1.Социальные ценности и нормы. Мораль.
Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальные нормы можно разделить на несколько видов:
нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;
правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкциони рованные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обяза тельно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;
религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;
политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;
эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.
Мораль — один из видов социальных регуляторов, совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде. Содержание морали составляет совокупность принципов и норм, которые способны оказывать особое, духовное воздействие на поступки людей, служат образцом, идеалом гуманного поведения. К ним можно отнести, например, принцип гуманизма (человечность, справедливость, милосердие) или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание», «не лги» и т.д.
Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Нормы морали различаются не только по содержанию предписания, но и по своему источнику. Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ и др.), общественное мнение и, наконец, сам человек (по выражению Канта — его «самообязывающий разум»). Подлинно моральной норма становится только тогда, когда содержащееся в ней требование осознается самим человеком как внутреннее веление самому себе, как субъективная необходимость.
Нормы морали, несомненно, исторически изменчивы и выражают интересы тех или иных групп людей. Каждый человек выбирает для себя те ценности морали, на которые он ориентируется в своей ежедневной жизни. Однако за свою историю человеческое общество сформулировало идеалы, которые служат моральными ориентирами для каждого человека, помогают ему чувствовать себя достойной личностью, дают уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что живет он не напрасно, что будущие поколения смогут вспомнить его добрым словом. Это те нормы, которые выдержали проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение. Такие проверенные временем моральные правила стали общечеловеческими моральными ценностями. К основным нравственным ценностям относятся прежде всего совесть, достоинство и честь, ответственность и долг, жалость и милосердие, любовь к ближнему и самоотверженность.
Суммируя вышесказанное, отметим, что отличие норм морали от других социальных регуляторов заключается в следующем:
главной целью нормы морали является побуждение человека к совершенству, к добру в широ ком смысле слова;
нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека;
нормы морали очерчивают сферу безусловно запретного поведения, побуждают человека жить сообща с другими людьми согласно «золотому правилу нравственности», которое гласит: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г. и вступивший в действие с 1 января 1997 г., воплотил в себе гуманистические начала уголовного права, последовательно реализовывая принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Уголовный кодекс РФ ориентирован в первую очередь на охрану от преступных посягательств жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан, а также на предупреждение преступлений.
В отличие от прежних Уголовных кодексов, ставивших на первое место защиту государственных интересов, Особенная часть УК начинается с раздела о преступлениях против личности. Конституция провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это обязанность государства Защита личности предполагает прежде всего защиту жизни и здоровья человека, что согласуется с нормами международного права (ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.).
В раздел VII «Преступления против личности» Особенной части Уголовного кодекса РФ входят следующие главы: гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья», гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», гл. 18 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности», гл. 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних».
3. В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принадлежности. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления?
Любой несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, в соответствии со ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.
При согласии обоих родителей объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (так называемая эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства (орган, создаваемый при администрации муниципального образования).
Если же родители (или один из них) против объявления несовершеннолетнего дееспособным, он вправе добиться признания полной дееспособности в судебном порядке. Однако следует помнить важный момент: родители с момента признания несовершеннолетнего полностью дееспособным не несут ответственности по его обязательствам, в том числе возникшим вследствие причиненного несовершеннолетним вреда, — ответственность в полном объеме возлагается на него.
БИЛЕТ № 20
- 1. Религия, ее роль в жизни современного общества.
- 1. Личность. Межличностные отношения.
- 1. Право, его роль в жизни государства и общества.
- Узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;
- Система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
- 1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
- 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете вер ным и почему?
- 1. Наука в жизни современного общества.
- 1. Политический режим. Демократия.
- 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
- 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
- 1 Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
- 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
- 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
- 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
- 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
- 1. Предпринимательство.
- 1.Социальные конфликты, пути их решения.
- 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
- 1. Семья как малая группа.
- 1.Особенности подросткового возраста.
- 1.Социальные ценности и нормы. Мораль.
- 1. Социальная структура общества.
- 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
- 1. Рынок и рыночный механизм.
- 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
- 1. Экономические цели и функции государства.