logo
КУЧА КЛЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ ОТ КЛЕВОЙ КАТИ / тгп / _ВСЕ тгп

38. Функции Российского государства, их эволюция

Говоря о функциях современного российского государс­тва, необходимо указать на факторы, их обуславливающие.

Произошли существенные изменения в сущ­ности государства. Сущность формируется как совокупная воля общества, его основных социальных групп. По сравне­нию с советским периодом произошло существенное рассло­ение общества. Огромные материальные ресурсы оказались в руках небольшой группы людей - так называемых «олигархов» и лиц тесно с ними связанных, верхушки политической элиты - ответственных чиновников федерального центра, руководства субъектов федерации и т.п.

С другой стороны, произошло резкое падение уровня и качества жизни подавляющего большинства общества. Очевидно, что воля экономически господствующего меньшинства сегодня учитывается непропорционально больше относительно его численности и позитивной роли в обществен­ных процессах. Это сказывается на реализации многих функ­ций.

На осуществление функций оказывают влияние и некото­рые объективные факторы российской действительности: рас­пад социалистической системы и СССР; экономический спад, а затем подъём, обеспеченный огромным количеством нефтедол­ларов, а с лета 2008 г. новый спад под воздействием мирового экономического кризиса; национальный сепаратизм, с которым медленно, трудно, но всё же справляется нынешняя власть; де­мографический кризис, который, несмотря на все предпринима­емые меры, ещё очень далёк от разрешения; высокий уровень преступности; сокращение количества и снижение качества, по сравнению с советским периодом, вооружённых сил; междуна­родный терроризм, кардинальное изменение миропорядка, вы­разившееся в провалившейся попытке США установить на всей планете американский порядок.

Экономическая функция. Отказ от тотального огосу­дарствления экономики, планового хозяйства в пользу такой же тотальной приватизации и неконтролируемого рынка при­вёл к существенному изменению роли государства в экономи­ке. Государство должно создать принципиально новую систему государственного управления экономическими процессами; эффективную систему налогообложения; обеспечить экономи­ческую безопасность. В сложившихся условиях государство пока не очень эффективно решает эти задачи. Налицо мощный рост ВВП (ныне замедлившийся), который, однако, обеспечива­ется за счёт сырьевого сектора; наукоёмкие отрасли экономики продолжают переживать стагнацию, качественные изменения видны лишь на некоторых высокотехнологичных предприятий. Позитивный характер имеет усиление присутствия государства в сырьевом и некоторых других секторах экономики.

Функция обеспечения прав и свобод человека и граж­данина, охраны правопорядка. Отказ от ценностей общена­родного социалистического государства в пользу либераль­но-демократических ценностей западного толка кардинально изменили роль и деятельность государства по осуществлению указанной функции. Произошло существенное сокращение социально-экономических прав, уровня их обеспеченности в пользу прав гражданских и политических. В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что «человек, его права и свободы являются вы­сшей ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Однако, на деле в силу экономической слабости современное российское государство не может обеспечить прежний уровень в предо­ставлении социальных, экономических, культурных прав. Оно отказывается от роли опекуна своего гражданина и переходит к иной философии - дать гражданину свободу экономической деятельности с тем, чтобы гражданин сам обеспечил свои со­циально-экономические потребности ещё на более высоком уровне. Эти надежды применительно к основной массе населе­ния не сбылись. Без обеспечения базовых экономических воз­можностей человека политические и гражданские права теряют свою значимость, приобретают формальный характер и никак не влияют на возможности гражданина увеличить потребление материальных и духовных благ.

Переход к общественному строю, основанному на час­тной собственности на средства производства, значительно расширил социально-экономическую базу для роста правона­рушений, в том числе их наиболее опасного вида - преступле­ний. Это требует от государства значительного увеличения всей правоохранительной составляющей государственной системы, усиления её карательных функций. На протяжении же 90-х гг. происходил обратный процесс - снижение финансирования «силовых» ведомств, связанное с этим ослабление кадровой работы, либерализация законодательства, сопряжённая с кри­минализацией деяний, не обладающих значительной обще­ственной опасностью. В последние годы наблюдаются положи­тельные сдвиги - с 2004г. происходит существенное снижение преступности.

Социальная функция. Отмеченные выше изменения от­носительно предоставления и обеспечения прав и свобод че­ловека и гражданина привели к тому, что данная функция ре­ализуется крайне слабо. На всём протяжении 90-х гг. система здравоохранения постепенно разрушалась и всё больше стано­вилась платной; сокращалось жилищное строительство, падало качество образования, оно также всё в большей степени перехо­дило на коммерческие основы; реальный размер пенсий и раз­личного вида пособий, в основном, уменьшался. Для общества, которое в условиях социализма привыкло к бесплатной меди­цине, здравоохранению, жилью, подобный откат недопустим.

Благодаря укреплению государства, росту ВВП, у госу­дарства в последние годы появилась возможность направлять гораздо больше средств на социальные цели. В рамках реализа­ции национальных проектов были построены новые больницы, школы, массово приобреталось новое современное медицинс­кое и иное оборудование, возник бум жилищного строительс­тва. Однако, данные изменения не привели пока к качественно­му изменению жизни основных слоев населения.

Идеологическая функция. Деидеологизация всех сфер общественной жизни привела к тому, что сегодня государство не может предложить обществу конструктивных идей, которые были бы поддержаны большинством. Система государственно­го образования лишена внятных идеологических ориентиров. СМИ, даже находящиеся в руках государства, часто осущест­вляют антигосударственную пропагандистскую деятельность. В этих условиях духовный вакуум заполняется деструктивны­ми и прямо враждебными российскому государству и обществу идеологиями - западного потребительского общества, эгоцен­тризма, стяжательства, половой распущенности, жестокости. Россия объявлена Западом духовной пустыней, на освоение которой брошены многочисленные миссионерские организа­ции, тоталитарные секты и т.п. Необходима на государственном уровне выработка и поддержка общенациональной идеологии, основанной на традиционных духовных ценностях российского общества: патриотизма, общинности, нестяжательства, привер­женности семейным ценностям.

В последние годы и в этой сфере произошли положитель­ные сдвиги. Наши лидеры для сплочение нации и подъёма его самосознания всё чаще обращаются к славным страницам ис­тории отечества, демонстрируют движение навстречу Церкви и традиционным для России религиям и т.д. Это нашло немед­ленный и часто адекватный отклик у творцов сегодняшнего те­левидения, кино, литературы. Но и здесь наше общество ещё только в начале пути.

Внешние функции российского государства.

Функция обороны страны. Сегодня Россия исходит из оборонительной доктрины. Сокращение армии и переход на профессиональную основу должны проводится таким образом, чтобы вооружённые силы смогли отразить нападение любого потенциального агрессора. Очевидно, что самое мощное госу­дарство мира - США, находится в их числе, а значит, наши Во­оружённые силы должны быть способны отразить нападение и США, и в целом блока НАТО в случае их нападения на Россию. В этих условия, требуется осторожность в процессе разоруже­ния и сокращения оружия массового поражения. Его надо пос­тоянно совершенствовать и иметь в количестве необходимом для нанесения сокрушительного удара по любому противнику

Угроза международного терроризма требует особого раз­вития служб внешней разведки, ФСБ, ГРУ и войск быстрого реагирования.

Таким образом, оборона страны должна включать: созда­ние законодательной базы в военной сфере; анализ геополити­ческой картины мира, и положения в ней России с выводами о возможных угрозах национальной безопасности, разработку новой концепции национальной безопасности, определение и реализацию практических мер по укреплению обороноспособ­ности; проведение отдельных политических акций внутри стра­ны и на международной арене, направленных на обеспечение национальной безопасности.

Поддержание мирового порядка. Тесно связана с пре­дыдущей функцией. Учитывая современные геополитические реалии, экономическое, политическое, военное положение Рос­сии, приоритетными мерами поддержания международной бе­зопасности, урегулирования межнациональных и межгосударс­твенных конфликтов должны быть невоенные (экономические, международно-правовые, идеологические, дипломатические) средства. Россия должна избегать военного втягивания в любой межгосударственный конфликт. Но в то же время мы должны быть решительными в отстаивании своих коренных интересов, в защите своих верных союзников. А это требует постоянного совершенствования всех видов вооружения, в том числе, конеч­но, и сил стратегического ядерного сдерживания.

Пока у России есть оружие, которое не может быть ней­трализовано любыми потенциальными противниками без угро­зы их тотального уничтожения, мы в военном отношении будем находится в относительной безопасности.

Сотрудничество с другими странами. Здесь важное значение имеет торгово-экономическое сотрудничество с дру­гими странами. В результате непродуманных экономических реформ экономика России оказалась подорванной. В этих ус­ловиях очень важно обеспечить импорт самых передовых тех­нологий для создания конкурентно способного производства. Необходима государственная поддержка российских товаро­производителей на международном рынке. Необходим жёсткий государственный контроль над сырьевыми отраслями, вывозом сырья из России.