21. Предпосылки происхождения государства и права.
Предпосылки появления государства – объективно сложившиеся явления в обществе обусловившие создание государства.
Предпосылки можно подразделить на экономико-политические и социальные. Такое их разделение во многом условно, ибо экономические и политические предпосылки часто отделить друг от друга сложно.
К экономическим и политическим условиям появления государства можно отнести:
- крупное общественное разделение труда и появление постоянных производств (скотоводство, земледелие, специализация труда (земледелие, скотоводство, ремесло, товарообмен). Внутри рода появились группы, которые занимались только или земледелием, или скотоводством, или необходимым для данного региона видом ремесел. Все это способствовало повышению эффективности общественного производства. Производящее хозяйство теперь уже могло удовлетворить не только необходимые потребности членов родовой общины, но и создавать "излишки", или, другими словами, прибавочный продукт. Первоначально они реализовывались по принципу внутриродового обмена, но постепенно все чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Начался этап становления товарного производства, который привел к выделению еще одной группы населения, которое участвовало в межобщинных обменных отношениях - торговцы или купцы, хотя на первоначальном этапе этим занимались в основном руководители рода или старейшины. В то же время становление товарного производства вело к дальнейшему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства. Появилась объективная основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными общинами, а также внутри самих родовых групп.
- появление частной собственности;
- необходимость охраны частной собственности от внешних захватчиков, "внутренних" любителей поживиться за счет другого;
- необходимость охранять границы территории, где находится производство, объекты частной собственности, проживает население;
- обеспечение постоянного управления обществом, постоянное контактирование с населением в лице правителей соседних территорий;
- защита интересов собственников за пределами территории производства.
- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
- необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;
- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;
- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.
К социальным предпосылкам:
- выполнение так называемых общих дел - строительство и обеспечение функционирования дорог, морских и речных портов и причалов, почты, ирригационных сооружений; борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях.
При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.
- Теоретические основы науки.
- 2. Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.
- 3. Общая характеристика, объект, предмет и структура тгп.
- 4. Тгп в системе юридических наук..
- 5. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
- Функции тгп.
- 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
- 1. Прецедент толкования
- 8. Виды юридической практики.
- 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
- 9. Функции юридической практики.
- 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
- 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
- 1. По сфере применения
- 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
- 12. Всеобщие методы.
- 13. Общенаучные методы.
- 14. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
- 15. Общество: понятие, социальные институты
- Институты
- Социальные институты
- Основные социальные институты
- 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
- 17. Структура власти.
- 18. Виды власти.
- 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
- 4) По отношению к политике
- 5) По способу организации
- 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
- 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
- 19. Понятие и свойства государственной власти.
- 20. Догосударственное общество
- 3. Социальные нормы.
- 21. Предпосылки происхождения государства и права.
- 22. Многообразие теорий происхождения государства и права.
- 23. Современная наука о происхождении государства и права.
- 24. Основные закономерности развития государства и права.
- 25. Плюрализм в понимании и определении государства
- 26. Понятие и признаки государства
- 27. Сущность государства.
- 28. Социальное назначение государства.
- 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
- Субъекты политики
- Классификация (виды) субъектов
- Характеристика субъектов политики.
- 1. Человек
- 2. Малые группы
- 3. Политические организации
- 4. Общественные организации
- 5. Элита
- 6. Социально-политические классы
- 7. Нации и этнические группы как субъекты политики
- Системный подход к анализу политической жизни
- 30. Политическая система: понятие, элементы.
- Соотношение политической системы и политической организации
- 31. Место и роль государства в политической системе.
- 32. Место и роль общественных объединений в политической системе.
- 33. Виды политических систем.
- 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
- Соотношение с задачами и целями
- Алгоритм:
- 35. Виды функций
- 36. Формы осуществления функций
- 37. Методы осуществления функций государства
- 38. Функции Российского государства, их эволюция
- 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
- 40. Принципы организации аппарата современного государства.
- 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
- 42. Структура аппарата современного государства
- 3. Законодательные органы
- 4. Исполнительные органы
- 5. Судебные органы
- 43. Понятие и элементы формы государства.
- 44. Форма правления.
- 45. Форма государственного устройства.
- 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
- 2. По способу централизации федерации делятся на:
- 3. По положению субъектов федерации:
- 4. По наличию права выхода из федерации:
- 5. По способу образования:
- 46. Межгосударственные союзы.
- 47. Политический режим
- Политический и государственный режим: соотношение
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- 48. Соотношение элементов формы государства.
- 49. Форма современного российского государства
- 2 Точки зрения
- 50. Подходы к классификации государств.
- 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
- 51. Формационный подход к типологии государства.
- 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 53. Понятие гражданского общества.