38. Функции Российского государства, их эволюция
Говоря о функциях современного российского государства, необходимо указать на факторы, их обуславливающие.
Произошли существенные изменения в сущности государства. Сущность формируется как совокупная воля общества, его основных социальных групп. По сравнению с советским периодом произошло существенное расслоение общества. Огромные материальные ресурсы оказались в руках небольшой группы людей - так называемых «олигархов» и лиц тесно с ними связанных, верхушки политической элиты - ответственных чиновников федерального центра, руководства субъектов федерации и т.п.
С другой стороны, произошло резкое падение уровня и качества жизни подавляющего большинства общества. Очевидно, что воля экономически господствующего меньшинства сегодня учитывается непропорционально больше относительно его численности и позитивной роли в общественных процессах. Это сказывается на реализации многих функций.
На осуществление функций оказывают влияние и некоторые объективные факторы российской действительности: распад социалистической системы и СССР; экономический спад, а затем подъём, обеспеченный огромным количеством нефтедолларов, а с лета 2008 г. новый спад под воздействием мирового экономического кризиса; национальный сепаратизм, с которым медленно, трудно, но всё же справляется нынешняя власть; демографический кризис, который, несмотря на все предпринимаемые меры, ещё очень далёк от разрешения; высокий уровень преступности; сокращение количества и снижение качества, по сравнению с советским периодом, вооружённых сил; международный терроризм, кардинальное изменение миропорядка, выразившееся в провалившейся попытке США установить на всей планете американский порядок.
Экономическая функция. Отказ от тотального огосударствления экономики, планового хозяйства в пользу такой же тотальной приватизации и неконтролируемого рынка привёл к существенному изменению роли государства в экономике. Государство должно создать принципиально новую систему государственного управления экономическими процессами; эффективную систему налогообложения; обеспечить экономическую безопасность. В сложившихся условиях государство пока не очень эффективно решает эти задачи. Налицо мощный рост ВВП (ныне замедлившийся), который, однако, обеспечивается за счёт сырьевого сектора; наукоёмкие отрасли экономики продолжают переживать стагнацию, качественные изменения видны лишь на некоторых высокотехнологичных предприятий. Позитивный характер имеет усиление присутствия государства в сырьевом и некоторых других секторах экономики.
Функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка. Отказ от ценностей общенародного социалистического государства в пользу либерально-демократических ценностей западного толка кардинально изменили роль и деятельность государства по осуществлению указанной функции. Произошло существенное сокращение социально-экономических прав, уровня их обеспеченности в пользу прав гражданских и политических. В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Однако, на деле в силу экономической слабости современное российское государство не может обеспечить прежний уровень в предоставлении социальных, экономических, культурных прав. Оно отказывается от роли опекуна своего гражданина и переходит к иной философии - дать гражданину свободу экономической деятельности с тем, чтобы гражданин сам обеспечил свои социально-экономические потребности ещё на более высоком уровне. Эти надежды применительно к основной массе населения не сбылись. Без обеспечения базовых экономических возможностей человека политические и гражданские права теряют свою значимость, приобретают формальный характер и никак не влияют на возможности гражданина увеличить потребление материальных и духовных благ.
Переход к общественному строю, основанному на частной собственности на средства производства, значительно расширил социально-экономическую базу для роста правонарушений, в том числе их наиболее опасного вида - преступлений. Это требует от государства значительного увеличения всей правоохранительной составляющей государственной системы, усиления её карательных функций. На протяжении же 90-х гг. происходил обратный процесс - снижение финансирования «силовых» ведомств, связанное с этим ослабление кадровой работы, либерализация законодательства, сопряжённая с криминализацией деяний, не обладающих значительной общественной опасностью. В последние годы наблюдаются положительные сдвиги - с 2004г. происходит существенное снижение преступности.
Социальная функция. Отмеченные выше изменения относительно предоставления и обеспечения прав и свобод человека и гражданина привели к тому, что данная функция реализуется крайне слабо. На всём протяжении 90-х гг. система здравоохранения постепенно разрушалась и всё больше становилась платной; сокращалось жилищное строительство, падало качество образования, оно также всё в большей степени переходило на коммерческие основы; реальный размер пенсий и различного вида пособий, в основном, уменьшался. Для общества, которое в условиях социализма привыкло к бесплатной медицине, здравоохранению, жилью, подобный откат недопустим.
Благодаря укреплению государства, росту ВВП, у государства в последние годы появилась возможность направлять гораздо больше средств на социальные цели. В рамках реализации национальных проектов были построены новые больницы, школы, массово приобреталось новое современное медицинское и иное оборудование, возник бум жилищного строительства. Однако, данные изменения не привели пока к качественному изменению жизни основных слоев населения.
Идеологическая функция. Деидеологизация всех сфер общественной жизни привела к тому, что сегодня государство не может предложить обществу конструктивных идей, которые были бы поддержаны большинством. Система государственного образования лишена внятных идеологических ориентиров. СМИ, даже находящиеся в руках государства, часто осуществляют антигосударственную пропагандистскую деятельность. В этих условиях духовный вакуум заполняется деструктивными и прямо враждебными российскому государству и обществу идеологиями - западного потребительского общества, эгоцентризма, стяжательства, половой распущенности, жестокости. Россия объявлена Западом духовной пустыней, на освоение которой брошены многочисленные миссионерские организации, тоталитарные секты и т.п. Необходима на государственном уровне выработка и поддержка общенациональной идеологии, основанной на традиционных духовных ценностях российского общества: патриотизма, общинности, нестяжательства, приверженности семейным ценностям.
В последние годы и в этой сфере произошли положительные сдвиги. Наши лидеры для сплочение нации и подъёма его самосознания всё чаще обращаются к славным страницам истории отечества, демонстрируют движение навстречу Церкви и традиционным для России религиям и т.д. Это нашло немедленный и часто адекватный отклик у творцов сегодняшнего телевидения, кино, литературы. Но и здесь наше общество ещё только в начале пути.
Внешние функции российского государства.
Функция обороны страны. Сегодня Россия исходит из оборонительной доктрины. Сокращение армии и переход на профессиональную основу должны проводится таким образом, чтобы вооружённые силы смогли отразить нападение любого потенциального агрессора. Очевидно, что самое мощное государство мира - США, находится в их числе, а значит, наши Вооружённые силы должны быть способны отразить нападение и США, и в целом блока НАТО в случае их нападения на Россию. В этих условия, требуется осторожность в процессе разоружения и сокращения оружия массового поражения. Его надо постоянно совершенствовать и иметь в количестве необходимом для нанесения сокрушительного удара по любому противнику
Угроза международного терроризма требует особого развития служб внешней разведки, ФСБ, ГРУ и войск быстрого реагирования.
Таким образом, оборона страны должна включать: создание законодательной базы в военной сфере; анализ геополитической картины мира, и положения в ней России с выводами о возможных угрозах национальной безопасности, разработку новой концепции национальной безопасности, определение и реализацию практических мер по укреплению обороноспособности; проведение отдельных политических акций внутри страны и на международной арене, направленных на обеспечение национальной безопасности.
Поддержание мирового порядка. Тесно связана с предыдущей функцией. Учитывая современные геополитические реалии, экономическое, политическое, военное положение России, приоритетными мерами поддержания международной безопасности, урегулирования межнациональных и межгосударственных конфликтов должны быть невоенные (экономические, международно-правовые, идеологические, дипломатические) средства. Россия должна избегать военного втягивания в любой межгосударственный конфликт. Но в то же время мы должны быть решительными в отстаивании своих коренных интересов, в защите своих верных союзников. А это требует постоянного совершенствования всех видов вооружения, в том числе, конечно, и сил стратегического ядерного сдерживания.
Пока у России есть оружие, которое не может быть нейтрализовано любыми потенциальными противниками без угрозы их тотального уничтожения, мы в военном отношении будем находится в относительной безопасности.
Сотрудничество с другими странами. Здесь важное значение имеет торгово-экономическое сотрудничество с другими странами. В результате непродуманных экономических реформ экономика России оказалась подорванной. В этих условиях очень важно обеспечить импорт самых передовых технологий для создания конкурентно способного производства. Необходима государственная поддержка российских товаропроизводителей на международном рынке. Необходим жёсткий государственный контроль над сырьевыми отраслями, вывозом сырья из России.
- Теоретические основы науки.
- 2. Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.
- 3. Общая характеристика, объект, предмет и структура тгп.
- 4. Тгп в системе юридических наук..
- 5. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
- Функции тгп.
- 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
- 1. Прецедент толкования
- 8. Виды юридической практики.
- 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
- 9. Функции юридической практики.
- 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
- 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
- 1. По сфере применения
- 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
- 12. Всеобщие методы.
- 13. Общенаучные методы.
- 14. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
- 15. Общество: понятие, социальные институты
- Институты
- Социальные институты
- Основные социальные институты
- 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
- 17. Структура власти.
- 18. Виды власти.
- 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
- 4) По отношению к политике
- 5) По способу организации
- 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
- 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
- 19. Понятие и свойства государственной власти.
- 20. Догосударственное общество
- 3. Социальные нормы.
- 21. Предпосылки происхождения государства и права.
- 22. Многообразие теорий происхождения государства и права.
- 23. Современная наука о происхождении государства и права.
- 24. Основные закономерности развития государства и права.
- 25. Плюрализм в понимании и определении государства
- 26. Понятие и признаки государства
- 27. Сущность государства.
- 28. Социальное назначение государства.
- 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
- Субъекты политики
- Классификация (виды) субъектов
- Характеристика субъектов политики.
- 1. Человек
- 2. Малые группы
- 3. Политические организации
- 4. Общественные организации
- 5. Элита
- 6. Социально-политические классы
- 7. Нации и этнические группы как субъекты политики
- Системный подход к анализу политической жизни
- 30. Политическая система: понятие, элементы.
- Соотношение политической системы и политической организации
- 31. Место и роль государства в политической системе.
- 32. Место и роль общественных объединений в политической системе.
- 33. Виды политических систем.
- 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
- Соотношение с задачами и целями
- Алгоритм:
- 35. Виды функций
- 36. Формы осуществления функций
- 37. Методы осуществления функций государства
- 38. Функции Российского государства, их эволюция
- 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
- 40. Принципы организации аппарата современного государства.
- 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
- 42. Структура аппарата современного государства
- 3. Законодательные органы
- 4. Исполнительные органы
- 5. Судебные органы
- 43. Понятие и элементы формы государства.
- 44. Форма правления.
- 45. Форма государственного устройства.
- 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
- 2. По способу централизации федерации делятся на:
- 3. По положению субъектов федерации:
- 4. По наличию права выхода из федерации:
- 5. По способу образования:
- 46. Межгосударственные союзы.
- 47. Политический режим
- Политический и государственный режим: соотношение
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- 48. Соотношение элементов формы государства.
- 49. Форма современного российского государства
- 2 Точки зрения
- 50. Подходы к классификации государств.
- 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
- 51. Формационный подход к типологии государства.
- 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 53. Понятие гражданского общества.