1. Личность. Межличностные отношения.
Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной деятельности и общения.
Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) называются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основаниям.
Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, Президент РФ — глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.
Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нормами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются между людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.
В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами — симпатией (внутреннее расположение, привлекательность человека) и антипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формирует общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимосвязь характера, поведения и внешнего облика человека.
Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:
неумение различать намерения и мотивы действия людей;
неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;
наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);
наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зуба ми»);
стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;
отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение.
Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.
Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных условиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения — дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.
2.Люди, живущие в первой половине XX века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?
Коренные изменения в системе научных знаний в XX в. превратили науку в непосредственную производительную силу общества. Определяющими направлениями прогресса оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. Возрастает использование компьютерной техники в производстве.
С распространением персональных компьютеров оказалось возможным выполнить основное критериальное условие информационного общества — ничем не ограниченный доступ к информации каждого члена общества в любое время и в любой точке страны. Вместе с тем, их внедрение открывает неограниченные возможности для автоматизации производства, научных исследований, образования, медицинских исследований, всех видов социально-бытового сервиса и общения людей.
Получение нового знания (цель науки), неразрывно связано с одной из целей образования — распространением нового знания. Оно также претерпевает значительные изменения. Во-первых, благодаря информационным технологиям образование становится все более доступным. Они также способствуют развитию творческих навыков, логического мышления обучающихся, умению решать комплексные проблемы. Увлечение новыми информационными технологиями, как правило, расширяет и углубляет разносторонность интересов подростков, делает их более адаптированными, приспособленными к условиям постоянно технологически изменяющейся окружающей среды, готовит их к тому, что скоро их поколение будет двигать вперед науку и способствовать прогрессу.
3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» на товары, предназначенные для длительного пользования, к которым относятся и телевизоры, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель обязывается обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению. Более того, изготовитель вправе устанавливать на такой товар гарантийный срок — то есть период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, если не докажут, что они возникли после передачи товара потребителю из-за нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.
Что же может потребовать потребитель в случае поломки телевизора?
потребовать замены на товар такой же марки (этой же модели);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар, имеющий недостаток.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
БИЛЕТ № 3
- 1. Религия, ее роль в жизни современного общества.
- 1. Личность. Межличностные отношения.
- 1. Право, его роль в жизни государства и общества.
- Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;
- Система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
- 1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
- 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер ным и почему?
- 1. Наука в жизни современного общества.
- 1. Политический режим. Демократия.
- 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
- 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
- 1 Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
- 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
- 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
- 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
- 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
- 1. Предпринимательство.
- 1.Социальные конфликты, пути их решения.
- 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
- 1. Семья как малая группа.
- 1.Особенности подросткового возраста.
- 1.Социальные ценности и нормы. Мораль.
- 1. Социальная структура общества.
- 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
- 1. Рынок и рыночный механизм.
- 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
- 1. Экономические цели и функции государства.