35. Виды функций
В юридической теории, а, отчасти, и в практике существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например, такой критерий, как "время действия", не может заменить критерий "сфера деятельности", ибо между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует и то, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях
Например, выделяются такие критерии, как: сферы государственной деятельности; территориальный масштаб; способ государственного воздействия на общественные отношения; взаимоотношения государств и др.
В научных и практических целях функции государства классифицируются по разным критериям.
1. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на политические, экономические, социальные, духовные (идеологические).
2. По способу осуществления функций они бывают
- регулятивные, т.е. упорядочивающие общественные отношения посредством закрепления существующих общественных связей;
- охранительные или правоохранительные, ориентированные на установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения.
3. По продолжительности действия функции государства делятся на
- постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и
- временные (прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющие чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийных действий).
4. По территориальному масштабу: в федеративном государстве - это функции, осуществляемые на территории федерации в целом или ее субъектов; в унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого государства; в конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.
5. В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, судебные и информационные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается, прежде всего, в том, что "она отражает механизм реализации государственной власти" и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной, исполнительной и судебной.
Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей, далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в том, что это, как считают многие ученые, собственно даже и не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее.
6. По степени их социальной значимости и важности в общественной жизни на
- основные - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.
- неосновные
Следует отметить, что данная классификация функций является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы XX века в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства, чем они отличаются друг от друга и нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки последний вопрос был решен положительно. Исследователи пришли к выводу, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы.
Например, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функция обороны. В условиях экологических и иных возможных катастроф и потрясений - экологическая и другие соответствующие функции. Данная классификация функций на основные и неосновные объективно необходима для их дифференцированного, а, следовательно, и для их более глубокого и разностороннего познания.
Отвечая на вопрос о том, что собой представляют основные и неосновные функции государства, и чем они отличаются друг от друга, необходимо исходить не только из приоритетности функций в тот или иной период, когда государство вынуждено прилагать значительные усилия для решения неожиданно возникших перед ним проблем, но и из его функционирования в обычных, повседневных условиях.
Необходимо помнить, что термин "неосновные функции" условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства. Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов.
7. По сферам политической направленности функции государства подразделяются на
- внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и
- внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями.
Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства.
1. Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:
1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; определении стратегии экономического развития общества; обеспечении равных условий для существования различных форм собственности; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства и т.д.
2) экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.
2. Функция финансового контроля выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.
Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.
Специфические функции финансового контроля осуществляет государственная таможня, которая контролирует проводимость материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем федеральной таможенной службы, идет в доход государства.
Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.
3. Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется в экономической, социальной, юридической, внешнеполитической сферах и т.п. В настоящее время создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (например, налоговые инспекции и др.), принято специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и др. нормативные акты в сфере налогового законодательства).
4. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.
В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется также и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.
5. Духовная функция государства. Большое значение в современном обществе имеет такая функция государства как поддержка развития культуры, науки и образования. В содержание данной функции входят государственная поддержка развития науки, её интеграции в рыночные условия, финансирование фундаментальных исследований. Государство также осуществляет функции, поддержки культуры - литературы, искусства, музыки, финансирует сохранение историко-культурных памятников.
Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин государства обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
6. Экологическая функция государства обусловлена обязанностью государства по созданию экологически безопасных условий жизни своих граждан, обеспечивающих им право на благоприятную окружающую среду. Сюда входит деятельность государства по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, сбалансированное решение проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
Содержание экологической функции современных демократических государств характеризуется такими конкретными направлениями деятельности государства, как бюджетное финансирование природоохранных мероприятий; забота о земле, воде, атмосферном воздухе, недрах, диком животном и растительном мире; борьба с радиоактивным загрязнением, создание гарантий радиационной безопасности населения; содействие разработке и внедрению экологически чистых технологий (в том числе связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов); совершенствование экологического законодательства, установление юридической ответственности за экологические правонарушения; развитие системы экологического образования и воспитания.
7. Политическая функция государства. В сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия.
Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредоточивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:
- реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества);
- обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;
- официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним;
- защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.
7. Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законных предписаний всеми участниками общественных отношений, а также контроль за исполнением правовых норм.
В правовом государстве интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.
Борьба с правонарушениями - важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.
Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. Они призваны решать следующие задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами, обеспечение обороны страны от возможностей внешней агрессии и др. Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.
Выделяют следующие внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мирового сообщества; оборона страны от нападения извне; содействие по обеспечению международного мира; интеграция в мировую экономику.
1. Взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мирового сообщества. Эта разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.
Важное место здесь занимает межгосударственное экономическое сотрудничество, основанное на международном разделении труда, кооперативном и специализированном производстве, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей.
В политической области сотрудничество осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном и др.
Культурное и научно-технологическое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В его рамках осуществляется обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.
Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники.
2. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения. Под оборонной функцией государства, как правило, понимается его деятельность по обеспечению безопасности страны от агрессии. Осуществляется эта функция как в форме непосредственной военной защиты, т.е. применения вооруженной силы, так и в форме повседневных забот государства об укреплении обороноспособности страны.
Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.
Понятие функции обороны является многогранным. Оно включает в себя всю систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.
Оборонная деятельность государства базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений.
а) укрепление оборонной мощи страны.
б) повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности.
в) охрана государственных границ.
г) организация гражданской обороны.
д) военное обучение запаса вооруженных сил (резервов).
3. Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Кроме этого, данная функция охватывает обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом, а также участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.
4. Функция интеграции в мировую экономику основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные и др.
Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами.
Интеграция базируется на ряде принципов: 1) суверенитет государства над его природными ресурсами: каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свобода выбора форм интеграционных связей; 3) равенство и взаимовыгодное сотрудничество, исключение дискриминационных мер. Названные принципы предполагают систему государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций.
5. Экологическая. В современных условиях многие экологические проблемы (уменьшение озонового слоя, глобальное потепление климата, угроза исчезновения редких животных, загрязнение рек, почвы и атмосферного воздуха и др.) не могут быть решены усилиями только одного государства. Они требуют согласованных действий многих государств, входящих в мировое сообщество, приобретая характер планетарных экологических проблем. Нерациональное природопользование, характерное для многих развитых государств (неразумное, потребительское отношение к природно-экономическим и сырьевым ресурсам, приводящее к их истощению, использование разрушительных для экологии технологий), создает опасный дисбаланс в окружающей человека природной среде и несет реальную угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Современные государства участвуют в решении глобальных экологических проблем, осуществляют совместные мероприятия по преодолению последствий техногенных катастроф и т.п.
- Теоретические основы науки.
- 2. Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.
- 3. Общая характеристика, объект, предмет и структура тгп.
- 4. Тгп в системе юридических наук..
- 5. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
- Функции тгп.
- 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
- 1. Прецедент толкования
- 8. Виды юридической практики.
- 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
- 9. Функции юридической практики.
- 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
- 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
- 1. По сфере применения
- 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
- 12. Всеобщие методы.
- 13. Общенаучные методы.
- 14. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
- 15. Общество: понятие, социальные институты
- Институты
- Социальные институты
- Основные социальные институты
- 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
- 17. Структура власти.
- 18. Виды власти.
- 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
- 4) По отношению к политике
- 5) По способу организации
- 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
- 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
- 19. Понятие и свойства государственной власти.
- 20. Догосударственное общество
- 3. Социальные нормы.
- 21. Предпосылки происхождения государства и права.
- 22. Многообразие теорий происхождения государства и права.
- 23. Современная наука о происхождении государства и права.
- 24. Основные закономерности развития государства и права.
- 25. Плюрализм в понимании и определении государства
- 26. Понятие и признаки государства
- 27. Сущность государства.
- 28. Социальное назначение государства.
- 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
- Субъекты политики
- Классификация (виды) субъектов
- Характеристика субъектов политики.
- 1. Человек
- 2. Малые группы
- 3. Политические организации
- 4. Общественные организации
- 5. Элита
- 6. Социально-политические классы
- 7. Нации и этнические группы как субъекты политики
- Системный подход к анализу политической жизни
- 30. Политическая система: понятие, элементы.
- Соотношение политической системы и политической организации
- 31. Место и роль государства в политической системе.
- 32. Место и роль общественных объединений в политической системе.
- 33. Виды политических систем.
- 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
- Соотношение с задачами и целями
- Алгоритм:
- 35. Виды функций
- 36. Формы осуществления функций
- 37. Методы осуществления функций государства
- 38. Функции Российского государства, их эволюция
- 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
- 40. Принципы организации аппарата современного государства.
- 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
- 42. Структура аппарата современного государства
- 3. Законодательные органы
- 4. Исполнительные органы
- 5. Судебные органы
- 43. Понятие и элементы формы государства.
- 44. Форма правления.
- 45. Форма государственного устройства.
- 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
- 2. По способу централизации федерации делятся на:
- 3. По положению субъектов федерации:
- 4. По наличию права выхода из федерации:
- 5. По способу образования:
- 46. Межгосударственные союзы.
- 47. Политический режим
- Политический и государственный режим: соотношение
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- 48. Соотношение элементов формы государства.
- 49. Форма современного российского государства
- 2 Точки зрения
- 50. Подходы к классификации государств.
- 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
- 51. Формационный подход к типологии государства.
- 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 53. Понятие гражданского общества.