logo search
Учебник ИП-2009 (01)

3.4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Институт извещений и вызовов в исполнительном производстве впервые закреплен в гл. 4 Закона об исполнительном производстве, и это соответствует дальнейшей детализации процедур исполнения и укреплению процессуальных гарантий реализации прав граждан и организаций.

Сейчас законодательство об исполнительном производстве, как и любая другая сфера процессуального права (уголовный процесс, гражданский процесс, арбитражный процесс), наряду с другими общими положениями регламентирует порядок совершения судебным приставом-исполнителем особого рода мероприятий (извещения и вызовы), связанных с информированием лиц, участвующих в исполнительном производстве, относительно осуществляемых процессуальных действий.

В соответствии со ст. 24 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются:

1) об исполнительных действиях (например, копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, – ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

2) о мерах принудительного исполнения (перечень мер указан в ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве и не является исчерпывающим).

В свою очередь указанные лица вызываются:

1) к судебному приставу-исполнителю (п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве);

2) на место совершения исполнительных действий (ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Институт извещений и вызовов должен применяться и в тех случаях, когда лица, участвующие в исполнительном производстве, извещают судебного пристава-исполнителя, других участников о действиях и событиях, связанных с исполнительным производством. В этом случае действовали бы те гарантии по способам и форме извещения, которые предусмотрены в гл. 4 Федерального закона об исполнительном производстве. Например, в соответствии с постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 января 2008 г. № Ф09-680/07-С4 cуд удовлетворил требование заявителя об изменении способа и порядка исполнения судебного акта и обязал общество принять от заявителя в счет исполнения договора денежные средства взамен выполнения работ на ту же сумму ввиду наличия письма должника с извещением о невозможности предоставления заявителю фронта работ, так как окончание строительства жилого дома откладывается. В указанном примере соблюдение порядка извещения привело к удовлетворению заявленных требований.

В ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве установлены общие способы извещений и вызовов:

1) повестка с уведомлением о вручении;

2) телефонограмма;

3) телеграмма;

4) с использованием электронной, иных видов связи и доставки;

5) лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить соответствующее извещение.

Причем в ст. 24 Закона об исполнительном производстве не указан один из главных способов извещения, традиционно используемый в процессуальной сфере, – заказное письмо с уведомлением о вручении, говорится лишь о повестке с уведомлением о вручении, что не одно и то же. Однако как наиболее действенный способ он, несомненно, должен использоваться в практике деятельности службы судебных приставов.

Некоторые из указанных способов извещений и вызовов более детально урегулированы специальным законодательством о почтовой и телеграфной связи. Отношения в этой области регулируются Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»60, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»61, а порядок оказания услуг регулируется правилами оказания услуг почтовой и телеграфной связи, утверждаемыми Правительством РФ. В данный момент действуют Правила оказания услуг почтовой связи

(утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221)62и Правила оказания услуг телеграфной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222)63.

В ч. 2 ст. 24 Закона об исполнительном производстве предусмотрено два исключения из общего правила, в соответствии с которыми судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве. К таким исключениям относятся: а) случаи немедленного исполнения; б) реализация обеспечительных мер.

Случаи немедленного исполнения предусмотрены соответствующим процессуальным законодательством (ст. 211 и 212 ГПК и ст. 182 АПК), а также законодательством об исполнительном производстве. Например, в самом Законе об исполнительном производстве предусмотрено, что вступивший в законную силу судебный акт об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит немедленному исполнению (ч. 3 ст. 77 Закона об исполнительном производстве).

В свою очередь реализация обеспечительных мер возможна в силу ч. 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, поскольку в заявлении о возбуждении исполнительного производства может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Следовательно, если данное ходатайство будет удовлетворено судебным приставом-исполнителем, то он вправе совершать исполнительные действия по наложению ареста без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

В ч. 3 и 4 ст. 24 Закона об исполнительном производстве определено место направления извещений в зависимости от категории извещаемого субъекта.

Физические лица извещаются по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Кроме того, извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

Организации извещаются по их юридическому адресу или по юридическому адресу представительств или филиалов. Кроме того, извещение может направляться по адресу, указанному организацией, судебному приставу-исполнителю в письменной форме.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, при этом государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Согласно ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»64государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Несоблюдение указанных правил о месте направления извещений может повлечь неблагоприятные последствия, вплоть до отмены выносимых постановлений. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2007 г. № Ф08-1960/07 отмечается, что в материалах дела отсутствуют доказательства извещения судебным приставом-исполнителем общества о возбуждении исполнительного производства по адресу государственной регистрации должника, известному судебному приставу-исполнителю, поэтому суд сделал правильный вывод о неправомерности действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона об исполнительном производстве лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом. В данном случае речь идет о специфическом виде неимущественной ответственности в исполнительном производстве.

Для применения санкции в виде принудительного привода необходимы следующие условия: а) вызов гражданина или должностного лица возможны лишь по возбужденному исполнительному производству в связи с совершением исполнительных действий; б) вызываемое лицо должно быть с достоверностью извещено о необходимости явки в точно указанное место и время; в) отсутствуют уважительные причины неявки по требованию судебного пристава-исполнителя.

Сама процедура принудительного привода должна соответствовать требованиям, установленным приказом Министерства юстиции РФ от 3 августа 1999 г.65, и заключается в следующем. В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу на основании определения суда или постановления судьи, доставляется к месту вызова принудительно путем сопровождения его судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группой судебных приставов.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов или группа приставов в день привода выезжают к месту фактического нахождения лица, подлежащего приводу, устанавливают по документам его личность, объявляют ему под роспись определение или постановление суда либо судебного пристава-исполнителя.

В случаях злостного неповиновения или сопротивления законным требованиям судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов для осуществления привода имеет право применять физическую силу, специальные средства и оружие в порядке, определенном Законом о судебных приставах.

При доставлении лица судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов составляет акт, в котором указывает место, время и характер правонарушения, принятые к лицу меры, свидетелей. Акт передается председателю суда, председательствующему в судебном заседании либо судье, по постановлению или определению которых был осуществлен привод. Старшему судебному приставу о произведенном приводе судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов согласно акту докладывает рапортом, который направляется в органы внутренних дел для проведения проверки и принятия к нарушителю предусмотренных законом мер.

В ст. 24 Закона об исполнительном производстве установлены основные способы извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве: повестка с уведомлением о вручении; телефонограмма; телеграмма; с использованием электронной, иных видов связи и доставки; лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить соответствующее извещение.

В отношении всех из указанных способов извещения предъявляются общие требования по их содержанию. Общие требования в виде обязательных реквизитов перечислены в ч. 1 ст. 25 Закона об исполнительном производстве.

При этом если адресату вместе с повесткой, иным извещением направляется копия постановления судебного пристава-исполнителя, то сведения о наименовании или номер исполнительного производства, по которому извещается или вызывается адресат, а также дата, время и место совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения в извещении могут не указываться. Например, данные сведения могут отсутствовать в повестке, ином извещении, которое направляется вместе с копией постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, которое не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Помимо общих требований к отдельным видам извещений предъявляются и специальные требования. Так, в соответствии с п. 55 Правил оказания услуг телеграфной связи доставляемая адресату телеграмма должна иметь служебный заголовок, содержащий сведения о пункте подачи, номер телеграммы, количество слов, дату и время подачи телеграммы, содержание телеграммы, поданной отправителем. На доставляемой адресату телеграмме должен быть оттиск календарного штемпеля, содержащего наименование оператора связи и пункта связи, осуществляющего доставку телеграммы, и календарную дату (п. 56 указанных Правил). Кроме того, телеграммы должны доставляться адресатам отпечатанными на светлой бумаге. В отдельных случаях при отсутствии в пункте связи, осуществляющем доставку телеграмм, технической возможности для оформления телеграмм в отпечатанном виде допускается оформлять телеграммы в рукописном виде (п. 58 Правил оказания услуг телеграфной связи).

Обязательное условие повестки или иного извещения, которое должно быть отражено в содержании, – это указание на последствия неявки адресата по вызову.

В данном случае в повестке, ином извещении должно быть прямо указано, что нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2500 руб.; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 тыс. до 100 тыс. руб. (ст. 17.14 КоАП).

Примерная форма повестки в качестве рекомендации применения должна быть в будущем разработана Федеральной службой судебных приставов и утверждена соответствующим подзаконным актом. В настоящий момент имеется лишь приложение № 44 приказа Федеральной службы судебных приставов от 28 февраля 2006 г. № 22 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для реализации Инструкции по документационному обеспечению (делопроизводству) исполнительных производств в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов»66, в котором установлена форма извещения о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю (к месту совершения исполнительных действий).

В ст. 26 Закона об исполнительном производстве регламентируется порядок доставки повестки, иного извещения.

Установлено правило, согласно которому такие документы направляются судом:

1) по почте;

2) путем вручения адресату непосредственно по месту нахождения адресата. Для такого случая законодатель в ч. 1 ст. 26 Закона об исполнительном производстве установил правило, согласно которому для удостоверения личного вручения получатель должен совершить расписку;

3) в случаях, не терпящих отлагательства, – путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. При этом на копии переданного текста, остающейся в подразделении судебных приставов, указываются фамилия лица, передавшего этот текст, дата и время его передачи, а также фамилия лица, его принявшего.

В соответствии с п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи67регистрируемые почтовые отправления принимаются в объектах почтовой связи с обязательным указанием адреса отправителя. При приеме регистрируемого почтового отправления отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового отправления (почтового перевода), фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового отправления (почтового перевода).

Документы, подтверждающие направление повестки, другого извещения и их получение адресатом в порядке, установленном настоящей статьей (уведомление о вручении, расписка, иные документы), приобщаются к материалам дела. Это в последующем может быть доказательством соблюдения судебным приставом-исполнителем всех процессуальных норм извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Если ст. 26 Закона об исполнительном производстве регулирует вопрос о способах доставки повестки, иного уведомления, то в ст. 27 данного Закона закреплен порядок вручения повестки, иного извещения.

Вне зависимости от того, кому адресуется повестка, иное извещение – физическому лицу или организации, надлежащим вручение может считаться, только если имеется расписка на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении.

Расписка на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении может быть выполнена: а) лично гражданином, которому направляется повестка, иное извещение; б) кем-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия, если лицо, доставляющее повестку, иное извещение, не застанет вызываемого гражданина по месту его жительства; в) работником организации, который расписывается в получении повестки, иного извещения на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности, если повестка, иное извещение адресовано организации.

Необходимо учитывать, что порядок доставки почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи (п. 33 Правил оказания услуг почтовой связи). Кроме того, в соответствии с п. 60 Правил оказания услуг телеграфной связи телеграммы, адресованные гражданам по месту их нахождения (жительства), должны вручаться лично адресату или (в его отсутствие) совершеннолетнему члену семьи. При этом телеграммы с отметками «уведомление телеграфом», «уведомление телеграфом срочное» и «заверенная» должны вручаться при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Телеграмма, в адресе которой указано два (или более) адресата, может быть вручена любому из адресатов. При отсутствии адресата и совершеннолетних членов семьи или при иных не зависящих от оператора связи обстоятельствах, препятствующих вручению телеграммы, оператор связи обязан оставить извещение о поступлении телеграммы в абонентском шкафу (почтовом ящике) адресата. Если адресат не обратился за получением телеграммы по извещению в течение суток, оператор связи должен принять меры к повторной доставке телеграммы.

Телеграммы, адресованные организациям и (или) должностным лицам, а также направляемые по адресу полевых почт, войсковых частей, морских и речных судов либо по месту временного нахождения граждан (общежития, дома отдыха, санатории, пансионаты, оздоровительные лагеря, больницы, коллективные садоводческие товарищества и т.п.), вручаются в пункте назначения лицу, уполномоченному на получение телеграмм для последующего вручения адресату, только при наличии договора между соответствующим юридическим лицом и оператором связи, осуществляющим доставку телеграммы (п. 62 Правил оказания услуг телеграфной связи).

При вручении адресату повестки, иного извещения необходимо проверить документы, удостоверяющие личность, поскольку можно столкнуться со злоупотреблениями в тех случаях, когда роспись в уведомлении о вручении проставляет лицо, не состоящее в трудовых отношениях с организацией, которой адресуется повестка, иное извещение.

В случае отсутствия адресата лицо, доставляющее повестку, иное извещение, отмечает на уведомлении о вручении, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение, или делает отметку об отсутствии таких сведений (ч. 3 ст. 27 Закона об исполнительном производстве).

Однако если повестка, иное извещение направляются по почте, то действуют несколько иные правила, предусмотренные Правилами оказания услуг почтовой связи. Так, согласно п. 35 указанных Правил почтовые отправления при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя). При неявке адресата за почтовым отправлением в течение пяти рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение. По истечении установленного срока хранения не полученные адресатами (их законными представителями) регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.

В любом случае почтовые квитанции, уведомление о вручении приобщаются к материалам исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. от 18 июля 2006 г.68)). Поэтому лица, участвующие в исполнительном производстве, как национальные, так и иностранные, могут свободно менять место жительства. Однако в ст. 28 Закона об исполнительном производстве закреплена их обязанность сообщать в подразделение судебных приставов об изменении своего адреса во время производства по делу.

Применяя данное требование, необходимо учитывать два обстоятельства:

1) указанное правило распространяется не только на стороны (взыскателя и должника), но и на других лиц, участвующих в исполнительном производстве и указанных в ст. 48 Закона об исполнительном производстве, – это лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и др.);

2) обязанность сообщать о перемене своего адреса существует только во время ведения исполнительного производства (с момента возбуждения и до окончания исполнительного производства).

Участвующее в исполнительном производстве лицо, не выполняющее данную обязанность, несет неблагоприятные последствия этого: копии судебных актов направляются по последнему известному суду адресу и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не находится или не проживает (процессуальная фикция). Кроме того, в ст. 113 Закона об исполнительном производстве предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.

В ст. 29 Закона об исполнительном производстве особо урегулирован случай отказа адресата принять (получить) повестку, иное извещение. В этом случае лицо, ее доставляющее или вручающее, должно зафиксировать отказ путем отметки об этом на уведомлении о вручении, которое подлежит возврату в подразделение судебных приставов. Ранее согласно п. 109 Правил оказания услуг почтовой связи 2000 г.69(утратили силу) в случае отказа адресата от получения поступивших почтовых отправлений или почтовых переводов он должен был сделать отметку об этом на почтовом отправлении или извещении. Если адресат отказывался сделать такую отметку, ее делал почтовый работник. Сейчас в соответствии с п. 36 Правил оказания услуг почтовой связи 2005 г. лишь предусмотрено, что почтовое отправление возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его законного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи.

Таким образом, отказ адресата (его законного представителя) от получения почтового отправления является одним из оснований его возвращения по обратному адресу. Кроме того, в соответствии с п. 66 Правил оказания услуг телеграфной связи при невозможности доставки телеграммы по не зависящим от оператора связи причинам об этом извещается пункт подачи с указанием причины невручения телеграммы для последующего сообщения отправителю, если отправитель указал при подаче телеграммы свой адрес или телефон. Поэтому положения ч. 1 ст. 29 Закона об исполнительном производстве являются необходимыми для лица, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить соответствующее извещение (ст. 24 Закона об исполнительном производстве), но не обязательными в тех случаях, когда извещение лицу, участвующему в исполнительном производстве, вручается работником почтовой организации.

В ч. 2 ст. 29 Закона об исполнительном производстве предусмотрены нормы о презумпции извещенности, в соответствии с которыми лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: адресат отказался от получения повестки, иного извещения; несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу.

В отношении второго основания применения данной презумпции полагаем, что презумпция извещенности лица, которому в почтовый ящик положили почтовое извещение, не является обоснованной и нарушает процессуальные права извещенного при наличии уважительных причин (болезнь, нахождение в командировке). Думается, что необходимо собирать доказательства факта получения повестки соответствующим лицом. Такие сведения, например, могут быть получены от сотрудника органа внутренних дел.