1. Рынок и рыночный механизм.
Рыночная экономика — это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании. Важнейшим механизмом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, является рынок.
Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи.
Рыночной экономике присущи следующие признаки:
господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гарантируется свобода в его деятельности; S государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых
норм;
главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.
Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров.
Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег. Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.
Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называется конъюнктурой рынка.
Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения.
Спрос — это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос находится в обратной зависимости от цены товара.
На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина доходов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожидаемые изменения цен в будущем.
Предложение — это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким образом, предложение напрямую зависит от цены.
На величину предложения, кроме цены товара, оказывает влияние ряд факторов. Среди них: цены на различные экономические ресурсы; число товаропроизводителей; технология производства; налоговая политика, проводимая государством.
Спрос и предложение обладают таким качеством, как эластичность. Спрос называется эластичным, если при незначительных понижениях цены, объем продаж существенно возрастает. Подобная картина наблюдается во время всевозможных предпраздничных распродаж. При неэластичном спросе в результате значительного изменения цены объем продаж практически не меняется. Эластичностью предложения признается показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в результате изменения конкурентной цены.
На рынке возможны три ситуации. Во-первых, спрос превышает предложение (в результате этого возрастает цена) — такая ситуация называется дефицитом и была характерна для советской экономики 70-80-х годов прошлого века Во втором случае спрос меньше предложения (цена падает) — здесь на-блюдается избыток товаров (перепроизводство). Подобная ситуация возникла в период так называемой Великой депрессии 30-х годов XX в. в Соединенных Штатах Америки. В третьей ситуации спрос равен предложению. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Цена, по которой совершается сделка в таком случае, признается равновесной. Это состояние является оптимальным.
Главным стимулом развития рыночной экономики является получение максимальной прибыли. Прибылью называется доход от продажи товаров, за вычетом издержек производства. Под издержками понимают стоимость всех видов ресурсов, затрачиваемых на производство продукции.
Таким образом, в рыночной экономике главенствует принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю.
2. Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры XIX века, писал: «Молодое поколе ние есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и,так же как наследник какого-нибудь материального имения, может по произволу умножитьего или расточить». О каком богатстве, собранном предыдущими поколениями, он говорит?Какова связь данного утверждения с изученным вами материалом о духовной культуре человека и общества? Как вы думаете, что могут означать слова «умножить» и «расточить» в отношении духовной культуры?
Человеческое общество находится в условиях выживания человека как биологического вида. Происходит постепенное истощение продовольственных ресурсов, исчезают целые виды животного мира, уменьшаются плодородные почвы, сокращаются запасы питьевой воды и т.д. Помимо негативного воздействия на природу, отдельные представители человеческого общества сознательно идут на разрушение того, что накоплено многими поколениями. Создается впечатление, что человеческая цивилизация стремится к саморазрушению. И в этой связи особое место занимает пропаганда нравственных, общечеловеческих ценностей.
На протяжении многих веков люди стремились приумножить не только материальные богатства своей семьи, своего народа, способствовать развитию экономики, но и создавать произведения духовной культуры, способствовать росту авторитета своей страны на международной арене, содействовать развитию науки и техники. Основываясь на традициях своего народа, используя достижения всего человечества, они делали богаче эту землю, способствовали осуществлению исторического прогресса в России и в мире в целом. Их жизнь и деятельность фактически прошла под девизом, сформулированным великим русским педагогом К. Ушинским: «Будь сыном своей Родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне отнесись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее».
В этом смысле «умножить» означает, что человек должен способствовать развитию всех сфер жизни общества, и материальных, и духовных. Но при этом все направления развития должны находиться в гармонии между собой, и не следует умалять значения каких-либо составляющих сферы человеческой деятельности.
3. Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить же лаемое место работы?
Для более успешного поиска работы необходимо правильно составить резюме. Резюме — это характеристика человека, составленная им самим, представляемая в организацию при поиске работы. Единой стандартной формы резюме не существует. Оно, как правило, составляется на одной странице в произвольной форме и содержит следующую информацию:
фамилия, имя, отчество,
год рождения,
контактные телефоны,
на какую работу рассчитываете,
образование,
есть ли опыт работы,
дополнительное образование (курсы, тренинги и др.),
какие дополнительные навыки имеются (умение владеть персональным компью тером, степень владения иностранными языками и др.),
желательно указать несколько своих личностных черт, которые помогают дос тигать нужных результатов в работе.
БИЛЕТ № 23
- 1. Религия, ее роль в жизни современного общества.
- 1. Личность. Межличностные отношения.
- 1. Право, его роль в жизни государства и общества.
- Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;
- Система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
- 1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
- 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер ным и почему?
- 1. Наука в жизни современного общества.
- 1. Политический режим. Демократия.
- 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
- 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
- 1 Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
- 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
- 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
- 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
- 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
- 1. Предпринимательство.
- 1.Социальные конфликты, пути их решения.
- 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
- 1. Семья как малая группа.
- 1.Особенности подросткового возраста.
- 1.Социальные ценности и нормы. Мораль.
- 1. Социальная структура общества.
- 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
- 1. Рынок и рыночный механизм.
- 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
- 1. Экономические цели и функции государства.