7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
Практика – это активная деятельность субъекта, в ходе которой он осуществляет преобразование объекта в соответствии со своими целями, идеальной моделью действительности и знаниями о свойствах этого объекта.
Сгруппировав существующие в правоведении взгляды на понятие юридической практики можно выделить три их группы.
1. Одни авторы отождествляют практику с юридической деятельностью (И. Я. Дюрягин, В. П. Казимирчук, Ю. И. Гревцов)
2. Вторая группа авторов, стремясь отграничить юридическую практику от юридической деятельности и представить ее в качестве относительно самостоятельного явления, относит к ней лишь определенные итоги, объективированный опыт правовой деятельности (С. С. Алексеев, С. И. Вильнянский и др.)
3. Третья позиция, когда любой вид юридической практики рассматривается в неразрывном единстве правовой деятельности и сформированного на ее основе социально-правового опыта (В. К. Бабаев, В.Н. Карташов, В. И. Леушин, В. П. Реутов и др.) Это позволяет точнее определить природу юридической практики и основные элементы ее структуры, понять значение социально-правового опыта в механизме правового регулирования. Без социально-правового опыта (памяти) невозможны эффективное правотворчество и толкование, конкретизация и правоприменение, систематизация и восполнение пробелов в праве.
Первые два подходи критикуется за то, что в первом случае из практики исключается такой ее важный элемент, как юридический опыт, во втором допускается другая крайность - результаты деятельности, объективированный вовне опыт отрываются, противопоставляются самому процессу деятельности и не учитывается тот факт, что практическое преобразование общественной жизни происходит не только с помощью решений и положений, выражающих итоговую сторону юридической деятельности, но и непосредственно в ходе этой деятельности, при осуществлении организационно-конструктивных правовых действий и операций.
Юридическая практика - это рассматриваемые в единстве правовая деятельность (компетентная деятельность по изданию, толкованию, реализации, конкретизации, систематизации юридических предписаний) и сформированный на ее основе социально-правовой опыт, без которого невозможны эффективное правотворчество и толкование, правоприменение, систематизация и конкретизация правовых норм, восполнение пробелов в праве.
Признаки (особенности, отличительные черты) юридической практики.
Во-первых, ей как одной из основных разновидностей социально-исторической практики свойственны черты, присущие любой практике. Однако вовлеченная в правовую систему общества, в процесс правового регулирования, социальная практика получает некоторые новые, в частности юридические, качества, позволяющие рассматривать ее как относительно самостоятельный тип практики.
Во-вторых, при этом действия субъектов и участников юридической практики, использование ими определенных средств и методов, способы оформления вынесенных решений и закрепление накопленного опыта урегулированы, упорядочены правовыми нормами и иными юридическими предписаниями. Тем самым ограничивается субъективизм и волюнтаризм участников, обеспечивается ее стабильность.
В-третьих, юридическая практика образует существенную часть культуры общества. Изучение, например, материалов юридической практики Древнего Рима (законов, судебных решений и т.д.) дает представление не только о тех или иных конкретных правовых ситуациях, но и об экономике и политике этой страны в разные периоды ее развития, о социальном и правовом положении населения, государственном и общественном устройстве.
В-четвертых, без этого вида социальной практики немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы общества. Именно она играет существенную интегрирующую роль в указанной системе, связывая в единое целое правовые нормы и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения
В-пятых, она же способствует целенаправленному юридическому изменению общественной жизни. Это достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих норм права, их толкования и конкретизации, использования и применения.
В-шестых, большинство практических действий и вынесенных в ходе рассматриваемого вида практики решений требует закрепления в строго определенных официальных актах - документах.
В-седьмых, общественная, коллективная природа юридической практики проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами социальной практики. Во-вторых, любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. В-третьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом совместной деятельности.
В-восьмых, в отличие от теоретической (научной) деятельности, где вырабатываются гипотезы, идеи, понятия, юридическая практика направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности.
В-девятых, в процессе юридической практики возникают разнообразные материальные, политические, социальные и иные изменения. К ее особенностям следует отнести то, что она всегда порождает и соответствующие юридические последствия.
В-десятых, юридическая практика в той или иной степени влияет на все стороны жизни общества, способствуя развитию происходящих в нем процессов либо тормозя их.
Структура юридической практики — это строение, расположение ее основных элементов и связей, которые обеспечивают ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности.
Итак, структура юридической практики включает в себя два основных элемента:
1) юридическая деятельность — это динамичная сторона юридической практики;
2) социально-правовой опыт — это статическая сторона юридической практики.
В свою очередь юридическая деятельность и социально-правовой опыт также структурированы.
Структура юридической деятельности:
а) объект — это то, на что направлена юридическая практика, т. е. конкретные юридические действия и операции ее субъектов и участников. В качестве объекта юридической практики могут выступать материальные и нематериальные блага, общественные отношения, действия, другие предметы и явления;
б) субъект — это основной, ведущий носитель правовых отношений (например, суд в судебной практике). Здесь же следует выделить такое понятие, как «участник», — это отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам юридической практики в выполнении правовых действий и операций. В качестве участника юридической практики могут выступить свидетели, проходящие по конкретному уголовному делу;
в) юридические действия — это внешне выраженные социально преобразующие и влекущие определенные юридические последствия акты субъектов и участников юридической практики. При этом под юридической операцией понимается совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий;
г) юридические средства — это допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечиваются достижение цели и необходимый результат. Все юридические средства можно подразделить на следующие виды: — общественные, — специально-юридические, — технические, которые в своей совокупности и составляют юридическую технику;
д) юридический способ — это конкретный путь достижения намеченной юридической цели (результата) с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок юридической деятельности. При этом родственные, составляющие единое целое юридические способы образуют юридический метод воздействия, который в своей совокупности составляет юридическую тактику;
е) результат — это итог юридических действий (операций), который позволяет удовлетворить индивидуальную либо общественную потребность.
Структура социально-правового опыта
По мнению В.Н. Карташова, составными элементами социально-правового опыта являются правоположения, т.е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, которые аккумулируют социально ценные и стабильные фрагменты (стороны, аспекты) той или иной практической деятельности. Правоположения бывают правотворческими и правоприменительными, регулятивными и охранительными, обязательными и рекомендательными.
Другие авторы (Н.Н. Вопленко, А.П. Рожнов) предлагают рассматривать в качестве элементов накопленного социально-правового опыта следующие:
- Теоретические основы науки.
- 2. Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.
- 3. Общая характеристика, объект, предмет и структура тгп.
- 4. Тгп в системе юридических наук..
- 5. Соотношение тгп с другими науками, изучающими государство и право
- Функции тгп.
- 7. Понятие, признаки и структура юридической практики.
- 1. Прецедент толкования
- 8. Виды юридической практики.
- 2. В советской правовой системе отчетливо различаются следующие три вида юридической практики (названия условные):
- 9. Функции юридической практики.
- 10. Взаимодействие юридической науки и практики.
- 11. Понятие метода и методологии в научном познании.
- 1. По сфере применения
- 2. По стадии применения (по уровню познавательного процесса)
- 12. Всеобщие методы.
- 13. Общенаучные методы.
- 14. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
- 15. Общество: понятие, социальные институты
- Институты
- Социальные институты
- Основные социальные институты
- 16. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы (разновидности)
- 17. Структура власти.
- 18. Виды власти.
- 3) С точки зрения ее социального уровня можно различать:
- 4) По отношению к политике
- 5) По способу организации
- 8) По широте распространения выделяются следующие виды власти:
- 9) По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
- 19. Понятие и свойства государственной власти.
- 20. Догосударственное общество
- 3. Социальные нормы.
- 21. Предпосылки происхождения государства и права.
- 22. Многообразие теорий происхождения государства и права.
- 23. Современная наука о происхождении государства и права.
- 24. Основные закономерности развития государства и права.
- 25. Плюрализм в понимании и определении государства
- 26. Понятие и признаки государства
- 27. Сущность государства.
- 28. Социальное назначение государства.
- 29. Понятие политики. Системный подход к анализу политической жизни.
- Субъекты политики
- Классификация (виды) субъектов
- Характеристика субъектов политики.
- 1. Человек
- 2. Малые группы
- 3. Политические организации
- 4. Общественные организации
- 5. Элита
- 6. Социально-политические классы
- 7. Нации и этнические группы как субъекты политики
- Системный подход к анализу политической жизни
- 30. Политическая система: понятие, элементы.
- Соотношение политической системы и политической организации
- 31. Место и роль государства в политической системе.
- 32. Место и роль общественных объединений в политической системе.
- 33. Виды политических систем.
- 34. Понятие, значение и объективный характер функций государства. Их соотношение с задачами и целями.
- Соотношение с задачами и целями
- Алгоритм:
- 35. Виды функций
- 36. Формы осуществления функций
- 37. Методы осуществления функций государства
- 38. Функции Российского государства, их эволюция
- 39. Государственный аппарат: понятие, особенности.
- 40. Принципы организации аппарата современного государства.
- 41. Органы государства: понятие, признаки, виды.
- 42. Структура аппарата современного государства
- 3. Законодательные органы
- 4. Исполнительные органы
- 5. Судебные органы
- 43. Понятие и элементы формы государства.
- 44. Форма правления.
- 45. Форма государственного устройства.
- 1. По способу образования субъектов федерации делятся на:
- 2. По способу централизации федерации делятся на:
- 3. По положению субъектов федерации:
- 4. По наличию права выхода из федерации:
- 5. По способу образования:
- 46. Межгосударственные союзы.
- 47. Политический режим
- Политический и государственный режим: соотношение
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- 48. Соотношение элементов формы государства.
- 49. Форма современного российского государства
- 2 Точки зрения
- 50. Подходы к классификации государств.
- 3) В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.
- 51. Формационный подход к типологии государства.
- 52. Цивилизационный подход к типологии государств.
- 53. Понятие гражданского общества.