2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер ным и почему?
Положение, когда общество служит государству, не приводит к устойчивому, эффективному развитию ни государства, ни общества. Общество создает государство. Государство является политической организацией общества и призвано служить «общему благу». Слабое государство не может нормально защищать общественные интересы и неизбежно приведет общество к социальным кризисам и катаклизмам. Но общество должно иметь и рычаги влияния на государство. Такое общество называют гражданским.
Три начала формируют общество — человек, коллектив и власть. В обществе заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом.
Особой проблемой являются взаимоотношения гражданского общества и государства. Гражданское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют непосредственную структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния на политическую организацию общества.
В формировании гражданского общества в настоящее время наряду с обеспечением личных и политических прав и свобод граждан на первый план выходит создание системы социально-экономической защиты личности по отношению к государству.
3.Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом. Каждая личность в обществе выполняет определенные социальные функции: для школьника и студента — это учеба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д., то есть может иметь несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребенка являются гражданами России, он тоже становится гражданином России; предписанным является статус мужчины или статус женщины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д.). Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации.
С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае говорят о социальной роли личности. То есть социальная роль личности — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, который ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Социальная роль представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей денного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, министр, президент и т.п.) или же иметь неформальный характер.
Ролевая идентификация — это процесс усвоения образцов поведения, связанных с той или иной статусной позицией. Как правило, человек обладает не одной, а несколькими социальными ролями. Совокупность таких социальных ролей называется ролевой системой. Уильям Шекспир такое состояние гениально описал:
«Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль».
Конечно, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных можно выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их успешному выполнению членами общества возможно и нормальное функционирование общества в целом.
Но каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, человек становится пассажиром и обязан выполнять правила проезда в автобусе, в магазине человек выполняет роль покупателя, в театре — роль зрителя и т.д.
Многообразие социальных ролей может стать причиной межролевых конфликтов. Например, тяжело совмещать роль любящего отца, который много времени должен проводить с детьми, и роль крупного государственного деятеля, который по роду своей деятельности не имеет возможности много времени уделять семье. Но человек всегда имеет возможность выбрать из множества социальных ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально адекватно применять свои способности.
БИЛЕТ № 5
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Религия, ее роль в жизни современного общества.
- 1. Личность. Межличностные отношения.
- 1. Право, его роль в жизни государства и общества.
- Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;
- Система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
- 1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
- 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер ным и почему?
- 1. Наука в жизни современного общества.
- 1. Политический режим. Демократия.
- 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
- 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
- 1 Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
- 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
- 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
- 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
- 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
- 1. Предпринимательство.
- 1.Социальные конфликты, пути их решения.
- 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
- 1. Семья как малая группа.
- 1.Особенности подросткового возраста.
- 1.Социальные ценности и нормы. Мораль.
- 1. Социальная структура общества.
- 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
- 1. Рынок и рыночный механизм.
- 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
- 1. Экономические цели и функции государства.