1.Особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает быстро расти — темпы роста можно сравнить только с внутриутробным периодом и возрастом от рождения до 2-х лет. Причем, рост скелета идет быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Резко увеличивается объем сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли.
Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. У девочек растет количество эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. Гормональные изменения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.
В отдельных случаях проявляются такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая концентрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблемное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми. Склонность к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К сожалению, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников.
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
Сильно выраженное стремление разобраться в самом себе (самопознание) часто наносит ущерб развитию отношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная.
В этот же период происходит становление мировоззрения молодого человека. Оно иногда проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм, поиск себя и своего места среди других. Подросток испытывает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.
Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. На первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причем взаимоотношения между этими группами в представлении подростков порой резко антагонистичны.
Психологи отмечают, что противоречие подросткового возраста заключается часто в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но не спешит возложить на себя ответственность взрослых, избегает ее. Подросток часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
2. Современный правовед Б. Лукашова пишет: «В цивилизованном обществе суду принад лежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное пра во, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан. <...> В государстве, стремящемся стать правовым, суд обязан быть именно Судом - авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Люди хотят видеть в нем не бюрократическое учреждение, долгое на разбирательство и скорое на расправу, а реального гаранта их прав, надежного защитника их интересов». Сформулируйте основную идею прочитанного текста. Раскройте смысл следующего высказывания: «В цивилизованном обществе суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость».
Основной идеей данного высказывания является то, что стабильное, успешно развивающееся демократическое государство не может существовать без независимой эффективной судебной системы, которая призвана, прежде всего, защищать права человека. Ответственность судей особенно велика, когда рассматриваются уголовные преступления и решение суда может лишить человека свободы, а по законодательству отдельных государств и даже жизни. Именно суд олицетворяет собой справедливость, которая лежит в основе права. И если суд выносит решения своевременно, объективно учитывая все обстоятельства дела, независим от каких бы то ни было влияний, его авторитет непоколебим. В таком случае он является стабилизирующей силой для других государственных органов и в целом для всего общества.
Судебная власть ведет свое начало еще с древнейших времен. Исследователи отмечают, что с того момента, как появилось сознание права, совмещающего в себе все необходимые условия для физического и нравственного развития человека, в нем явилось, вместе с тем, и сознание необходимости такой власти, которая охраняла бы его право. Эта власть, в какой бы форме она не проявлялась, и получила название судебной. Суд призван обеспечить господство права во всех сферах общественной жизни, в том числе и по отношению к государственным органам. Таким образом, судебной властью следует считать особую форму деятельности государства, осуществляющую свои полномочия специально созданными государственными органами — судами, в области защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, осуществляющих правосудие, обладающих некоторыми полномочиями в области контроля за законностью деятельности других ветвей власти. Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность и исключительность. Основным содержанием деятельности судебной власти является защита прав и свобод человека и гражданина, и это один из главных элементов, характеризующих судебную власть как власть арбитра, противовеса законодательной и исполнительной власти. Именно суд служит гарантом законности как правоохранительный институт, подчиненный только Конституции и правовым законам.
Сила судебной власти заключается только в неуклонном исполнении закона, в уважении решений суда всеми — гражданами, учреждениями, организациями, предприятиями, органами власти, обществом в целом. Такое отношение к суду характерно, как правило, для государств с развитыми демократическими традициями, там, где неукоснительно исполняется принцип верховенства права.
3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
Прежде чем принять решение, необходимо определиться с выбором профессии. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому сначала оцените свои способности. Лучше, принимая решение, опираться на них, выбирая тот путь, где способности будут максимально реализованы, потому что в этой деятельности есть шанс добиться наибольшего успеха. Но нужно помнить, что способности формируются в деятельности, а психические свойства человека (способности, интересы или черты характера) — это гибкие и изменяющиеся качества.
Чтобы достичь определенных успехов в работе, сделать карьеру, работа должна нравиться, поэтому, определяясь с выбором дальнейшего жизненного пути, необходимо выбирать вид деятельности, который доставляет радость. Очень важно при выборе профессии знать ситуацию на рынке труда, конкурентоспособность тех или иных профессий. Так, например, в настоящее время существует перепроизводство специалистов в области экономики и юриспруденции и более востребованными являются инженерные специальности. Еще более необходимыми на рынке труда являются высококвалифицированные рабочие.
Определившись со своими предпочтениями (при необходимости можно обратиться к специалисту по профориентации), следует выбрать учебное заведение, где стоит продолжить обучение. Если есть желание стать высококвалифицированным рабочим, необходимо выбрать соответствующее учреждение начального профессионального образования. Если есть необходимость работать сразу после окончания 9 класса, то стоит рассмотреть вариант обучения в вечерней (сменной) школе. Если есть желание продолжить обучение в старшей школе, а затем в вузе, стоит рассмотреть вариант обучения в профильных классах. Но в любом случае получение основного полного общего образования является обязательным и необходимо для дальнейшей профессиональной реализации.
БИЛЕТ № 19
- 1. Религия, ее роль в жизни современного общества.
- 1. Личность. Межличностные отношения.
- 1. Право, его роль в жизни государства и общества.
- Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;
- Система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
- 1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
- 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер ным и почему?
- 1. Наука в жизни современного общества.
- 1. Политический режим. Демократия.
- 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
- 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
- 1 Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
- 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
- 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
- 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
- 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
- 1. Предпринимательство.
- 1.Социальные конфликты, пути их решения.
- 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
- 1. Семья как малая группа.
- 1.Особенности подросткового возраста.
- 1.Социальные ценности и нормы. Мораль.
- 1. Социальная структура общества.
- 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
- 1. Рынок и рыночный механизм.
- 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
- 1. Экономические цели и функции государства.