logo
КУЧА КЛЕВЫХ ДОКУМЕНТОВ ОТ КЛЕВОЙ КАТИ / тгп / _ВСЕ тгп

Теоретические основы науки.

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научноеи ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное ихудожественное познание, а также познание мифологическое ирелигиозное.

Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества

Уровни научного познания

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезахзаконах и теориях.

Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами познавательной деятельности и культуры находят свое выражение в 3-х основных аспектах ее существования и функционирования:

1) Наука как познавательная деятельность.

Как и другие способы познания наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности.

Наука, возникнув из практики, по мере дальнейшего развития начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира, так как кроме непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе эмпирической, практической деятельности, наука начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов.

2) Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, споровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины.

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент).

Наука имеет свой объект и предмет исследования.

Объект исследования - это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности. То есть это та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело.

Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Это конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности

Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений.

Так, объект «государство» может изучаться теорией государства и права, философией, социологией.

Но предметы этих наук будут различными: у ТГП – это основные закономерности возникновения, развития, функционирования государства, у социологии - общество как целостная система и его отдельные институты, включая государство.

Наука подразделяется на целый ряд отраслей.

Обычно выделяют три самостоятельные отрасли. Это естественные, технические и гуманитарные науки.

Естественные науки изучают закономерности развития живой и неживой природы. В нее входят астрономия, физика, химия, биология и ряд других наук. Объектом естественной науки является также и человек как биологическое существо, его природные качества.

Объектом технических наук является создание предметов, объектов в процессе трудовой деятельности человека для удовлетворения его потребностей, продукты творчества людей. В качестве примеров можно привести также отрасли технической науки, как строительное дело, металловедение, сопротивление материалов и др.

Третья отрасль науки - гуманитарная (общественная). Ее объект - это отношения между людьми, закономерности становления и развития общества, общественное бытие и общественное сознание.