logo
~WRL0002

1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Потребности — это то, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его разви­тие как личности и как члена общества. Потребности человека - это состояние объективной ну­жды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функциониро­вания. Именно потребности являются основой активности человека.

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Биологические (или как их иногда называют — органические, или материальные) потребности — потребности в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и другие, удов­летворяющие предметно-чувственную, практическую и материальную деятельность.

  2. Социальные потребности — необходимость в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании; стремление завоевать уважение в коллективе сверстни­ков, потребность в друге, которому можно довериться, в любимом человеке. Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д.

  3. Духовные (идеальные, или познавательне) потребности: в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и т.д.

Но многие потребности носят материальный характер и удовлетворяются в рамках экономиче­ской сферы. Человек в своей хозяйственной деятельности научился удовлетворять разнообразные потребности, производя товары и услуги, то есть экономические блага. Товары предметно осязае­мы, их производство разделено во времени. А производство и потребление услуг невозможно раз­делить во времени.

Ресурсы (факторы производства). Постепенно с развитием общества экономическая наука расширяла представления о факторах, необходимых для производства благ. К ним относят все при­родные, людские и произведенные человеком ресурсы:

Природные

факторы

Человеческие

факторы

Капитал

Информационные

факторы

Земля, природные ископаемые,

растения, животные и пр.

Умственные и физические усилия

человека

Деньги, машины, оборудование

Знания, управленческие и информационные навыки

На рубеже VIII-VII тыс. до н.э. человечество перешло от собирательства, то есть присваиваю­щего хозяйства (сбор дикорастущих плодов, охота, рыболовство), к производству (воздействию че­ловека на природу с целью создания благ или оказания услуг). С появлением земледелия, скотовод­ства, ремесел основным производителем продуктов потребления становится непосредственно человек. В таком хозяйстве труд человека соединяется с действием природных сил (прежде всего земли и пр.), что во много раз увеличивает эффективность использования природных ресурсов. Та­ким образом, земля и труд в начале Нового времени считались основными факторами.

Чтобы осуществлялось производство, необходим еще третий фактор — капитал (или средства производства). Под этим понятием подразумеваются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, оборудование, то есть все те блага, что создаются людьми для того, чтобы производить другие блага. Признание понятия капитала как фактора производства связывают с именем К. Мар­кса.

Возросшая активность предпринимателей в эпоху научно-технического прогресса в XX в. заста­вила признать в качестве фактора производства предпринимательскую деятельность.

Научно-технический прогресс пытается решить и проблемы ограниченности ресурсов, находя и осваивая новые виды энергии (атомная энергетика, солнечные батареи и т.д.), повышая эффек­тивность использования имеющихся ресурсов. Однако в целом это не снимает проблемы, и объем произведенных товаров и услуг всегда ограничен. Вместе с тем потребности людей меняются каче­ственно и количественно, и для их удовлетворения обществу необходимы экономические ресурсы в возрастающем объеме и высокого качества. То есть экономические ресурсы ограничены относительно потребностей людей, и научно-технический прогресс не в состоянии устранить эту ограни­ченность. Отсюда вытекает проблема экономического выбора — поиск и предпочтение наилуч­шего варианта использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при определенных затратах.