному российскому нотариусу, так как a priori они обладают равной с российскими лицами гражданской правосубъектностью. Только самому заинтересованному лицу (т.е. лицу, обратившемуся к нотариусу) принадлежит в данном случае право выбора между консулом государства его гражданства или происхождения и местным нотариусом. Другое дело, что в ситуациях, когда наступление правовых последствий совершаемых нотариальных действий предполагается за рубежом, нотариус должен разъяснять заинтересованным иностранным гражданам или представителю иностранной организации предпочтительность их совершения у консула соответствующего государства, так как это упростит дальнейшее признание таких актов в стране действия по причине:

отсутствия требований о легализации;

совершения в форме, предусмотренной национальным законодательством.

48. - Практические сложности. Если правила территориальной компетенции обычно не вызывают серьезных затруднений в практике их применения, иначе обстоит дело с определением предметной компетенции нотариуса в делах с иностранным элементом. Нет сомнений, что нотариус не может превышать свои полномочия, установленные внутренним законодательством, совершая, к примеру, нотариальные действия, не предусмотренные российскими законами или международными договорами России. Этот вывод следует из принципа распределения публичных полномочий между различными органами государства, а также применения принципа for к нотариальной процедуре (ст. 39 Основ, см. выше N 11). Однако остается вопрос: достаточно ли для нотариуса соблюдения только собственного законодательства и может ли он проигнорировать требования иностранного закона, применимого к юридической ситуации по существу? Может ли он совершать нотариальные действия, которые в соответствии с иностранным законодательством относятся к компетенции, например, суда?

Представляется, что в любом случае нотариусу следует проанализировать положения соответствующего иностранного закона, определяющего компетенцию того или иного юрисдикционного органа иностранного государства. Так, если суд вступает в дело в целях удостоверения или свидетельствования определенного юридического факта, то российский нотариус будет компетентен совершить соответствующее нотариальное действие. Однако если речь идет об осуществлении иностранным судом правосудия в узком смысле, в частности, в рамках особого производства при установлении юридических фактов, желательно воздержаться от совершения нотариального действия. Например, не следует совершать нотариальные действия по выдаче свидетельств о праве на наследство, если открытие завещания и/или определение наследников относится согласно применимому иностранному праву к компетенции суда (Израиль, Германия). Также нотариусу не следует совершать нотариальное действие при наличии конфликта компетенций с иностранным органом или должностным лицом всякий раз, когда для получения желаемого эффекта за рубежом требуется экзекватура *(57) нотариального акта или регистрация в публичных реестрах иностранного государства.